Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА,
журнал «Клининг»,
Журнал Cleaning №4, 2016 год
Итак, грядет 2017 год – Год экологии. По установившейся еще в СССР традиции, когда «партия прикажет», нужно встать по стойке «смирно» и начать разрабатывать и проводить целевые мероприятия по заявленной тематике. В январе вступит в силу давно разработанный, но в спешке принятый 458-ФЗ. О некоторых его особенностях мы уже говорили в прошлом номере, хотя не исчерпали и малой доли интересных деталей. Но об этом чуть ниже. Сначала о том, почему мы вновь решили вернуться к этой теме. Во-первых, потому что тема экологии действительно актуальна для всех нас как членов клинингового сообщества, одной из задач которого является участие в поддержании экологической безопасности, так и просто как граждан своей страны. Во-вторых, потому что клининговой отрасли в ее повседневной деятельности просто необходимо знать, какие новые нормы и правила в области экологии приняты или готовятся к принятию, поскольку они могут непосредственно влиять на виды и технологии оказываемых услуг, на составление новых или пересмотр уже действующих договоров, на увеличение затрат в связи с дополнительными обязанностями.
7 декабря АРУК и ОПОРА России организовали общероссийскую конференцию «Отраслевые аспекты развития малого и среднего предпринимательства в сфере профессиональной уборки и обращения с отходами производства и потребления». Это уже второе, но гораздо более представительное мероприятие, посвященное в большей степени управлению отходами. Предыдущее, организованное 23 сентября при участии «Мессе Франкфурт РУС», называлось «Клининг и экология».
Поскольку состояние экологии напрямую зависит от управления отходами, именно об этом говорило большинство выступающих. В свою очередь, организация управления отходами строится на положениях 458-ФЗ. Его недостаточная проработка настолько очевидна, что вступление в силу некоторых положений уже перенесено на 2019 год. Это, в частности, касается создания института региональных операторов. О заложенной там коррупционной составляющей мы уже говорили. Проблема еще и в том, что далеко не все регионы разработали и утвердили региональные схемы, хотя денег уже израсходовано немало. Так, в Москве на эти цели уже потрачено 160 млн. рублей, в Московской области – 80 млн. рублей, но конкретных результатов пока не видно.
Штрафы есть, индустрии нет
Закон предусматривает запрет на уничтожение полезных фракций отходов, которые могут быть переработаны для последующего использования. Кто бы спорил: переработанная макулатура сохраняет лес, стекло вообще может перерабатываться многократно. И таких примеров более чем достаточно: источником полезных материалов являются аккумуляторы, компьютеры, мобильные телефоны, бытовая техника, автомобили... Даже переработанные по современным технологиям отходы сельского хозяйства могут служить, с одной стороны, ценными экологически чистыми удобрениями, с другой – источниками биологического топлива. Что мы имеем de facto? Запрет есть, технологии существуют, не хватает только соответствующих предприятий. Государственное финансирования на их создание не предусмотрено, это дело бизнеса. А инвесторы, желающие вложиться в подобные предприятия, почему-то в очередь не выстроились. Бизнес в лозунги не верит, ему подавай стабильные гарантированные условия работы. Так что меры административного наказания за уничтожение полезных отходов есть, а производственной структуры их переработки нет.
Создание перерабатывающих предприятий – дело не одного дня. И вопрос не только в финансировании и строительстве. Это еще и социальная проблема. Идет ли речь о перерабатывающем предприятии или о мусоросжигательном заводе, нужно учитывать мнение близживущих граждан. А для этого необходимо проводить разъяснительную работу. И лучше это делать заранее, чем потом расхлебывать жалобы, недовольство, разгонять пикеты. Так что выбор места – это не только следование требованиям СНиПов и СанПиНов, но и работа с населением. Особое недовольство вызывает сжигание мусора. Чтобы люди не протестовали, они должны быть уверены, что будут соблюдены все самые жесткие требования по ограничениям выбросов вредных и токсичных веществ.
А пока по всей стране разбросано 2000 санкционированных и 20 000 несанкционированных свалок. И все мы, от президента до рядового гражданина, знаем, что многими свалками владеет криминал, успешно слившийся с местной властью.
Вернемся, однако, к законодательству. Стало очевидно, что одного 458-ФЗ недостаточно для решения вопросов управления отходами. Необходима также разработка единого понятийного аппарата, базового закона о вторичных ресурсах, где концептуально будут определены понятия продуктов и отходов. Не менее важно пересмотреть (или привести к общему знаменателю) имеющиеся классификаторы отходов, на основании которых компании должны получать лицензии на работу с ними или составлять документы на наличие у них соответствующих отходов как для контрагентов-утилизаторов, так и для контролирующих органов.
Проблемы ТКО
Хотя твердые коммунальные отходы (ТКО) составляют всего 3% от общего количества отходов в стране, именно они наиболее хлопотны в сборе и утилизации. Многолетние разговоры об организации раздельного сбора ТКО в очередной раз не увенчались успехом, и как всегда, по вине недисциплинированного народа. Правда, забыли отметить, что предприятий, выпускающих контейнеры для раздельного сбора, в стране раз-два и обчелся. Ну не импортировать же и это?! Хотя на рынке присутствует несколько зарубежных поставщиков. Кстати, в некоторых городах у нас есть дисциплинированные граждане. Например, в Дубне раздельный сбор практикуется уже несколько лет. Просто у этих региональных властей есть желание, а значит, нашлись возможности. А когда желания нет, народ не тот. Не продуман, а значит, и не организован сбор опасных отходов вроде энергосберегающих ламп, батареек и т.п. Все это продолжает выбрасываться в общие контейнеры. Задачи ставят, обсуждают и... Но хоть и в общие контейнеры, а мусор собран. Далее его надлежит вывезти на полигон или мусороперерабатывающий завод. И там и там его нужно оплатить в зависимости от объема. К примеру, в Санкт-Петербурге захоронение ТКО в среднем обходится в 350 руб./т, сжигание – 1300 руб./т. Зачем, если можно найти несанкционированную свалку? Если помните, их в 10 раз больше, чем официальных. А уж перевозчики прекрасно знают, где они находятся. Это даже нельзя назвать саботажем. Это свойственно натуре любого бизнеса в любой стране – не платить, если можно найти лазейку.
Правила перевозки и стоимость утилизации зависят от видов отходов, которые должны быть указаны в документах водителя мусоровоза. Выборочная проверка московских операторов, проведенная Росприроднадзором, показала, что во всех случаях фактическое содержимое мусоровозов не соответствовало заявленному в документах. Естественно, в сторону уменьшения опасности и стоимости.
Уже закрытые полигоны подлежат рекультивации. Не знаем, как во всей России, но в Московской области, которой достался не только свой мусор, но и все отходы города (численность населения Москвы и области чуть меньше населения Румынии) рекультивация не производится. Мусороперерабатывающие заводы региона сжигают около 27% бытового мусора. Итак: по статистическим данным, в России на человека приходится 200-250 кг отходов в год, 27% которых сжигается, остальное подлежит захоронению, то есть 180 кг/чел./год при населении региона 19 млн. чел., и это только ТКО, составляющие всего 2-3% от общего объема образующихся отходов. Не сложно представить, во что в самое ближайшее время может превратиться Подмосковье. А в большинстве регионов и вовсе нет инфраструктуры переработки отходов. При 1/8 части суши, на которой расположена наша страна, один завод по переработке батареек, где бы он ни находился, из-за затрат на сбор, консолидацию и транспортных расходов становится нерентабельным. То же касается и других рассредоточенных по стране единичных заводов по переработке каких-либо отходов. Вообще не существует предприятий по переработке гаджетов и электронной техники. Много чего еще не существует.
Даешь решение!
Впрочем, собирать столь репрезентативную конференцию, на которой выступали представители Народного фронта, ОПОРЫ России, АРУК, Общественной палаты, ТПП РФ, Росприроднадзора и других организаций и ассоциаций, имеющих непосредственное отношение к данной проблеме, только для того, чтобы поведать друг другу о трудностях и недостатках, не имело бы никакого смысла. Задача была в выработке программы действий, которая будет способствовать если не решению (на это понадобятся годы, миллиарды и много работы), то хотя бы началу фактического движения в сторону реальных, экологически оправданных шагов, направленных на создание полноценной, диверсифицированной, основанной на новейших технологиях отрасли переработки отходов.
В результате участники общероссийской конференции «Отраслевые аспекты развития малого и среднего предпринимательства в сфере профессиональной уборки и обращения с отходами производства и потребления» приняли решение о конкретных действиях. В числе прочих там предусмотрены следующие мероприятия:
- Принять активное участие в разработке пакета подзаконных актов, направленных на реализацию Федерального закона No 458-ФЗ, в том числе в части отмены введения института региональных операторов.
- Добиваться включения в список приоритетных направлений развития бизнеса направления в сфере обращения с отходами, что позволит компаниям, работающим в этой отрасли, получать кредиты от 10 млн. до 1 млрд. руб. по сниженной ставке менее 10%.
- Предложить Правительству РФ рассмотреть вопрос о целесообразности создания единой федеральной структуры, аккумулирующей в себе все полномочия в сфере профессиональной уборки, обращения с отходами производства и потребления, создания отрасли переработки вторичных ресурсов.
- Организовать, совместно с высшими и средними учебными заведениями, профессиональную подготовку кадров для отходоперерабатывающей отрасли.
Подготовить предложения о необходимости увеличения сроков государственных контрактов на клининговые услуги до трех-пяти лет с целью повышения инвестиционной привлекательности и внедрения современных технологий.
- Стимулировать импортозамещение в сфере клининговой деятельности путем разработки и принятия мер, позволяющих развивать отечественные предприятия, производящие химические средства, препараты и оборудование для профессиональной уборки. Такими мерами могли бы стать: введение налоговых льгот для таких предприятий и внесение в типовое техническое задание для государственных и муниципальных торгов обязательства подрядчика использовать конкурентные отечественные химические средства, препараты и оборудование для профессиональной уборки.
- Разработать предложения по внесению изменений в Федеральный закон №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», чтобы были учтены современные требования к обеспечению их санитарно-эпидемиологического состояния. В проектной документации должны быть разделы «Уборка и содержание объекта» и «Сбор отходов и вторичных ресурсов на объекте».
Вселяет оптимизм то, что проверку фактических действий по началу исполнения этих решений предполагается провести уже в феврале будущего года на II Всероссийском совещании «Формирование отходоперерабатывающей индустрии в Российской Федерации: состояние, проблемы, правовое регулирование». А мы, со своей стороны, будем следить за ходом событий и рассказывать, что же предпринимается на деле, – говорить все мастера.