Автор: Ольга НЯМИНА,
корпоративный адвокат.
Журнал Cleaning №4, 2010 год
Летом этого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон №229-ФЗ от 27 июля 2010 года, целью которого является совершенствование налогового администрирования, а также порядка уплаты налогов. Большая часть положений Закона вступила в силу с 3 сентября 2010 года, некоторые нормы начнут действовать с 1 января 2011 года.
Стоит признать, что Закон изобилует мелкими техническими правками, не несущими смысловой нагрузки, а только усложняющими его восприятие, а также формальными правками, когда от перестановки слагаемых сумма не меняется. Например, скорректирован срок исполнения требования об уплате налога с 10 календарных дней до 8 рабочих дней с момента получения указанного требования. Путем несложных математических подсчетов можно прийти к выводу, что срок остался тем же.
Остановимся на нововведениях
На мой взгляд, они затрагивают интересы каждого участника рынка клининговых услуг.
Налогоплательщикам предоставили право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Подробный порядок оформления такой сверки изложен в пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ – результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт может быть вручен налогоплательщику, или направлен по почте заказным письмом, или передан в электронном виде в течение следующего дня после дня составления такого акта.
Стоит отметить, что многие нововведения касаются вопросов электронного документооборота и использования электронно-цифровой подписи. Но если раньше документы в электронном виде предоставляли налогоплательщики, то теперь такое право получили и налоговые органы. Например, налоговое уведомление или требование об уплате налога могут быть переданы налогоплательщику по телекоммуникационным каналам (п. 4 ст. 52; п. 6 ст. 69 НК РФ).
Все налоговые недоимки, включая пени и штрафы, числящиеся на 1 января 2010 года, в случае ликвидации организации, признания предпринимателя банкротом, смерти физического лица, принятия судом акта, согласно которому налоговый орган утрачивает возможность взыскания в связи с истечением установленного срока их взыскания, признаются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию (ст. 59 НК РФ).
Теперь отсрочка или рассрочка уплаты налогового обязательства в бюджет может быть предоставлена лицу только при условии, что имеются основания полагать, что возможность уплаты заинтересованным лицом налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка. Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. Все это делает планы на получение отсрочки или рассрочки весьма призрачными, так как непонятно, как подтвердить ту самую «возможность уплаты налога в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка». Предусмотрена возможность изменять срок уплаты пени и штрафа в случае возникновения финансовых проблем у налогоплательщика.
Пункт 7 ст. 76 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания: «В случае, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке изменились наименование налогоплательщика или реквизиты его счета в банке, операции по которому приостановлены, указанное решение налоговой инспекции подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика, изменившего свое наименование и реквизиты счета». То есть законодатель прикрыл лазейку для наиболее расторопных налогоплательщиков, пытавшихся таким вот несложным способом избежать замораживания операций по счетам.
А теперь о неприятном
Статья 89 НК РФ устанавливает трехгодичный срок, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой. Теперь же предусматривается, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация, даже в случае если период, за который подана налоговая декларация, не охвачен периодом проведения проверки. Предположим, компания подала уточненную декларацию по налогу на прибыль в 2007 году, а в 2011 году будет проводиться выездная проверка компании. И если раньше проверка могла охватить только 2008–2010 годы, то теперь и 2007 год.
Компании сферы клининга зачастую имеют обособленные подразделения, поэтому для них важно, что срок предоставления в налоговый орган данных об изменении ранее поданных сведений об обособленном подразделении, информации о прекращении деятельности через обособленное подразделение сокращен с одного месяца до 3 дней.
Думаю, каждая из компаний сталкивалась с налоговыми штрафами, но если прежде они зачастую носили символический характер, то теперь штрафы за налоговые правонарушения могут быть чувствительны для бюджета многих компаний. Законом были уточнены составы налоговых правонарушений, а также усилена мера ответственности за их совершение в виде увеличения размеров штрафов:
- за нарушение срока постановки на учет штраф составит 10 тысяч рублей вне зависимости от числа дней просрочки;
- за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе – штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение «указанного времени», но не менее 40 тысяч рублей;
- за непредставление налоговой декларации минимальный штраф увеличен в 10 раз со 100 рублей до 1 тысячи рублей;
- за нарушение способа представления декларации, а именно непредставление декларации в электронном виде, штраф составит 200 рублей;
- за грубое нарушение правил учета доходов (расходов) и (или) объектов налогообложения придется заплатить вдвое дороже – 10 тысяч рублей, если же нарушение длится более одного налогового периода, штраф составит 30 тысяч рублей; если это привело к занижению налоговой базы, придется платить 20% от суммы неуплаченного налога, при этом минимальная сумма штрафа выросла с 15 тысяч рублей до 40 тысяч рублей;
- за непредставление в установленный срок документов и (или) иных сведений штраф увеличен с 50 до 200 рублей за каждый непредставленный документ и с 5 тысяч до 10 тысяч рублей в случае отказа в представлении документов либо представления документов с заведомо недостоверными данными;
- за нарушение срока сообщения налоговому органу сведений придется уплатить вместо 1 тысячи рублей 5 тысяч рублей, а если совершить это повторно в течение календарного года, то вместо 5 тысяч рублей – 20 тысяч рублей.
Изменения в порядке исчисления НДС
Главные изменения в порядке исчисления и уплаты НДС касаются порядка составления счетов-фактур. Так, например, предусмотрена возможность составления счетов-фактур в электронном виде по взаимному согласию сторон и при наличии у них совместимых технических и программных средств. Но поскольку необходимые «требования и порядок» еще не установлены, то до их утверждения все будет по-прежнему. В качестве одного из реквизитов счета-фактуры добавлено указание наименования валюты.
Налог на прибыль
Что касается налога на прибыль, то для целей исчисления налога с января 2011 года амортизируемым признается имущество, первоначальная стоимость которого составляет 40 тысяч рублей, в текущее время первоначальная стоимость равна 20 тысячам рублей. Уточнен порядок отнесения к расходам отдельных затрат налогоплательщика, включая проценты по долговым обязательствам, норматив которых увеличен. При этом по некоторым кредитам и займам можно будет пересчитать проценты, начисленные начиная с 1 января 2010 года.
Сумма страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС включается в прочие расходы с 1 января 2010 года. Об этом говорится в подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Раньше квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль могли уплачивать только компании, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 миллиона рублей за каждый квартал. Теперь лимит вырос до 10 миллионов в квартал. Это позволит большему количеству компаний перейти к поквартальной уплате авансов.
Надо сказать, что это далеко не все нововведения, и пройдет еще некоторое время, прежде чем можно будет сделать окончательный вывод, что налогоплательщикам «жить стало легче, жить стало веселее» или наоборот.