Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА,
журнал «Клининг»,
Журнал Cleaning №2, 2017 год
Чтобы пояснить, о чем пойдет речь, сначала разберемся в терминах. В данной статье под словом «рынок» понимается согласно Экономическому словарю совокупность экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена, а слово «базар» употребляется в переносном значении и означает неразбериху, хаос, сумятицу.
Все мы надеялись, что пришедший на смену плановой экономике свободный рынок сразу и качественно создаст наш российский прибыльный бизнес. Ан не тут-то было. Во-первых, выяснилось, что в экономически развитых странах все же существует планирование. Не такое детальное, как у Госплана, но оно есть, и даже на пятилетний период. Во-вторых, казавшийся нам свободным рынок на самом деле хорошо организован и регулируем. Прежде всего самими членами отраслевых сообществ. Что-то вроде мушкетерского «один за всех и все за одного». Конкуренция – да, но конкуренция честная. Объединенные в ассоциации компании, профсоюзы работников быстро избавляются от неизбежно появляющихся нарушителей правил игры. «Там» уже поняли, что, например, демпингующий сам легко может стать жертвой того же демпинга, что нечестно выигранный тендер по нему же в следующий раз и ударит, тендер выиграет тот, у кого был предварительный сговор с заказчиком. А еще очевидно и логично, что, сколько ни убеждай заказчика, что качественная услуга не может стоить ниже себестоимости, что чистая и защищенная поверхность служит дольше и реже нуждается в генеральных уборках и специальном уходе, он все равно будет стремиться к удешевлению и сбивать цену. Это для клининга – демпинг, а для него – экономия. Его нельзя убедить, его можно только заставить. А один отдельно взятый, пусть даже очень крупный член сообщества ничего добиться не сможет. Только все вместе.
Жалобы на происки заказчиков не прекращаются. Здесь и приведенные в наших прежних публикациях примеры демпинга, и, наоборот, коррупционные схемы завышения цены, и некорректные поводы для устранения неугодных участников от торгов. Иногда приходится сталкиваться и просто с мелким мошенничеством, когда представителя компании приглашают на некий объект при условии покупки почему-то именно пары бутылок коньяка. Между прочим, эта афера прокатилась по всей стране. Ее приводила в пример в своей статье наш автор из Сочи Карина Мальцева, потом с этим столкнулось несколько компаний в Москве, Санкт-Петербурге, и про Новосибирск не забыли ушлые любители выпить на халяву. Только успеешь ознакомиться с последними достижениями в области обмана, а тут и «новинки» появляются. В итоге сегодня в клининге мы имеем то, что имеем: чистой воды базар, где все пытаются «надуть» друг друга и сиюминутная выгода ставится превыше всего.
Все это отнюдь не способствует развитию нашей отрасли. А мы все жалуемся друг другу на форумах, сетуем на конференциях и семинарах на заказчиков, сбивающих цены «ниже плинтуса» и на недобросовестных конкурентов, готовых по головам пройти, лишь бы себе любимым контракт урвать. Иногда даже в суды обращаемся. Иногда и сами органы правосудия возбуждают дела, если сговор между исполнителем и заказчиком уже откровенно вопиет и не заметить его может только слепой, а дело идет о миллионных взятках и хищениях. И мы еще не затронули проблему серых схем, которыми пользуются клининговые компании и с которыми тоже начинается борьба. Все эти разговоры и полумеры в конечном счете к глобальным подвижкам не приводят, а рентабельность в отрасли становится все ниже, и вот уже возникает грозный призрак упадка. А уж о развитии и речи быть не может.
Наконец настал тот час, когда самые крупные компании, а с ними и средние, имеющие реальные перспективы к расширению своего бизнеса, пришли к выводу, что необходимо предпринимать реальные совместные шаги к решению проблем отрасли. Еще несколько лет назад сама постановка вопроса об объединении вызывала шквал отрицательных эмоций. Отовсюду слышалось одно и то же: «Зачем мне это надо?», «Им еще и взносы плати, это они мне должны бы платить за мое имя», «У меня и так есть контракты», «Своего юриста сам содержу», «Заказчику без разницы, состою я в ассоциации или нет» и т.д. и т.п. Сегодня естественное желание сохранить свой бизнес привело клининговое сообщество к необходимости предпринять совместные усилия для устранения вышеназванных препятствий. В авангарде этих процессов находятся лидеры рынка. Вот как они видят возможные пути решений.