Автор: Дмитрий СУДНЕКО,
заместитель генерального директора, ООО «АИС».
Журнал Cleaning №1, 2013 год
За последние пять лет автомоечный бизнес серьезно изменился, и даже такая услуга, как бесконтактная мойка, уже не является новинкой, которой можно привлечь клиента. На рынке присутствует огромный ассортимент шампуней для бесконтактной мойки, и лишь небольшая часть из них действительно экономичны и эффективны. В погоне за увеличением объемов реализации и в стремлении удержать клиента производители автохимии и оборудования стали демпинговать – естественно, с потерей качества продукции. Цена на шампунь для бесконтактной мойки упала абсурдно низко, местами доходя до 600 рублей за 20 литров.
Чаще всего подобного плана продукт может поставляться на станции техобслуживания (СТО) крупных дилерских центров, где ни один экономист, отвечающий за закупку и финансовые расходы по всему предприятию, не интересуется качеством закупаемой им продукции, его волнует только цена закупки. Это ведет к снижению качества услуги и зачастую может нанести вред чужой собственности. При таком подходе нередко со стороны потребителя возникает вопрос: «Почему демонстрируемый образец моет, а химия из поставляемой партии нет?» Ответ прост: если моющее средство сегодня победило конкурентное по цене и по качеству, а завтра картина изменилась в обратную сторону, это означает, что сегодня на испытаниях вам просто попалась машина, которая часто моется.
Что представляет собой дорожное загрязнение?
Чтобы выяснить, как отмывать поверхность, надо сначала выяснить характер загрязнений и то, как долго они присутствуют на ней. За последние пять лет нашей компанией проводились исследования и собиралась статистика по работе моющих средств для бесконтактной мойки.
Для автомойки основной вид загрязнения, с которым приходится справляться в 90% случаях, – это внешнее загрязнение кузова. На поверхности автомобиля за время его эксплуатации накапливается многокомпонентное загрязнение, состоящее из твердой или полутвердой составляющей различного происхождения (оксиды металлов, силикатные загрязнения, продукты сгорания топлива, мелкодисперсная резина и т.п.) и жиромасляной составляющей (минеральные и синтетические масла, битум и другие нефтепродукты). Сложность загрязнения характеризуют не столько его компоненты, сколько распределение по объему твердых частиц и жиромасляной составляющей. Возьмем упрощенную модель поведения загрязнения в течение времени. Первичное, накопленное в течение недели загрязнение представляет собой рыхлую структуру, частицы загрязнения распределены в объеме хаотично и покрыты пленкой из нефтепродуктов. Первичное загрязнение может быть удалено с применением моющего раствора для бесконтактной мойки (БКМ) в минимальных, иногда совсем незначительных концентрациях. Например, на этикетке моющего средства указана максимальная степень разбавления водой 1:50, тем не менее при первичном загрязнении концентрация 1:100 этого же средства вполне может быть рабочей. Накопление следующего слоя происходит таким же образом, однако за время эксплуатации автомобиля под воздействием вибрации и внешних воздействий происходит перераспределение частиц и масляной составляющей первичного загрязнения. При вибрации более мелкие частицы и нефтепродукты приближаются к лакокрасочному покрытию, а крупные частицы составляют верхний слой, и он не имеет рыхлой структуры. Первый слой со временем, ориентировочно это восемь недель, уплотняется до монолитной структуры, содержащей пленку из нефтепродуктов с включением мельчайших (1–10 мкм) частиц твердой и полутвердой консистенции. С течением времени процесс разделения и уплотнения различных составляющих загрязнения может происходить много раз, это зависит от погодных условий между мойками. Сложность загрязнения определяется сроком нахождения его на поверхности: 1–2 недели – легкое загрязнение, 3–6 недель – среднее загрязнение, 6–8 недель – сложное загрязнение. С загрязнением со сроком более восьми недель бесконтактная технология не справится, то есть останется остаточное загрязнение, содержащее в основном мельчайшие частицы полутвердой составляющей и нефтепродукты, так называемый «белесый налет». Практика показывает, что использование бесконтактного моющего средства может быть эффективно, только если загрязнение имеет срок не более восьми недель.
Необходимо понимать, что концентрация используемого средства возрастает пропорционально увеличению срока загрязнения поверхности. На его эффективность и расход влияют жесткость воды, температура моющего раствора и агрессивность моющего средства. При повышении температуры рекомендуется выбирать моющее средство с меньшей агрессивностью. К примеру, при использовании воды с температурой до 10С хороший результат можно получить только при использовании сильнощелочных шампуней. А при использовании рабочего раствора температурой 30-35С достаточно применения низкощелочного шампуня; часто такие шампуни характеризуются отсутствием свободной щелочи. Несмотря на то что потребители жалуются на нарушение целостности декоративных и резиновых поверхностей при использовании высокощелочных моющих средств, их активно используют, поскольку низкощелочные средства сильные загрязнения не отмывают.
Российское ноу-хау: бесконтактно-контактная мойка
К сожалению, тенденция последних лет показывает, что сложных загрязнений становится все больше, а желание наладить технологический процесс с применением систем правильной водоподготовки не появляется. Любая модернизация требует дополнительных расходов, а это серьезный удар по бюджету небольшого бизнеса. И все остается так, как было, проблемы с очисткой кузова остались. Несмотря на это, потребитель моечных услуг требует качества.
У автомоечного комплекса есть две категории автомобилей: часто моющиеся – их 10% и редко моющиеся – 90%. С транспортными средствами, которые моют несколько раз в месяц, вне зависимости от погодных условий, у мойщиков не возникает проблем. При использовании стандартной концентрации шампуня для БКМ будут достигнуты положительные результаты. Большинство владельцев транспортных средств считают, что машину надо мыть только в сухую погоду, а не по мере загрязнения, это как раз категория редко моющихся автомобилей. Практика показывает, что средний автовладелец моет свой автомобиль при условии установившейся сухой погоды, чтобы сэкономить деньги и радоваться чистому транспортному средству как можно дольше. Эти клиенты как раз и добавляют сложности для автомойщиков, так как одни из них не мыли автомобиль месяц, другие — три. Как я уже упоминал ранее, если загрязнение находится на поверхности дольше восьми недель, удалить его бесконтактно не удастся. Таким образом, после продолжительной слякотной погоды, в первые солнечные дни к воротам автомоек выстраиваются в очередь автомобили всех категорий. При этом стандартные условия меняются, и для очистки большинства поверхностей требуется использование средств для БКМ повышенной концентрации или даже дополнительной финишной очистки. Возможно, многие автомобилисты сталкивались с ситуацией, когда после нанесения шампуня для БКМ на кузов автомобиля мойщик, не смывая рабочий раствор, моет запененную поверхность поролоновой губкой. Такое нарушение технологии БКМ пагубно сказывается на лакокрасочном покрытии, так как мельчайшие твердые частицы, не смытые вместе с отработавшим шампунем для БКМ струей воды, растираются губкой по поверхности, оставляя микроцарапины. Так появился новый вид услуги, которого нет в прейскуранте ни одной автомойки – бесконтактно-контактная мойка. Стремление клиента к экономии на автомойке приводит к тому, что он получает не ту услугу, за которую платит, плюс повреждение лакокрасочного покрытия своего авто.
Самое сложное загрязнение для БКМ
Почему после продолжительных дождей и снегопадов очистка лакокрасочной поверхности усложняется? Дело в том, что асфальт в воде нерастворим, но в результате внешних воздействий частично эмульгируется в воде и, попадая на лакокрасочную поверхность, прилипает к ней в виде масляной пленки. Это загрязнение самое сложное для шампуня для БКМ. Чем дольше длится дождливая погода, тем сложнее будет отмываться автомобиль. Внешне поверхность может выглядеть слабозагрязненной, а в результате остаться недомытой после использования шампуня для бесконтактной мойки. К сожалению, пока лишь на редких автомоечных комплексах следят за погодой в плане того, как она влияет на сложность загрязнений и соответственно на расход моющего средства для БКМ.
Для сохранения рынка шампуней для БКМ производители автохимии предлагают автомойкам новые технологии, а именно мойку в три этапа. Эта технология позволяет заработать деньги на дополнительной манипуляции и подразумевает: сбив грязи с помощью АВД, использование бесконтактной технологии, исключаю щей воздействие твердой составляющей на лакокрасочное покрытие, и финишную обработку шампунем с использованием крупнопористой губки. Эта технология производителями именуется «евромойка» с использованием на конечном этапе обычного шампуня для ручной мойки или «наномойка» с применением наноэмульсии на основе восков, придающих водоотталкивающие свойства поверхности. Разумеется, неискушенного потребителя настораживает употребление приставки «нано», зато его почему-то устраивает бесконтактно-контактная технология – ведь она дешевле и результат вроде устраивает.
Есть у рынка желание или нет, новые технологии возьмут свой рынок, и наномойка – одна из тех услуг, которая будет оказываться в каждом автомоечном комплексе, как сейчас бесконтактная мойка.