Статья подготовлена Research.Techart
на основании данных маркетингового исследования рынка клининговых услуг www.research-techart.ru.
Журнал Cleaning №1, 2009 год
Доллар и евро растут, поэтому на страницах журнала мы хотим зафиксировать примерный уровень цен на клининговые услуги в 2008 году, чтобы со временем, когда в связи с девальвацией рубля цены вырастут, было с чем сравнивать.
Рынок клининга довольно молод и, несмотря на активное развитие, все еще не стал «российским»: сегодня мы можем говорить лишь об отдельных узких региональных рынках, главным образом московском и питерском. Общий объем рынка клининга был оценен Research.Techart в 2,1 млрд долл. в 2007 году с темпами роста в 30-40%. Мировой экономический кризис, несомненно, приведет к сокращению темпов прироста клининговой отрасли, что обусловлено существенным сокращением расходной части бюджета основных потребителей – крупных компаний, многие из которых имеют иностранный капитал.
Сегодня на рынке клининговых услуг работают компании трех типов:
- Профессиональные клининговые компании. В эту группу входят фирмы, основной деятельностью которых является предоставление клининговых услуг на аутсорсинге. Данный сегмент занимает преобладающую долю на рынке (около 80%).
- Зависимо-дочерние компании. К ним относятся юридические лица, созданные специально для обслуживания конкретных клиентов. Нередко такие фирмы являются внутренними подразделениями крупных компаний, имеющих собственный штат уборщиков. Доля таких фирм на рынке значительна (около 15%) и в последнее время снижается.
- Частные предприниматели. Эту группу представляют в основном незарегистрированные рабочие бригады, выполняющие сезонные и/или разовые работы для небольших компаний. Данный сектор рынка трудно оценить по причине крайней нестабильности и высокой ротации рабочих бригад.
На столичном рынке клининга 80% оборота принадлежит крупным профессиональным компаниям с численностью рабочих от 200 человек.
Цены на клининговые услуги достаточно сильно разнятся в зависимости от типов компаний и их размеров.
Средние начальные цены на клининговые услуги московских компаний
Так, мелкие и средние фирмы не имеют фиксированных цен, а формируют стоимость в зависимости от платежеспособности потенциального клиента.
Крупные компании имеют фиксированные тарифы со стандартными изменениями в зависимости от условий уборки (размер площади обрабатываемых поверхностей, вид и степень загрязнения объекта, время работ, сложности, такие как, например, высота потолков, остекление, дорогая техника и т.д.). Окончательная цена, как правило, назначается представителем клининговой компании после осмотра объекта.
Часто минимальные цены близки к себестоимости услуги, включающей обычно затраты на зарплату рабочих, химические средства, расходные материалы, оборудование и инвентарь. При этом на зарплату приходится более 2/3 прямых расходов.
Отметим также, что обычно существует понятие минимального заказа, определенного минимальной площадью уборки или минимальной ценой выезда. Для крупных компаний этот показатель устанавливается на уровне 2500–3000 рублей и выше, по площади – от 1000 кв. м. Небольшие компании берутся за заказы с минимальным объемом в 1000 рублей.