1
ProMop

1
3
2
4
5
6
7
9
10
RX-500
рек
рек1
cleanpro 2
...А с бумажкой – человек

Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА.
Журнал Cleaning №4, 2009 год

 

– Есть хотите?
– Нет, наоборот.
(Из записных книжек И. Ильфа и Е. Петрова)

Идет тетка по улице, на ней бусы из туалетной бумаги. Навстречу ей идет другая. Спрашивает: «Где бумагу дают?» Та ей отвечает: «Да я ее из химчистки несу». Когда я рассказала этот «лохматый» анекдот сыну, он спросил: «Неужели туалетная бумага может быть дефицитом?»
Те времена канули в вечность. Сегодня на отечественном рынке туалетной бумаги чего только не сыщешь: от самой простенькой серенькой дешевой отечественной по цене от 5 до 8 рублей (в зависимости от регионов) до дорогостоящей японской от 80 рублей за рулон.

Что такое туалетная бумага?

Это целлюлозно-бумажная продукция, основными параметрами которой являются:

  • высокая гигроскопичность;
  • низкая механическая прочность и малое содержание связующих веществ;
  • отсутствие или низкое содержание веществ, препятствующих разрушению бумаги под действием воды и других факторов;
  • неокрашенность или применение узкого круга экологически и медицински нейтральных красителей и отдушек.

Туалетная бумага в мире

Собственное российское производство туалетной бумаги составляет, по данным 2008 года, 1774,19 млн условных рулонов, или примерно 12,5 рулона на человека в год. В основном же потребности рынка удовлетворяются за счет импорта. Наиболее широко представлена бумага производства Украины, Казахстана, Польши, Финляндии, Германии, Италии и др. Кроме того, такие известные компании, как Georgia Pacific, SCA Hygiene Products, открыли свое производство в России главным образом из-за низкой стоимости макулатуры. В ближайшем будущем планируется создание целого ряда новых линий по производству туалетной бумаги. К сожалению, нет точных данных о количестве ее потребления в нашей стране. А абсолютными мировыми лидерами потребления туалетной бумаги на душу населения являются США – 7 кг в год на человека, то есть при условном весе американского рулончика 90 г каждый американец использует более 6 рулонов в месяц.

Производство туалетной бумаги

Туалетная бумага по способу производства подразделяется на бумагу из вторичного сырья (макулатуры) и произведенную из чистой целлюлозы. Процессы производства обоих видов незначительно различаются: в первом случае необходим тщательный отбор бумажного сырья. Для производства бумаги из макулатуры может использоваться белая бумага с линовкой, книжно-журнальная и архивная (без переплетов, обложек и корешков, картон и обрезки картона, газетная бумага и газеты, газетная обрезь), которая после роспуска очищается от посторонних примесей. После роспуска сырья процесс производства одинаков.

Бытует расхожее мнение, что бумага из целлюлозы более качественная, мягкая и экологически чистая. Так оно и было. Вспомним нашу советскую грязно-серого цвета продукцию, напоминавшую скорее мягкий наждак. Но сегодня оборудование позволяет производить бумагу из макулатуры практически не отличимую от бумаги из целлюлозы, а даже превосходящую ее по некоторым показателям, о которых будет сказано ниже, поэтому будет неправильным при ее выборе основываться на типе исходного сырья, поскольку экологически чистое сырье и экологически чистая продукция отнюдь не синонимы.

По мнению американского Natural Resources Defence Council (Совет по защите природных ресурсов), пристрастие американцев к мягкой туалетной бумаге из натуральной целлюлозы наносит окружающей среде больше вреда, чем езда на «Хаммерах». Причина – в использовании природной древесины ради продукта, используемого 3 секунды. Сейчас в США идет активная кампания по разъяснению, как дорого обходятся природе американские «туалетные вкусы». Кстати, один из мировых лидеров производства туалетной бумаги американская компания Kimberly Clark подчеркнула, что уже давно производит туалетную бумагу из макулатуры.

Очень любопытные новости пришли с Украины. Ученые Киевского политехнического института разработали технологию получения недорогого и качественного сырья для производства бумажной продукции из соломы злаковых культур. Разработан и запатентован ряд модификаций органосольвентных способов, при которых процесс делигнификации (удаления из соломы связывающего вещества – лигнина) проходит в органической среде мягко с минимальным загрязнением окружающей среды и большим выходом конечного продукта. Трудно переоценить значение такой технологии, учитывая, что ежегодно на Украине остаются неиспользованными 20 880 тысяч тонн соломы. Остается только пожелать нашим соседям, чтобы столь полезное изобретение нашло реальное воплощение в жизнь.

Спрос на туалетную бумагу

Самая распространенная в быту, особенно в регионах, родная отечественная недорогая продукция типа «54 метра». Более дорогая, двух- и трехслойная бумага используется чаще всего в коммерческом секторе. Это объективное status quo, поскольку импортная бумага более эстетична, лучше упакована, следовательно, более приспособлена для хранения при оптовых закупках да еще имеет и ряд субъективных преимуществ, например цветовую гамму, рисунок, ароматизацию.

По данным журнала «Деньги», картина спроса на бытовом уровне выглядит так, как представлено в таблице (в порядке снижения).

Критерии качества

На сайте toilet.ru проводились испытания нескольких марок, результаты которых мы здесь приводим. Оговоримся сразу, что данные испытания основаны больше на субъективных критериях. Не учтен основной объективный критерий, особенно важный для зон с высокой проходимостью, а именно период распада.

  1. Туалетная бумага «Малиньскi волошки», ООО «Папир-Мал», Украина
    Туалетная бумага от украинского производителя. Переработана из макулатуры, невыбеленная. Бумага неряшливого внешнего вида, с вкраплениями, на бумаге видны следы типографской краски. Жестковата. Отрывается клоками, так как не имеет линий перфорации. Сплошная намотка (без отверстия в центре для навески на стандартный бумагодержатель).
    Оценка по 10-балльной шкале: 2.
  2. Туалетная бумага «Свежесть», УПП 8, Москва
    Туалетная бумага от отечественного производителя. Переработана из макулатуры, серая, невыбеленная. Внешний вид более аккуратный, чем «Малиньскi волошки». Жестковата, набитый на ней мелкий рубчик создает эффект «наждачной бумаги». Отрывается клоками, так как не имеет линий перфорации.
    Оценка по 10-балльной шкале: 2.
  3. Туалетная бумага «54 метра», ООО «Эй Си Эй Хайджин Продактс Раша»
    Туалетная бумага от отечественного производителя. Серая (из макулатуры, невыбеленная), несколько жестковатая. По линии перфорации практически не отрывается.
    Оценка по 10-балльной шкале: 3.
  4. Туалетная бумага «Мягкий знак», Сясьский ЦБК
    Неплохая туалетная бумага от отечественного производителя. Тонкая, в меру белая и мягкая, по линии перфорации, как и другие отечественные аналоги, почти не отрывается. Дешевле импортных туалетных бумаг, но при покупке надо учитывать, что бумага однослойная: расход ее (по метражу) в 2–3 раза выше, по сравнению с 2-слойной, тем более 3-слойной бумагой.
    Оценка по 10-балльной шкале: 4.
  5. Туалетная бумага «ЕВРО стандарт», ООО МАДЭН-торг
    Туалетная бумага от отечественного производителя. В меру белая. Недостаток: если по ошибке воспользоваться не той стороной бумаги, набитый на ней мелкий рубчик создает эффект «наждачной бумаги». По линии перфорации отрывается плохо.
    Оценка по 10-балльной шкале: 4.
  6. Туалетная бумага Papirus Сlub, ООО «ТГР», Промышленная группа «Троярд», Санкт-Петербург, Россия Лучше классической отечественной туалетной бумаги, однако в сравнении с импортными аналогами бумага среднего качественного уровня. Очень тонкая, белая. Для любящих комфорт на ощупь немного жестковата. Отрывается клоками, так как не имеет линий перфорации.
    Оценка по 10-балльной шкале: 4.
  7. Туалетная бумага Lotus (Family), ЗАО «Джорджия-Пасифик»
    Лучше классической отечественной туалетной бумаги, однако в сравнении с импортными аналогами бумага среднего качественного уровня. Для любящих комфорт на ощупь жестковата, с трудом отрывается по линии перфорации.
    Оценка по 10-балльной шкале: 5.
  8. Туалетная бумага «ZEWA Плюс», ООО «Эс Си Эй Хайджин Продактс Раша»
    Лучше классической отечественной туалетной бумаги, однако в сравнении с импортными аналогами бумага среднего качественного уровня, аналогичная Lotus (Family). Однако на ощупь немного мягче предыдущей. Мелкий рубчик не создает эффект «наждачной бумаги», как в «ЕВРО стандарте».
    Оценка по 10-балльной шкале: 5.
  9. Туалетная бумага Regina, Польша
    Двухслойная мягкая бумага, по перфорации отрывается легко, при этом не расслаивается.
    Оценка по 10-балльной шкале: 7.
  10. Туалетная бумага Kleenex, ООО «Кимберли-Кларк»
    Бумага высокого качества. Очень мягкая, легко отрывается по линии перфорации. Из испытанных образцов пока единственная туалетная бумага, которой единодушно дана высокая оценка всеми экспертами.
    Оценка по 10-балльной шкале: 8.

ВНИМАНИЕ:
Чаще всего подделывается туалетная бумага «54 метра». Отличить подделку можно по плохой, неплотной намотке и неаккуратной склейке внешней обертки. Поддельная бумага представляет опасность, так как изготавливается в антисанитарных условиях из исходного сырья сомнительного качества. Не исключено, что, отмотав лоскут, вы увидите на бумаге отпечатки подошв сапог изготовителя.

Что же выбрать?

Итак, правильный выбор туалетной бумаги должен основываться как на объективных критериях (гигроскопичность, скорость распада, качество просечек), так и на субъективных (мягкость, эстетичность).

Скорость распада очень важна, так как быстро растворяющаяся в воде бумага обеспечивает нормальное функционирование канализационных сетей. Проведенные компанией British Gas испытания показали, что лучше всего растворяется однослойная бумага, изготовленная из вторичного сырья. Скорость распада – 3 минуты. Трехслойная бумага «Алоэ вера» растворяется через 26 минут, бумага IZAL с лекарственными добавками – 30 минут, газетная бумага – 30 минут, а влажные салфетки растворялись 5 дней (они, правда, и не предназначены для спуска в унитаз). Вообще говоря, убого выглядят до сих пор встречающиеся в туалетах надписи «туалетную бумагу в унитаз не бросать!». Это лишний раз подчеркивает полное отсутствие у нас культуры в отношении нормального жизненно важного процесса. Пора объяснить уборщицам, что туалетная бумага как раз и предназначена для того, чтобы ее бросали в унитаз!

Качество просечек позволяет сохранить целостность рулона (он не сминается при отрыве).

Остальные факторы относятся к субъективным. Конечно, лучше смотрится белоснежная или нежных цветов бумага, а если еще и с приятным ароматом... Однако будьте осторожны! Некоторые виды красителей могут вызывать аллергическую реакцию у особо чувствительных людей. Отдушки же являются чистым PR-ходом, поскольку обычно отдушка наносится на патрон и выдыхается уже через несколько часов. Мягкость, хотя и считается субъективным фактором, на мой взгляд, должна быть одним из определяющих из-за высокой чувствительности слизистой оболочки.

Как показывает жизнь, в большей части коммерческого сектора предпочитается белая высококачественная неароматизированная бумага.

Приколы

Среди прочих предложений на рынке туалетной бумаги существуют и весьма экзотические. Например, есть бархатистая бумага, бумага со специальными пропитками, в частности лечебная бумага от геморроя, бумага с картинками и анекдотами, бумага со специальным тиснением и водяными знаками, бумага на хлопковой основе. Выпускаются рулоны с изображениями денежных знаков, портретами Буша, американского флага... В прошлом году на рулоне туалетной бумаге был напечатан специальный выпуск газеты «КоммерсантЪ».

Японский писатель Кодзи Судзуки напечатал на туалетной бумаге свой новый рассказ «Капля». Рассказ состоит из 9 глав и занимает около метра длины рулона. На его чтение нужно затратить несколько минут. По мнению издательства, содержание рассказа заставит читателя пережить состояние ужаса в туалете: там говорится о том, как некая волосатая рука может утащить посетителя туалета в унитаз. Стоимость этого туалетного шедевра около 2 долларов США.

Не меньше потрясает фантазия производителей в присвоении названий. Бумагой под названием «Лепота» и «Счастье для попки», может, пользоваться и захочется, а понравится ли вам бумага «Кактус» или «Жесть»?

Чем пользовались наши предки

Проблема, чем подтереться, существует ровно столько, сколько существует человечество. Приведем несколько примеров народной фантазии по странам и континентам с древнейших времен до наших дней.

Во времена Античности греки пользовались камнями и кусками глины, а в общественных туалетах Древнего Рима уже имелись специальные губки на палках, которые дезинфицировались в соляном растворе. В конце XIV века китайские императоры начали использовать бумагу. Очень разнообразны материалы, которые применяла средне вековая Европа: здесь и сено, и солома, и трава, и старое тряпье, и листья, и кожура фруктов, и снег, и просто вода. Дворянство, однако, пользовалось кусочками мягкой ткани. Но самый экзотический способ предложил Ф. Рабле, у которого Гаргантюа подтирался молодым гусенком. В Америке первые поселенцы заимствовали у индейцев использование кукурузных кочерыжек. В Индии и некоторых арабских странах до сих пор чаще всего подтираются просто левой рукой, которую, конечно же, после этого тщательно моют. Они считают, что туалетной бумагой нельзя хорошо очиститься. Некоторые историки полагают, что именно по этой причине при встрече принято пожимать именно правую руку. По сей день в Сахаре есть места, где сложены две кучки небольших гладких камушков: чистые с правой стороны после использования перекладывают налево, а сильная жара и скарабеи выполняют санитарно-гигиенические функции.

Что же касается непосредственно туалетной бумаги в нашем сегодняшнем понимании, то ее история начинается в 1889 году в США, когда был разработан дешевый способ производства и фирма Scott сразу наладила промышленный выпуск рулонной бумаги, окончательно заменившей свою предшественницу – газету. Европа, погруженная после Первой мировой войны в тяжелейшую разруху и экономический кризис, наладила производство туалетной бумаги только в 1928 году, когда немецкий предприниматель Кленк открыл первую фабрику. Бумага производилась в рулонах по тысяче листков, отделенных друг от друга перфорацией.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction