1
ProMop

1
3
2
4
5
6
7
9
10
RX-500
рек
рек1
cleanpro 2
Автошампуни для бесконтактной мойки

Автор: Владимир ЧАЛЫЙ,
технолог компании «Альфатехформ»
Журнал Cleaning №1, 2008 год

Средства (или пена) для бесконтактной мойки автомашин (БКМ) появились на рынке автошампуней совсем недавно и заставили разработчиков и производителей химических товаров обратить на себя внимание.

Во-первых, благодаря своей молодости этот рынок еще не достиг того жесточайшего уровня конкуренции, который мы наблюдаем, скажем, на рынке товаров бытовой химии или автохимии и автокосметики. Во-вторых, благодаря быстрому темпу прироста автотранспорта в России, климату и, мягко говоря, не очень хорошему состоянию наших автодорог российский рынок чистящих средств для автотранспорта будет и дальше стремительно расти и развиваться. Вхождение с новым товаром на растущий рынок всегда считалось правильным маркетинговым шагом. В-третьих, развитие и совершенствование средств для БКМ практически ничем не ограничено, т.к. оно отвечает запросам потребителя — позволяет экономить время мойки автомашины и сократить контакт с лакокрасочным покрытием. Получается товар-мечта: надо только нанести пену и смыть. Кроме того, в общей стоимости затрат на мойку автомашины позиция «автохимия» занимает не очень большую долю. При этом не требуется заметных затрат на упаковку товара, а значит, до некоторого предела цена продукта не ограничивает развитие его качества с точки зрения создания сложных рецептур и применения более классного, но и более дорогого сырья.

Качественное средство для БКМ, как правило, включает в себя щелочные агенты, комплекс поверхностно-активных веществ (ПАВ), комплексообразователи, растворители и вещества, способствующие совместимости и стабильности перечисленных компонентов в рецептуре. Некоторые продукты дополнительно включают в себя краситель и даже парфюмерные композиции, усиливая таким образом потребительские качества товара. Ведь покупателями средств БКМ могут быть и руководители автомоек, и автовладельцы.

Роль ПАВов в рецептуре БКМ

«Рабочей лошадкой» любого современного моющего или чистящего средства является ПАВ, или комплекс анионных, неионогенных, амфотерных и катионных ПАВ, каждый из которых должен выполнять свои функции. Правильно подобранные ПАВы и другие перечисленные компоненты должны быть совместимы, усиливать действие друг друга и стабильны во времени и реальном диапазоне температур. Конечно, главное — чтобы продукт отвечал своему предназначению и очищал машину от отечественной грязи без механического воздействия, легко смывался водой, не позволяя грязи повторно осаждаться на лакокрасочном покрытии. Эта главная роль и отводится ПАВам в рецептуре БКМ.

Будущее — за слабощелочными продуктами

Действия щелочных агентов, в качестве которых в основном используется калиевая или натриевая щелочь, также направлены на достижение конечного результата — быстрой и качественной мойки автомашины от жира и масла, присутствующих в загрязнении. Однако излишнее (более 5%) количество щелочи в составе БКМ небезопасно для лакокрасочного покрытия (особенно если есть сколы и царапины), резиновых уплотнителей, стекол автомобиля и, конечно, технического персонала автомоек. Составы с высоким значением рН, которые сегодня, к сожалению, очень широко представлены на российском рынке средств БКМ, где в качестве основного моющего компонента используются щелочные агенты, а не ПАВы, конечно, дешевле, однако не имеют перспективы. И в будущем предпочтения потребителей в конце концов будут отданы слабощелочным продуктам.

Самая большая доля в составе БКМ (до 30% и выше) принадлежит хелатирующей добавке (комплексообразователю), предназначенной связывать в так называемые комплексы ионы солей жесткости, присутствующие в воде, которые препятствуют ПАВам приводить в водорастворимую форму грязь, отделяемую с поверхности автомобиля для предотвращения ее повторного осаждения. Подобрать точное количество комплексообразователя в средстве практически невозможно, так как на практике редко можно встретить специально подготовленную воду, используемую для смыва на автомойках. Количество расходуемой воды и так называемая «формула» загрязнителя также везде разная. Присутствующие в «жесткой» воде ионы кальция, магния и др. образуют при взаимодействии с некоторыми видами ПАВов нерастворимые соединения, которые осаждаются на лакокрасочном покрытии автомобиля в виде тонкой жирной пленки или белесого налета. Избыточное количество комплексообразователя также может осесть на поверхности в виде белесой пленки. Поэтому одно и то же средство БКМ может быть хорошо воспринято на одной автомойке и полностью отвергнуто на другой, даже если территориально они расположены в одном районе.

Средство-мечта

Универсального средства БКМ пока что нет. И это создает трудности для сбытовых подразделений, а также побуждает производителей такого товара создавать некоторую линейку средств, которая могла бы удовлетворить как можно большее количество потребителей. Другой вопрос — нужен ли большой ассортимент одноименного товара для крупнооптовых сетей, через которые легче всего распространять свою продукцию. Ответ скорее всего будет отрицательным. А продать произведенный товар с помощью большого числа распространителей, да еще и грамотных специалистов удается не всегда. Однако жизнь не стоит на месте. И возможно, в скором будущем будут найдены более совершенные формулы чистящих средств, которые станут мечтой всех потребителей: нанес на загрязненную поверхность, быстро смыл, протер — и чисто.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction