1

3
5
4
6
9
10
2
дударь
21 ночь – и фрески Микеланджело засияли вновь

Журнал Cleaning №1, 2013 год

Аппарат-паук был доставлен в Сикстинскую капеллу ночью и спрятан за ширмой, расположенной в углу нефа рядом с дверью в Царский зал (Sala Regia). Ждали ухода последнего посетителя. Уже стемнело, когда паук появился из своего укрытия и бесшумно заскользил на гусеничной тяге в центр огромного пустынного зала. Выдвинулись четыре опоры с присосками, с помощью которых аппарат был зафиксирован на полу. Потом выдвинулась длинная рука с платформой, куда забрались два реставратора, вооруженные пуховками, аспираторами и плоскими кистями. Аппарат поднял их на высоту 15 метров к люнетам с сивиллами и пророками, созданными Микеланджело. Так начался обряд удаления пыли в Сикстинской капелле, в которой две с половиной тысячи квадратных метров поверхности покрыты фресками. Эта процедура продолжалась в течение 21 ночи. Удаление пыли с фресок Сикстинской капеллы имеет давнюю традицию. Начало ей положил папа Паоло III Фарнезе, назначив своим указом 26 октября 1543 года ответственного за сохранность росписей. Тогда прошло ровно два года с тех пор, как Микеланджело в последний раз коснулся кистью фрески «Страшный суд». Очищение каждой фигуры производилось с помощью льняной тряпочки и слегка увлажненного хлебного мякиша.

В 1897 году Луиджи Лаис занимался полной очисткой от пыли росписей Сикстинской капеллы, в основном используя пуховки и мягкую шерсть там, где без этого нельзя обойтись, чтобы ни в коем случае не повредить слой красок, покрытый тончайшей и прозрачной пленкой и ставший твердым, как эмаль. Эта пленка образовалась из слоев льняного и орехового масел, которые веками наносились на фрески, чтобы оживить цвета, потемневшие от грязи и дыма свечей.

Антонио Паолуччи, назначенный директором ватиканских музеев в декабре 2007 года, восстановил план периодической чистки. Помня о начинаниях папы Паоло III Фарнезе, он создал бюро, отвечающее за сохранность фресок, которое должно следить за всеми новинками современных технологий, помогающих сохранять и предотвращать разрушение росписей. Задача бюро – постоянно следить за показателями температуры, влажности, содержанием углекислого газа, скоростью и направлением перемещения воздуха в каждом уголке ватиканских музеев, включая, естественно, и Сикстинскую капеллу. Летом 2010 года обнаружилось, что стены капеллы были покрыты толстым слоем шерстяной пыли. Тут же были организованы работы по их очистке. Тогда в первый раз аппарат-паук появился в Сикстинской капелле. С помощью его выдвигающейся и удлиняющейся руки легко добраться до самых высоких участков свода и до алтарной части, до стены с изображением страшного суда. Когда раньше проводили очистку от пыли, устанавливали леса высотой 20 метров. Сейчас их используют только для очистки цикла росписей художников XV века, которые располагаются на десятиметровой высоте. В процедуре удаления пыли участвует десяток реставраторов ватиканских музеев. Они, как хирурги в операционном зале, концентрируются на нескольких квадратных сантиметрах росписи, стараясь забыть о величии фигур, которые парят в глубине лазурного пространства, созданного Микеланджело. Работа продолжается с восьми вечера до полуночи. Помимо удаления загрязнения со стен, реставраторы отбирают образцы пыли для последующего анализа в научных лабораториях; воспроизводят на отпечатанных заранее схемах графику росписей; исследуют с помощью лампы Вуда консистенцию красок; изучают плотность прилегания фресок к стене. Помимо реставраторов, в Сикстинской капелле постоянно работают три человека: две женщины и один мужчина. Они являются служащими компании, которая получила подряд на уборку. Они моют ступеньки алтаря тряпками и щетками и чистят многоцветный наборный паркет электрическим полотером. В пятницу они чистят латунные решетки на полу и хоры, осторожно проводя пурпурными пуховками по стенам, которые первоначально были покрыты фресками, а в настоящий момент плотно покрыты граффити, сделанными в течение шести веков певчими, желающими оставить о себе память. На стенах написаны имена, даты, есть даже нотный стан. Среди надписей фигурирует имя Жоскена Депре, одного из главных представителей франко-фламандской полифонической школы. Недавно некоторые ученые идентифицировали его в «Портрете музыканта» Леонардо да Винчи. Он служил в Сикстинской капелле в период с 1489 по 1495 год и стал знаменитым благодаря отзыву Мартина Лютера: «Другие музыканты должны следовать нотам, но Жоскен создает музыку, и ноты ему подчиняются».

В еще более конфиденциальной манере осуществляется уборка «комнаты слез» и двух небольших комнат – хранилищ реликвий, куда можно войти через маленькую дверцу, расположенную слева от алтаря. Единственные миряне, которые там каждое утро проводят обычную уборку, – это трое хранителей капеллы, выбранные среди 280 служителей музеев Ватикана. Между собой они называют себя в римском стиле «систинарии». Итак, работы по очистке и реставрации закончены. Но миллионы туристов в грязной одежде, ежегодно посещающие капеллу, являются причиной загрязнения фресок – шедевров Микеланджело, которые снова быстро покроются килограммами грязи. Поэтому дирекция Ватикана приняла решение, что с 2013 года туристы будут проходить через специальную ячейку, где все посетители капеллы отныне будут очищаться от пыли и грязи перед тем, как в нее войти. «Сто метров перед входом будут покрыты ковром, который будет счищать грязь с обуви, а установленные по бокам специальные пылесосы будут втягивать пыль с одежды. Кроме того, мы понижаем температуру в помещении, чтобы уменьшить влияние тепла и влажности от тел», – сказал Антонио Паулуччи, директор музеев Ватикана.

По материалам «Corriere Della Sera», Италия

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction