Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА,
журнал «Клининг».
Журнал Cleaning №1, 2013 год
Каждый житель страны, кто изредка, кто регулярно, является пассажиром общественного транспорта. Все мы видим, как постепенно обновляются парки автобусов, троллейбусов, трамваев. Салоны стали просторнее и теплее, появились кондиционеры. Обо всех этих достижениях власти города с удовольствием рапортуют в СМИ. А как обстоят дела с экологической безопасностью транспорта? Как гарантируются чистота салонов и минимальный риск для пассажиров заполучить кожную или желудочно-кишечную инфекцию при поездке?
Хороший/плохой руководитель
А никак. При всем обилии СанПиНов и других нормативных документов, регламентирующих правила уборки и очистки в различных сферах жизни и деятельности человека, для наземного общественного транспорта таковых не существует. Таким образом, как внешняя, так и внутренняя чистота и опрятность транспортного средства зависит исключительно от позиции руководителя предприятия. Если он понимает, что в чистом салоне меньше мусорят, меньше рисуют на стенках, меньше уродуют кресла, если он отдает себе отчет, что на него не будут жаловаться в мэрию (а там сегодня реагируют на обращения граждан), если в конце концов он просто заботится о продлении срока службы своего подвижного состава, то он не будет экономить на людских ресурсах, химических средствах и инвентаре. Если же превалирует позиция получения прибыли любой ценой, то машину раз в неделю будут кое-как промывать обычной водой снаружи и раз в месяц чистить салон веником и шваброй.
Транспортные бомжи
Есть, правда, еще и объективные причины, зависящие от программы развития общественного транспорта в городе, затрудняющие содержание этого самого транспорта в чистоте. В крупных городах автобусные, троллейбусные и трамвайные парки насчитывают несколько сотен единиц техники. Новые современные парки расположены на больших территориях и могут вместить все машины. Но действуют и старые парки (особенно троллейбусные и трамвайные, в большей степени связанные с подъездными путями, чем автобусные). Они обычно располагаются в старой части города и строились в то время, когда трудно было предвидеть столь бурное развитие самих городов, а тем более общественного транспорта. В них зачастую не хватает места для размещения всех единиц техники по окончании смены. Часть ее остается за пределами парка. Живя неподалеку от одного из старейших троллейбусных парков Москвы, регулярно наблюдаю, как, легко отжав входную дверь, бомжи устраиваются на ужин и ночлег, а неприкаянная молодежь организовывает посиделки с горячительными напитками. Не трудно догадаться, в каком состоянии водитель найдет утром своего четырехколесного напарника. Если вы сели в машину с грязными сиденьями и полом, а глядя в окна трудно определить, где вы сейчас находитесь, значит, вам достался домик бомжей, и держаться за поручни лучше в перчатках, иначе не исключен набор неприятных заболеваний, передающихся через грязные поверхности. Впрочем, это не вина, а беда парков. И выход из этой ситуации только один – перевод парка на новую, специально оборудованную большую территорию.
Возможности аутсорсинга: и да, и нет
Как уже сказано, новые парки занимают достаточно большую территорию, способную обеспечить стоянку всех транспортных средств после окончания смены, а также содержащую и всю необходимую инфраструктуру от ремонтных цехов до автомоек. Передача клининга на аутсорсинг в данном случае нереальна. Машины моются на месте и чистыми выходят утром из парка в рейс. Другое дело небольшие транспортные компании, у которых всего несколько десятков единиц техники, и у которых нет достаточных площадей, да и необходимости для строительства объектов полной инфраструктуры. Такие компании часто прибегают к услугам крупных автомоек, которые также могут обеспечить и очистку салона. Однако, как показал опрос нескольких компаний, заявивших в Интернете об оказании такого рода услуг, не все понимают, какие требования должны предъявляться к качеству и регулярности очистки салонов и их дезинфекции, поэтому заказчику придется самому определять график и объем работ, а также следить за качеством используемых химических препаратов, дабы велюровые или кожаные сиденья не были испорчены сильнодействующими средствами или, наоборот, недостаточно очищены из-за слишком слабой и плохо смытой химии. Но зато при правильном выборе компании-аутсорсера транспортная фирма снимет с себя головную боль по поводу чистоты, зная, что грамотный технолог подберет оптимальную технологию, периодичность и экономичные, но качественные средства.
Как все происходит на практике
Рассмотрим ежедневную процедуру подготовки транспортного средства к выходу на маршрут на примере автобусного парка №1 г. Москвы. Парк располагает 406 единицами техники, из которых 85 - маломестные автобусы Fiat. Предприятие работает по графику ежедневного выезда на маршрут и возвращения на базу. В соответствии с этим графиком с 19.00 до 7.00 производится ежедневная мойка и уборка машин. Все клининговые работы обеспечивают три бригады по 10 человек, работающие по схеме «смена через две». Парк располагает портальной мойкой на три поста, один из которых раздвижной, что позволяет мыть как большие рейсовые автобусы, так и маломестные. По мере возвращения с маршрутов автобусы сначала проходят через бесконтактную мойку, а затем производится уборка салона, которая включает сначала сбор и выметание крупного мусора и грязи, затем мойку окон, стен и полов с применением химических моющих средств, протирку сидений и дезинфекцию стояков, поручней, ручек кресел и прочих поверхностей, за которые пассажиры могут держаться в процессе поездки. Повторимся, что процедура эта – ежедневная. Технологическая карта уборки не разрабатывалась. Просто для каждого работника есть описание процессов и их последовательность. На данном предприятии используется линейка химии одного производителя. Уже готовые растворы различных средств наносятся на очищаемые поверхности с помощью баллонов с пульверизаторами или просто щетками разной жесткости или тряпками, а затем тщательно смываются. При очень сильных загрязнениях и наледях – с помощью АВД. Химия не менялась годами, да это и понятно. Химический рынок – один из наиболее консервативных. Единожды хорошо зарекомендовавшее себя средство нет смысла менять. Хотя это и не совсем правильно. Рынок предлагает новинки, которые могут быть более эффективными и более экономичными.
Погоды стоят предсказанные
К сожалению, большая часть дней в году нас погодой не радует: снег, дождь, слякоть, распутица... На ногах пассажиров в салон заносятся все виды уличной грязи, да и на внешней поверхности и стеклах она быстро накапливается. Эта степень общего загрязнения дорог и определяет продолжительность и основательность мойки. Но не только она. Количество грязи на дорогах неравномерно. На маршрутах, проходящих через участки строительства или новые районы, где не полностью обустроена инфраструктура (иногда и тротуаров еще нет), машины пачкаются сильнее, а значит, и времени на ночную мойку уйдет больше. И все же при всех этих проблемах трехпостовой портальной мойки достаточно, чтобы за 12 часов привести в должный вид все 406 единиц техники.
И так всегда, пожалуйста
Мы рассмотрели процесс мойки и очистки транспортных средств на примере так называемого «образцового предприятия», рекомендованного нам ГУП «Мосгортранс». Прекрасно, что такое предприятие есть, но все же 406 автобусов различной вместимости – это капля в море общего парка городского пассажирского транспорта. Чаще приходится сталкиваться с гораздо более низким качеством чистоты салонов. Чтобы мы не испытывали чувства брезгливости, не затыкали носы от неприятных запахов и не боялись подцепить какую-нибудь заразу, всего-то и надо — разработать обязательные для всех нормативы экологической безопасности на городском наземном транспорте и контролировать их исполнение. И тогда наверняка все автопарки в одночасье тоже станут образцово-показательными.
Редакция журнала «Клининг» благодарит ГУП «Мосгортранс» и 1-й автобусный парк за помощь в написании этой статьи.