1
Comac

Борьба началась. Кто кого?

Автор: Николай МОЛЧАНОВ,
Журнал Cleaning №2, 2017 год

Вопросы участия в тендерах не теряют своей актуальности. В предыдущих номерах мы по мере возможности попытались показать, как отличить реальный тендер от фиктивного. В каких случаях просматривается коррупционная составляющая, а где исполнитель уже определен и тендер объявлен исключительно формально. Но нельзя объять необъятное. Только-только изучишь хитросплетения нечистых на руку заказчиков, как обязательно появятся новые уловки. Однако борьба за честные тендеры началась. Сколько она продлится, никто сказать не сможет. Ясно одно: уже появились первые уголовные дела.

О клининге и проведении торгов на эти услуги почему-то очень любят писать заказчики. Статьи по теме можно найти в журнале «Административный директор», на инфопортале arendator.ru и т.п. Все подобные публикации роднит слабая компетентность и явное желание если не совсем уж откровенно обмануть, то по крайней мере минимально заплатить за максимум услуг да еще при этом и с длительной отсрочкой платежей. Правда, встречается и предупреждение о том, что не нужно поддаваться на предложения по слишком низким ценам, но в итоге почему-то выбирают именно тех, кто демпингует, а затем жалуются на некачественные услуги. И вот уже много лет с небольшими стилистическими изменениями подобного рода умные советы кочуют из издания в издание, а воз и ныне там. Клинингу ясно одно: заказчик как не вдавался в тонкости услуг, которые хочет приобрести, так ничему и не научился, да и не собирается. Так что же прикажете делать клинингу? Спасение утопающих – дело самих утопающих. Только самим нужно бороться с откатами, демпингом и другими коррупционными схемами.

В дело вступает Минфин

Одна новость недавно пришла из Минфина. Постановлением правительства РФ Минфину полностью даны полномочия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Также Минфин будет вести реестр инвестиционных контрактов в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По заверениям правительства, принятое решение направлено на обеспечение системного подхода при выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере госзакупок.

Причиной такого решения послужило огромное количество нарушений законодательства в сфере государственных закупок. Только в 2016 году, по данным Счетной палаты, было выявлено 989 нарушений на общую сумму 53,1 млрд рублей.

У попа была собака..., то есть снова о демпинге

Пожалуй, из всех тендерных бед демпинг является все же наиболее болезненным для клининга. Хотя сами заказчики прекрасно понимают, что снижение цены более чем на 15-20% по сравнению с заявленной должно насторожить, но с упорством, достойным лучшего применения, попадаются на эту удочку.

В таблице приведено несколько примеров тендеров, по которым были заключены договоры (эти данные были получены ОПОРОЙ РОССИИ и Ассоциацией русских уборочных компаний).

В этой ситуации клинингу остается либо почить в бозе, либо начать бороться. Жизнь, конечно лучше, и чтобы она продолжалась, АРУК совместно с Комиссией ОПОРЫ РОССИИ по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потребления обратился в ФАС России с конкретными предложениями по изменению 44-ФЗ и принятию мер по борьбе с недобросовестными участниками закупок.

А вот и конкретные предложения

Вот конкретно что предлагается сделать.

  1. Утвердить типовые формы контракта и технического задания на оказание услуг по профессиональной уборке для государственных заказчиков (проекты документов разработаны Ассоциацией русских уборочных компаний – членом НП «ОПОРА»). Проводить торги по уборке объектов только на основании типовых документов.
  2. Дополнить статью 42 (пункт 2) 44-ФЗ следующим текстом: «В случае если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг по уборке, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги».
  3. Дополнить пункт 6 Приложения 2 Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям». Предлагаемый текст в пункт 6 Приложения 2 указанного Постановления: «Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, а также услуг по уборке, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей».
  4. Внести изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. №471-р «Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» в позициях:
    81.21.10. Услуги по общей уборке зданий;
    81.22.11. Услуги по мытью окон;
    81.22.12. Услуги по чистке и уборке специализированные;
    81.22.13. Услуги по чистке печей и дымоходов;
    81.29.11. Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
    Дополнить текстом: кроме услуг, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей.
  5. Закрепить за государственным (муниципальным) заказчиком право контроля за выполнением подрядчиком в период действия государственного контракта обязанностей налогового агента и обязанностей по перечислению взносов во внебюджетные фонды в отношении своих штатных сотрудников и лиц, привлекаемых на основании договоров гражданско-правового характера. Для реализации этого предложения необходимо наделить заказчика правом истребовать соответствующую информацию как от самого подрядчика, так и от компетентных органов. Установление факта неуплаты подрядчиком указанных налогов и взносов в период действия контракта рассматривать как основание для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта с последующим включением компании-исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков услуг.
  6. Увеличить срок действия контракта на уборку объектов с суммой заказа свыше 10 млн рублей до 3-5 лет, с тем чтобы подрядчик мог инвестировать средства в современное оборудование, инвентарь и т.д. без опасения потерять средства в случае непродления заключенного на более короткий срок контракта.
  7. Предусмотреть для заказчиков услуг по уборке ускоренную процедуру расторжения контракта с недобросовестным подрядчиком в целях обеспечения бесперебойной уборки объектов.
  8. Внести изменения в Федеральный закон №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статья 19) в части изменения существующего порядка разработки и утверждения проектной документации на строительство зданий и сооружений, с тем чтобы были учтены современные требования к обеспечению их санитарно-эпидемиологического состояния. В проектной документации должны быть разделы «Уборка и содержание объекта» и «Сбор отходов и вторичных ресурсов на объекте».
  9. Инициировать совместно с ОПОРОЙ РОССИИ работу по составлению отдельного реестра добросовестных поставщиков клининговых услуг, проводить совместный общественный контроль с участием специалистов ФАС России и ОПОРЫ РОССИИ для аудита подрядчиков, на которых в антимонопольную службу поступают жалобы со стороны заказчиков услуг (например, при цене контракта свыше 10 млн рублей, а также для объектов с особым режимом допуска, включая медицинские и детские учреждения).
Будем ждать, что принятие указанной инициативы позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, усилить контроль за их целевым расходованием (по аналогии с государственным оборонным заказом) и обеспечить надлежащее качество работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд в области профессиональной уборки (клининга).

 

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO