Автор: Денис НИКИТИН,
автор интернет-проекта CleanObzor.ru.
Журнал Cleaning №3, 2010 год
В настоящее время клининговые услуги как новый вид бизнеса вызывают повышенный интерес не только у владельцев недвижимости, но и у многих граждан. Предпосылок для этого великое множество: экономическая ситуация в стране и мире, востребованность услуг профессиональной уборки, низкий порог вхождения в отраслевой бизнес, свободные ниши в индустрии клининга и т.д.
Экономический кризис я упомянул не случайно. Казалось бы, как может нестабильная ситуация в сфере экономики повлиять на открытие клининговой компании? Не секрет, что в настоящее время многие компании закрываются, происходят массовые сокращения, в результате чего разные специалисты лишаются источника дохода. Чтобы изменить столь нестабильное положение и в максимально сжатые сроки нормализовать экономическое положение в стране, государство предложило ряд мер поддержки как для существующего бизнеса, так и для граждан, которые хотят этот бизнес организовать. Указанные меры обрели свою форму в различных федеральных и муниципальных программах, в том числе и для клининга. Первая предусматривает поддержку уже существующего бизнеса и позволяет получить государственные средства на развитие компаний, которым не хватает своего оборотного капитала. Данных программ несколько. В зависимости от региона и нормативных актов существующая компания имеет шансы получить от 300 000 до 500 000 рублей. Вторая представляет собой в первую очередь поддержку бизнес-инициативы тех граждан, которые волею судеб оказались без рабочего места. В данном случае (опять же в зависимости от региона) можно получить от 80 000 до 150 000 рублей на открытие своего дела. Следует особо подчеркнуть, что данные средства являются беспроцентными и безвозвратными. Получить их могут только те граждане, которые состоят на учете в службе занятости населения.
Мы не будем подробно останавливаться на том, каким образом можно получить данные средства. Как уже упоминалось выше, условия предоставления указанных сумм сильно разнятся в зависимости от региона. Кроме прочего, субъекты Федерации вправе устанавливать свои условия на законодательном уровне. Вы можете без труда получить более подробную информацию, обратившись в службу занятости населения (СЗН) по своему месту жительства.
Однако одно условие является постоянным и основным – составление и защита бизнес-плана. Без данного шага никаких средств для старта своего бизнеса вы не получите. Важно не только составить грамотный бизнес-план, но и удачно защитить его, убедив государственную комиссию в том, что ваш бизнес имеет право на жизнь и будет приносить доход. Можно долго дискутировать на тему о возможностях создания клининговой компании в предложенных ценовых рамках, однако не следует забывать, что речь идет именно о малом бизнесе, который под силу открыть самому с минимальными затратами. Получив от государства сумму в размере от 80 000 до 150 000 рублей, вполне возможно начать свое дело, естественно, приложив к этой сумме свое желание и трудолюбие. Я видел множество удачных примеров становления и развития подобных «стартапов».
Составляем бизнес-план
В сущности, бизнес-план клининговой компании ничем не отличается от иных бизнес-планов и имеет стандартную структуру.
Раздел 1. Резюме
В этом разделе рассматриваются предпосылки организации именно данного бизнес-направления, его обоснованность, перспективы, востребованность.
Раздел 2. Организационный план
В данном разделе приводится информация, характеризующая организационную структуру предприятия, а также сведения о персонале, работающем в ней.
2.1. Организационно-правовая форма
Здесь необходимо указать форму хозяйствующего субъекта и подтвердить обоснованность организации юридического лица (например, ООО) либо индивидуального предприятия (ЧП, ПБОЮЛ), указать сроки и порядок регистрации. Кроме прочего, необходимо показать преимущество регистрации и ведения бизнеса именно в указанной правовой плоскости.
2.2. Перечень предоставляемых услуг
Данный раздел содержит полный перечень услуг. Необходимо особо уточнить, какие услуги являются постоянными (круглогодичными), а какие сезонными (квартальными).
2.3. Местонахождение и режим работы компании
Если начинающий клинер на первых порах не рассчитывает на аренду офиса, в любом случае в данном разделе надо указать адрес регистрации юридического лица или места жительства физического лица. Кроме того, тут должны быть указаны иные координаты (электронный адрес, телефон, факс и т.д.)
2.4. Персонал
Данный раздел является одним из важнейших. Как уже упоминалось ранее, одобрение бизнес-плана более вероятно, когда он предусматривает создание новых рабочих мест (что, собственно, и является целью СЗН). Необходимо досконально указать предполагаемый штат сотрудников и их функциональные обязанности. Целесообразно также создать приложение к бизнес-плану с должностными инструкциями каждого сотрудника.
Раздел 3. Маркетинговый план
Это важнейшая часть бизнес-плана клининговой компании, а процесс планирования маркетинга должен осуществляться как часть общего процесса планирования и составления бюджета клининговой компании. В данном разделе необходимо указать перспективы развития по временным рамкам, а именно: долгосрочное развитие, среднесрочное развитие, краткосрочное развитие.
3.1. Цель создания
Необходимо наиболее полно сформулировать цель создания клининговой компании, предпосылки ее организации именно в данном регионе и в данное время. Одним из важнейших пунктов этой главы является детальный анализ рынка и как вывод – обоснование появления новой фирмы.
3.2. Анализ рынка
Цель данного раздела – представить динамику и долгосрочный прогноз развития рынка клининга на основе существующих тенденций, с тем чтобы новый игрок смог оптимизировать свою маркетинговую стратегию и обеспечить обществу более полное и качественное удовлетворение его потребностей.
3.3. Сегментирование рынка
Данный раздел представляет собой выбор целевых сегментов и порционирование услуг клининга. Важно детально указать, в каком сегменте рынка наиболее востребованы услуги клининговой компании.
3.4. Описание услуг
Полный и подробный перечень оказываемых услуг, их востребованность и меры по их реализации.
3.5. Конкурентная среда
Детальный анализ компаний, которые находятся в одном сегменте отраслевого рынка. Приблизительная динамика их расходов и доходов.
Таблица 1. Объем производства и сбыта по периодам реалистически
Раздел 4. Производственный план
Необходимо указать содержание производственного и технологического процессов; предполагаемых субподрядчиков и партнеров; стоимость основных производственных фондов различного назначения (иногда дается их описание); номенклатуру и объем предоставляемых услуг; перечень применяемых сырья и материалов; возможных поставщиков сырья. Как правило, данный раздел включает в себя следующие подразделы: «Задачи»; «Описание производственного процесса»; «Статьи затрат на организацию и открытие клининговой компании».
Раздел 5. Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях), а также показать доходность компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Необходимо наиболее конкретно представить отчет о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам), а также план движения денежных средств.
Раздел 6. Риски и гарантии
В данном разделе показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.
Наиболее «наглядным» инструментом бизнес-плана клининговой компании (как, в сущности, и любого другого бизнес-плана) являются схемы, таблицы, графики. Помимо того что они позволяют наиболее упорядоченно отобразить различную информацию, такая система дает наиболее детализированное и визуальное представление о всех аспектах деятельности. При составлении таблиц следует учитывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные показатели. Это обязательное условие. Кроме прочего, также необходимо указывать доходы и расходы «реалистически» (с учетом сезонных спадов и всплесков, форс-мажорных обстоятельств, экономических показателей) и «перспективно» (без этих условий) (табл. 1, 2).
Невредные советы по составлению бизнес-плана
Во-первых, не стоит заниматься «подгонкой». Если вы хотите получить от государства 80 000 руб., например, то у комиссии возникнут обоснованные подозрения в том, что ваш бизнес-план представляет собой не что иное, как банальное «выуживание» денег. Составьте бизнес-план на 120 000 рублей, рассказав комиссии, что 40 000 рублей вы вкладываете в дело из личных сбережений. Это будет являться несомненным приоритетом при принятии положительного решения.
Таблица 2. Прогноз прибылей и убытков на период реализации проекта
Во-вторых, следует придать особое значение количеству наемных сотрудников, которые будут работать вместе с вами. Не стоит наивно полагать, что вы в одиночку сможете развивать свой бизнес. Кроме того, комиссия отнесется к вам более лояльно, если увидит, что вы хотите создать новые рабочие места.
В-третьих, указывайте максимально подробно, на что именно пойдут выделенные средства. Если вы хотите купить экстрактор, нелишним будет указать его модель, мощность, время, за которое он сможет произвести химчистку тех или иных площадей. Обязательно укажите сроки амортизации.
В-четвертых, избавьтесь от орфографических и стилистических ошибок. Грамотность показывает уровень развития человека, его способность к обучению, а следовательно, его деловые навыки.
Категорически не рекомендуется покупать готовые бизнес-планы на «серых» сайтах. Как правило, это банальное выуживание денег. Какой серьезный документ может стоить 100 рублей? В лучшем случае вы получите информационный мусор, скомпилированный из разных источников Всемирной сети.
Помните, что, покупая готовый бизнес-план, вам придется привести его в соответствие с реалиями вашего региона и города. Для подобной «доработки» необходимо произвести мониторинг рынка либо приобрести такие данные дополнительно. Отнеситесь к своему будущему бизнесу реально. Совершенно очевидно, что молодая клининговая компания, начав свой старт с минимальными вложениями, не сможет претендовать на крупные объекты и участвовать в тендерах. Делайте особый упор именно на малый бизнес и жилые объекты.
Нелишним будет указать, что большинство нормативных актов отраслевой сферы давно устарели и не несут в себе сколько-нибудь полезной информации. Предложите свое видение в соответствии с современными реалиями.
Минимизируйте издержки. Совершенно очевидно, что на первых порах вам не нужен офис, стационарный телефон, мебель, компьютер и т.д. Однако большинство начинающих предпринимателей бездумно записывают данные расходы в самом начале бизнес-плана. Дайте понять комиссии, что вы не гонитесь за внешним «пафосом», а стремитесь реально заработать.
Надеемся, эти советы помогут вам в удачном старте бизнеса.