Автор: Галина КАЗАКЕВИЧ,
к.б.н., генеральный директор «ЭКОС-Д-Профи».
Журнал Cleaning №5, 2011 год
Полностью согласна с мнением коллеги, который написал предыдущую статью этого номера, о необходимости стандартизации услуг по дезинфекции объектов различного промышленного и бытового назначения. Скажу более: давно назрела необходимость создания своего рода ТЗ (технического задания), качественное выполнение которого должно лечь в основу тендерных заданий, конкретных для каждого отдельно взятого объекта. Пока же, к сожалению, критерием выбора поставщика услуг для большинства заказчиков на современном рынке является не их объем и качество, а материальная составляющая широчайшего спектра (от патологического нежелания платить до криминального желания получить).
Обсуждение перспективы слияния клининговых и дезинфекционных (дезинфекция, дезинсекция, дератизация) услуг, на первый взгляд, выглядит логичной и заманчивой с теоретической точки зрения. Вынуждена констатировать, что на данный момент российский клининг не готов к ее реализации по ряду причин.
Либерализация медицинского законодательства в нашей стране (отмена санитарных паспортов в 2002 году; исключение дезинфекционных услуг из списка видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, в 2007 году) открыла шлюзы для различного рода поставщиков дезинфекционных услуг весьма сомнительного качества по потрясающе низким ценам.
Демпингом цен на дезинфекционном рынке уже и сейчас грешит и ряд клининговых компаний, возомнивших, что, не имея ни малейшего представления о методах, средствах, оборудовании и, главное, предмете деятельности, они могут нанять дешевую рабочую силу (по аналогии с клинингом) и отправить ее в неравный бой с активными или пассивными переносчиками инфекционных заболеваний (ибо не ведают, что творят!).
Опыт работы с крупнейшими торговыми и логистическими комплексами показывает, что клининговый контингент из бывших соотечественников, снабженный (или не снабженный) приобретенными «по случаю» медицинскими книжками, проживающий в самых что ни на есть антисанитарных условиях, сам зачастую является поставщиком ставших экзотикой (вы не поверите!) популяций давно всеми забытых и не узнаваемых в лицо клопов. Не говорю о тараканах, едва не отправленных недавно скорыми на расправу российскими СМИ во всероссийский розыск, точнее, в Красную книгу. Успокойтесь, господа «зеленые»! Природа не терпит пустоты...
Именно комнаты, где переодевается и принимает пищу персонал клининговых компаний, наряду с туалетами и пищеблоками, становятся источниками повышенной биологической опасности на объекте.
В ранний постперестроечный период предметом анекдотов по части качества дезинфекционных услуг были государственные дезстанции, экономившие на препаратах, зарплатах и обучении персонала и активно демпинговавшие цены на рынке дезинфекционных услуг, козыряя своей близостью к надзорным органам. Массовый отток профессионалов из этих учреждений и низкий уровень услуг постепенно выбрасывают их из конкурентной гонки. Теперь их место мечтают занять наиболее самоуверенные клининговые компании, которым некоторые заказчики опрометчиво «поручают» аутсорсинговые функции при заключении договоров на дезуслуги (имея в виду и личный интерес, который растет у оных товарищей в геометрической прогрессии).
Пример из практики
Недавно нас пригласила клининговая компания для работы от ее имени в одном из торговых центров, уже имеющих серьезные проблемы в результате деятельности местной дезстанции. Однако цена, назначенная нами за работу на объекте с учетом использования перспективных препаратов, новейшего оборудования, цивилизованных средств защиты, обученного персонала и ночного времени суток, их не устроила. Дорого!
В результате за ту же цену нас пригласил один из арендаторов на обработку площади, в 8 раз меньшей, чем площадь, изначально фигурирующая в контракте. Не правда ли, есть о чем задуматься? Запомните, пожалуйста, господа, желающие подвизаться на дезинфекционной ниве! Уровень квалификации специалистов дезинфекционного профиля (если клиент хочет результатов) должен быть гораздо выше уровня квалификации уборщицы, пропорционально соотношению уровня квалификации врача и санитарки – так было и будет всегда! К сожалению, этого не видят представители клининга, мечтающие о захвате рынка дезинфекционных услуг! Если экономия в вашей компании стоит над качеством услуг, не искушайте себя напрасными надеждами использовать дезинфектора в качестве «таджика» и срубить на этом «капусту». Этого никогда не получится у тех, кто экономит даже на визитках для персонала высшего звена...
Хотите, дам практический совет? Никогда не ешьте в ресторане, где туалетная бумага в санузлах плохого качества, а в дозаторах нет мыла.
Господа! Хорошие услуги стоят денег. Клининговые компании, обильно поливающие объекты дешевыми хлорсодержащими препаратами и экономящие на туалетной бумаге и прочих расходных материалах, не будут иметь перспектив и (тем более!) на рынке дезинфекционных услуг, на который они засмотрелись как на побочный источник заработка.
Более того, принцип тотальной экономии на средствах и исполнителях таит в себе не только опасность потери имиджа компании вследствие низкой результативности дешевых услуг, но и смертельную опасность бездумного и безграмотного применения неквалифицированной рабочей силой запрещенных Минздравом (в силу высокой токсичности или канцерогенности), но дешевых и вполне доступных на базаре препаратов для борьбы с насекомыми и грызунами.
Вступление России в ВТО, которое произойдет рано или поздно, будет иметь целый ряд положительных последствий. В разы поднимутся требования контролирующих структур к уровню дезинфекционных и клининговых услуг. Необходимость соблюдения международных стандартов заставит заказчиков – любителей экономить на чистоте увеличить статьи расхода на экологическую безопасность предприятия, в идеале – до европейского уровня. «Любительские» клининговые и дезинфекционные услуги станут неконкурентоспособными на фоне востребованности профессиональных и качественных услуг. Тенденцию к этому мы наблюдаем уже сегодня, уже сейчас.