1
Comac

Баттл «Ученье – свет в клининге?». Часть 2

Тема второй сессии баттла звучала так: «Системный подход или индивидуальное обучение каждого сотрудника менеджмента?». Первой слово дали Анне Лихачевой, руководителю консалтинговой компании «Системный клининг», эксперту журнала «Мир клининга». Она считает, что сейчас система обучения неэффективна. Выставки, семинары, тренинги посещает руководитель организации, а затем по цепочке полученную информацию передает линейному персоналу. Частично она «теряется по дороге» и нет гарантии, что в итоге все будет понято и усвоено. Нередки случаи, когда менеджеры, которые должны заниматься вопросами образования, стараются минимизировать этот процесс, поскольку им важнее, чтобы клинеры проводили уборку.

Обучение должно начинаться с нижнего звена, а не наоборот. Линейный персонал нужно учить, как облегчить и обезопасить свою работу. Бригадиров – тому, как управлять объектами. А менеджеры должны уметь налаживать взаимовыгодные отношения с заказчиками, общаться с сотрудниками и добиваться высокого качества сервиса. Людям дают знания о том, как и чем мыть, что для этого использовать, но как наладить процесс и управлять им, об этом никто не рассказывает. Обучать, в первую очередь, нужно тех специалистов, кто составляет численное большинство компании – именно они приносят основной доход. Преподавание следует вести по схеме «от простого к сложному» и уроки должны быть наглядными. Раз в три месяца нужно проводить аттестацию.

Спикер считает, что из соображений экономии бюджета лучше просматривать видеоуроки, а не платить приглашенным преподавателям.

Сажать на учебную скамью весь коллектив нецелесообразно и невыгодно, отметила Вера Глебовская, директор по развитию ЦОК «Московская школа клининга», коммерческий руководитель УПЦ «Клининг Мастер», эксперт журнала «Мир клининга». Особое внимание повышению квалификации и уровню профессиональной подготовки необходимо уделять тем менеджерам, которые занимаются вопросами производства, ежедневной уборки и проведения спецработ. Большинство ключевых департаментов внутри клининговой компании можно отдать на аутсорсинг – такие возможности сейчас есть. Но в их число не должны входить подразделения, коммуницирующие с клиентами и отвечающие за производство. У руководителей структур, которые курируют технологическое сопровождение и ведут контроль качества труда, квалификация должна быть очень высокая.

Во многом именно от них зависят конкурентоспособность и индивидуальность предлагаемых услуг и, в конечном итоге, выбор их заказчиков. С организацией, где работают знатоки своего дела, они будут готовы сотрудничать не год-два, а десятилетия.

Рабочие обязанности менеджеров требуют большего объема знаний. Им приходится взаимодействовать с людьми, обучать коллег, разбираться в применяемых химии и оборудовании, заниматься ведением технической и технологической документации. Специалисты должны разбираться в основах материаловедения и отраслевого законодательства, знать правила уборки и исключения из правил, а также требования СанПиН. Они должны уметь подбирать средства и оборудование, ориентироваться в вопросах безопасности труда, а еще обладать навыками педагога и психолога.

Линейным сотрудникам важнее иметь практический опыт и навыки, а не теоретические знания. Поэтому образованию тех, кто руководит их работой, надо уделять наибольшее внимание, считает Вера Глебовская.

Проф. стандарт определяет, что обобщенные трудовые задачи менеджера в клининге – это организация профессиональной уборки и технологическое сопровождение работ. Если говорить об организации, то этим, в первую очередь, занимаются специалисты по проведению ежедневной уборки или спецработ силами мобильных бригад. Менеджерам необходимо уметь определять нужды потребителей конкретного объекта и требуемый ими уровень качества клининга как в целом, так и в различных зонах. Более того, они должны заботиться о своевременном обеспечении места работ необходимыми ресурсами. В задачи администраторов входят обучение персонала, проверка результатов выполнения работ, их приемка и сдача. Они должны разбираться в конъюнктуре рынка и находить химию и оборудование хорошего качества по доступной цене. Разработкой процессов проведения уборки и ведением технологической контрольной документацией тоже занимаются менеджеры.

В штате клининговых компаний редко встречаются профессиональные технологи. В большинстве случаев вопросами технологического обеспечения занимаются менеджеры объектов. Для этого им не хватает квалификации, поэтому обучение для них крайне необходимо. Рядовым сотрудникам тоже нужны знания, чтобы повысить производительность труда и эффективность уборки, снизить риски производственных травм и порчи имущества клиентов.

Разумная трата ресурсов, а, следовательно, и себестоимость работы, выгодны для заказчиков. Московская школа клининга предлагает множество учебных программ. Занятия проходят как в самом учреждении, так в стенах Учебного колледжа №23. Подробная информация о них есть на сайте МШК. А на YouTube можно бесплатно смотреть вебинары на различные темы. Идеальный вариант передачи нужной и полезной информации сотрудникам компании – ежедневные пятиминутки, которые практикуют в отелях. Супервайзер каждое утро рассказывает горничным о правилах работы с тем, что у них есть на объектах. Планерки расширяют круг их знаний, а значит, постепенно растет и уровень квалификации.

По итогам голосования чуть больше половины аудитории поддержали мнение Веры Глебовской, которая считает, что именно от образования менеджеров зависит уровень качества сервиса клининговой компании.

Анна Лихачева – 48 %

Вера Глебовская – 52 %

Сессия 3. Внутрикорпоративное обучение или внешнее специализированное?

Светлана Кириллова, тьютер «T-Company», сторонник внутрикорпоративного обучения. Именно оно обеспечивает непрерывного развитие сотрудников компании, ориентированное на ее нужды и поставленные перед ней цели. Это вовсе не значит, что проводить его по разным направлениям будет один и тот же инструктор. Могут быть приглашены и специалисты извне.

У каждой организации свои предпочтения в оборудовании, химии и собственные регламенты работы. Новичок сразу вникает в специфику ее деятельности. Совместные занятия внутри компании помогают людям осознавать, что они – единая команда. Тренинги и вебинары повышают квалификацию персонала и компетенцию коллектива в целом.

Кроме того, не стоит забывать, что на внешних семинарах опытных профессионалов заметят ваши конкуренты и постараются «переманить» их к себе. Внутрикорпоративное обучение это практически исключает, подчеркнула спикер. Инвестировать в подготовку своих специалистов необходимо – их образованность повысит спроса на услуги компании как высококвалифицированной.

Затем выступила Анжелика Прохорова, методист и руководитель центра профессиональных квалификаций Колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23. Она отметила, что только в их учебном заведении ведется обучение по разным направлениям сферы клининга.

Дисциплины проф. подготовки могут преподавать в образовательных центрах, в том числе и внутри компаний, но при условии наличия соответствующей лицензии. И это замечательно, считает она, поскольку колледж в одиночку с этой задачей не справится, и он готов сотрудничать с другими обучающими организациями.

Наличие профессионального стандарта имеет колоссальное значение для разработки федерального образовательного норматива, отметила спикер.

Этим занимается Российский университет туризма и сервиса.

В документ должны войти профессиональные стандарты и требования к квалификациям. Это говорит о том, что в индустрии чистоты скоро появятся специалисты с дипломами среднего профессионального образования государственного образца. В программу обучения будут входить теоретические и практические предметы.

Внешнее обучение дает возможность клинерам знакомиться со способами решения проблем в других компаниях, с преимуществами применяемых ими новых технологий, а также опытом и навыками. Кроме того, оно необходимо для участия в тендерах.

Очевидно, что за учебу нужно платить, и это многим клининговым компаниям не по карману. Но для организаций, расходующих средства из бюджета на эти цели, предусмотрены налоговые льготы. Плюс ко всему Правительство Москвы компенсирует затраты различных учреждений на образование своих сотрудников. По словам Анжелики Прохоровой, есть основания полагать, что скоро в эти списки попадут и клининговые структуры.

Голоса зрителей в пользу обеих выступающих разделились почти поровну. Но чуть больше половины согласны с точкой зрения Светланы Кирилловой – обучение клинеров должно проходить в образовательных учреждениях.

Светлана Кириллова – 49%

Анжелика Прохорова – 51%

Безусловно, проблем организации профессионального обучения клинеров – один из самых актуальных для индустрии чистоты. Поэтому после окончания официальной части баттла люди не спешили расходиться. Они обсуждали услышанное, задавали спикерам вопросы и благодарили организаторов за полученную информацию.

Светлана Хряпина
Редактор журнала «Мир клининга»

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO