Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает отнесение услуг по чистке и уборке общего назначения, услуг специализированнх по чистке и уборке, услуг по чистке печей и дымоходов, услуг по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичных услуг (кроме кода 90.01) к категории работ, по которым заказчик обязан проводить электронный аукцион. Таким образом, положение об электронных аукционах победно прошествовало из многократно раскритикованного ФЗ №94 в новый ФЗ №44. Это заставило АРУК обратиться с открытым письмом к Правительству РФ с просьбой отменить положения закона, которые не только тормозят развитие клинингового рынка, но и создают прямую угрозу санитарно-эпидемиологической и экологической среде. Мы приводим текст этого письма полностью.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработан проект перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. В вышеупомянутый перечень в ряду прочих вошли следующие услуги:
- 74.70.13 — Услуги по чистке и уборке общего назначения;
- 74.70.14 — Услуги специализированные по чистке и уборке;
- 74.70.15 — Услуги по чистке печей и дымоходов;
- 90 — Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги (кроме кода 90.01).
Использование аукционной формы выбора подрядчика с единственным критерием «цена услуги» приводит к снижению цены ниже технологически обоснованной, тотальному снижению качества услуг, массовому разорению мелких и средних предприятий, доминированию недобросовестных поставщиков услуги, массовому использованию низкоквалифицированной рабочей силы!
Услуги по профессиональной уборке (клинингу) являются важной составляющей для функционирования всех без исключения организаций, учреждений и предприятий. Качественное проведение уборочных работ способствует созданию благоприятной санитарно-эпидемиологической среды, экологически чистой антропогенной среды, сокращению заболеваемости населения, значительно удлиняет сроки эксплуатации зданий и сооружений без необходимости в ремонтах.
Профессиональное объединение Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК) успешно функционирует начиная с 2000 года, объединяет более 100 компаний сферы клининга различных регионов России. В соответствии с законодательством РФ создана саморегулируемая организация НП «Альянс региональных уборочных компаний», на базе которой ведется активная работа по стандартизации клининговой деятельности, вводятся стандарты качества услуг, системы оценки качества произведенных работ.
В 2002 году АРУК подписала Соглашение о сотрудничестве с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Представители АРУК входят в состав Общественного совета при Управлении Роспотребнадзора по г. Москве.
В 2010 году по инициативе АРУК в рамках Комитета ГД РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии были проведены парламентские слушания «О законодательном обеспечении мер, гарантирующих безопасность среды обитания человека». По результатам парламентских слушаний были выпущены Рекомендации (приложение №1). В частности, рекомендовано:
Создана и одобрена Правительством РФ «Концепция развития клининговой деятельности в РФ на период до 2020 года» (приложение №2).
Эксперты АРУК принимают участие в работе рабочей группы по развитию конкуренции Департамента по конкурентной политике г. Москвы.
В рамках ТПП РФ создан Подкомитет по предпринимательству в сфере клининга.
Исходя из вышеизложенного, АРУК, как ведущее профессиональное сообщество сферы клининга в РФ, обращается с просьбой принять все необходимые меры по исключению видов деятельности, относящихся к уборке, из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. В противном случае профильные компании будут лишены возможности предложить заказчикам качественные услуги, что одновременно приведет к сокращению количества квалифицированных рабочих мест, ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, повышению уровня заболеваемости населения. А также «отбросит» развитие отечественной сферы профессиональной уборки на многие годы назад в общемировом масштабе!