1
Comac

Баттл «Ученье – свет в клининге?». Часть 1

Какой закон или нормативный документ регламентирует деятельность клининговых компаний на территории РФ? С таким вопросом в начале встречи к аудитории обратился ее ведущий Михаил Харламов, сооснователь бренда «Сервис Престиж», руководитель комитета по стандартизации и образовательной деятельности СРО АКФО, эксперт журнала «Мир клининга». И сразу же дал на него ответ. Это три документа: ГОСТ «Услуги профессиональной уборки. Клининговые услуги», ГОСТ 582 «Система оценки качества организации» и ГОСТ Р 58393-2019, включающий требования к работникам клининговых компаний, оказывающих услуги больницам. В сентябре прошлого года был принят профессиональный стандарт для работников клининговой отрасли, то есть уборщиков. Работать необходимо в соответствии с их предписаниями. Значит, клинерам нужна профподготовка, а в идеале образовательная госпрограмма. Но возникают вопросы – кем она будет создана, кто кого и чему будет по ней обучать. На баттле ведущие эксперты индустрии чистоты предложили свои варианты решения этих задач. А зрители методом QR-голосования определили, мнение кого из них звучит убедительнее.

Сессия 1. «Профессиональный стандарт в клининге – это помощь или препятствие?».

Первым выступал Николай Володин, руководитель Московской школы клининга. Стандарты нам нужны, считает он, потому что очень часто люди, которые работают на объектах, мало что знают. Некоторые компании и учебные центры приравнивают клинеров к чернорабочим. Обучение Подготовка ограничивается инструктажем, и новички выполняют работу как умеет. Государство приняло документ «Национальные рамки квалификаций». В нем обозначены 9 уровней, из них 4 – это рабочие специальности, 5-й уровень – менеджеры (средне-профессиональное образование), ступени выше предполагают наличие высшего образования. В профстандарт заложена траектория развития каждого сотрудника. Он создан для того, чтобы клининговые компании работали эффективнее и выполняли обязательства и ожидания, которые перед ними ставят заказчики. Государственные программы профессионального обучения могут быть разработаны на базе профстандартов, но только после того, как Министерство образования и науки РФ разработает и введет в действие федеральные госстандарты. Лишь тогда в России можно будет получить образование на государственном уровне. Пока этим занимаются только учебные центры. Мы в первую очередь обучаем технологии, а уж потом технологическим процессам.

 

Инесса Брылева, технолог компании «ОМС» считает, что стандарт – это помеха. 1 сентября 2022 года был принят стандарт работника профессиональной уборки. В нем прописано, что линейный персонал обязан пройти профподготовку. Безусловно, людям необходимо обучение с учетом разнообразия специфики каждого объекта. Так же есть много различных технологий и процессов уборки. Профессиональное образование регламентируется соответствующим законом РФ. В нем четко и ясно указано, что обучением должны заниматься специалисты, окончившие педагогические учебные заведения. И у спикера возникает вопрос – достаточно ли компетенции у таких преподавателей, чтобы разработать полноценную унифицированную программу профподготовки для клинеров. Инесса Брылева полагает, что нет.

Второй вопрос – а есть ли у нас такие специалисты, которые смогут грамотно разработать профессиональный стандарт, в котором будут учтены специфика объектов, нюансы их уборки и, самое главное, различия в требованиях заказчиков. В компании «ОМС» уделяют особое внимание разработке нормативных документов и обучению. Но когда они заходят на объект и показываем их, каждый заказчик реагирует по-разному – одно ему нравится, другое не устраивает. И бумаги приходится переделывать.

Существует много образовательных платформ, которые технолог «ОМС» часто посещает сама. По ее словам, никого из числа линейного персонала на них не встречала – ни дворников, ни операторов по уборке. Так для кого создаются эти программы и курсы? Достаточно ли сегодня компетенции у тех, кто собирается разрабатывать программы? Некоторые специалисты «ОМС» знают гораздо больше тех, кто проводит обучающие занятия, считает Инесса Брылева. Сначала нам надо подготовить специалистов высшего звена в клининге – менеджеров, которые потом помогут специалистам в сфере образования разработать производственные программы с учетом специфики работ и каждого объекта. В ней должно быть прописано количество часов обучения каждой дисциплине. Кроме тог, нужна производственная площадка и мастерская для прохождения практики. Сначала нужно разработать единые стандарты, внедрить их, а уж потом заняться образовательной платформой.

В «ОМС», по словам Инессы Александровны, есть трехуровневая система обучения. Менеджеры посещают занятия в их корпоративном центре, затем обучают супервайзеров, а те – линейный персонал.

Заходя на объект, компания учитывает пожелания заказчика, его особенности и определяют, сколько времени понадобится на подготовку сотрудников для работы на нем. Стандарты, которые были приняты, преждевременны, отметила спикер. А еще возникает вопрос – готово ли руководство клининговых компаний платить за обучение линейного персонала? И на каком языке? Она считает, что нет.

После ее выступления ведущий баттла Михаил Харламов сказал, что профстандарты нужны и сослался на пункт 6.1 ГОСТ 51870, в котором говорится: персонал, оказывающий услуги уборки, должен иметь профессиональное образование и (или) профессиональную пере- или подготовку, дополнительное профильное образование и опыт практической работы в соответствии с занимаемой должностью.

Итоги голосования показали, что большая часть аудитории поддержала точку зрения Инессы Брылевой.

63 %

37 %

Затем прошли еще две сессии, но о них мы расскажем во второй части статьи.

Светлана Хряпина
Редактор журнала «Мир клининга»

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO