1
Comac

Два вида чистоты

Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА
Журнал Cleaning №1, 2008 год

Старый советский лозунг гласил: «Чистота — залог здоровья». Кто бы спорил! Всем нам хочется, чтобы хождение по тротуарам не превращалось в ползание с препятствиями, а в подъездах пахло бы не пивом и кошками, а чем-нибудь более радующим наше обоняние. Мы не будем вдаваться в политику и макроэкономику и анализировать глобальные процессы, просто рассмотрим положение дел с чистотой в наших подъездах и на улицах.

Москва — город контрастов

Даже чисто визуально по состоянию территории можно определить, к какому виду собственности (коммерческой или муниципальной) она относится. Собственник, получающий от своего имущества прибыль, гораздо более, чем муниципалитет, заинтересован в качественной уборке не только внутренних, но и внешних территорий. Поэтому собственники в большинстве случаев и привлекают клининговые компании. Когда мы видим здание с блестящими стеклами, вымытым фасадом, убранной территорией и красиво посаженными цветами, мы сразу понимаем, что это чья-то собственность.

Для коммерческой недвижимости городом определена пятиметровая внешняя зона ответственности и территория, отведенная под автостоянку. Собственник обычно создает управляющую компанию, которая регулирует отношения с арендаторами, с одной стороны, и с клинерами и техническими службами, с другой.

Любопытно, что функции наблюдения за качеством уборки этого класса территорий переданы ДЭЗам, у которых при этом есть только эмоциональные рычаги воздействия.

У муниципалитетов не только нет никакой заинтересованности, кроме риска получить нагоняй от вышестоящего начальства, но еще и нет единого лица, отвечающего за состояние улиц, дворов и внутренних помещений. Есть исполнители госзаказа. Это бывшие ДЭЗы, сегодня превратившиеся в различного рода ООО. Мы, пожалуй, для простоты понимания сохраним привычное старое название. Так вот, исполнитель один, а контролеров у этих ООО – ДЭЗов — несколько десятков, начиная с участкового милиционера. Само собой разумеется, что у каждого контролера есть свои ведомственные требования, и эти требования зачастую противоречат друг другу. В этой круговерти ситуация складывается прямо по Жванецкому: неважно, что производится, главное — какие процессы внутри. Массовые, практически ежедневные комиссии, призванные оправдать зарплаты многомиллионной армии нашего чиновничества, только стопорят работу руководителей ДЭЗов. При этом, однако, все нормы и требования к качеству уборки живут и здравствуют с достопочтенных советских времен.

Беспомощные ДЭЗы — итог реформы ЖКХ

Несмотря на многолетние разглагольствования о необходимости реформы ЖКХ, на практике мы имеем только преобразование ДЭЗов в коммерческие структуры. Теперь они призваны ежегодно участвовать в аукционах на получение госзаказа. Казалось бы, все «как у взрослых»: тендерная документация, ее рассмотрение, объявление победителей. Вот только конкурса-то и нет. А есть тандем «Управа — ДЭЗ». И вся работа строится по старым правилам и старым нормативам. Правда, за последнее время ДЭЗы смогли обрасти кое-каким «жирком» — приобрели тракторы, мотоблоки, подметальные машины, но всего этого пока далеко не достаточно. Да и уровень этой техники далек от совершенства. Чистящие и моющие средства можно приобретать только по рекомендации СЭС. Кроме того, в этом зимнем сезоне запрещено пользоваться реагентами для чистки тротуаров. Использование песка было запрещено еще раньше. Можно порекомендовать пешеходам наклеивать на подметки наждачную бумагу. Между прочим, ортопедия в нашей стране не на самом высоком уровне.

За что мы платим?

Работу по содержанию в чистоте улиц и лестничных клеток оплачиваем мы все. За какое же состояние наших улиц и подъездов мы платим? Какое качество должны обеспечить нам дворники и уборщики?

Работа низшего звена, а именно дворников, строится следующим образом: с 7 до 12 и с 16 до 19 они должны до асфальта (в зимний период) очистить некую территорию. При этом в трудовом соглашении не определены конкретные объемы работ. Просто начальник показывает дворнику его территорию «от сих до сих». Вместо создания системы поощрения можно использовать принцип кнута и пряника путем перераспределения более легких и трудных участков. Установленные часы работы совсем не обязаны совпадать с графиком снегопадов, использование техники для чистки тротуаров в дневное время практически невозможно. Вот и скребут по-прежнему дворники наши улицы лопатами да разбивают лед ломами. Какое уж тут качество!

Не менее забавна и ситуация с уборкой лестничных клеток. Знаете ли вы, что действующими нормативами предусмотрено ежедневное влажное подметание на двух нижних этажах? Остальные этажи должны подметаться два раза в неделю. Мытье лестничных площадок и маршей должно производиться два раза в месяц, с такой же периодичностью — влажная протирка стен, дверей и потолков кабины лифта. Мытье окон, так же как и влажная протирка стен, дверей, оконных решеток и пр. в подъездах, — один раз в год. При этом у уборщицы по-прежнему на вооружении тряпка из дерюги для мытья, ветошь для протирки да ведро, которое она наполняет у кого-нибудь из жильцов, воду меняет в лучшем случае один раз. О какой чистоте может идти речь?! Мы не в солнечной Италии живем. У нас больше полугода снег и грязь, которую каждый жилец волей-неволей приносит в подъезд как минимум раз в день и которую за наши же деньги равномерно размазывает уборщица при «влажном подметании».

Для такого же вида работ у клининговых компаний существуют нормативы, основанные на метраже. Средние данные таковы: одна уборщица за 10-часовую смену при ручной уборке обслуживает около 1000 м2. В эту уборку входит обязательное ежедневное мытье полов и протирка стен на объекте.

Халтура заложена в тарифы

Однако мы были бы не правы, свалив все наши обиды на руководителей пресловутых ДЭЗов. Прежде всего так называемые тендеры проводятся по принципу «у кого дешевле». Это только у Ленина «лучше меньше, да лучше». Другой классик был точнее, сказав: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною». Вынужденные снижать стоимость своих услуг ДЭЗы, соответственно, вынуждены снижать и качество. Кроме того, их свобода как независимых коммерческих структур скорее напоминает свободу узника в камере. Уровень зарплат регламентирован: для уборщиков — от 7 тыс. рублей в месяц, для дворников на сложных магистралях — от 10 тыс. рублей. Свобода же в установлении численности персонала в зависимости от потребностей по специальностям и объемам работ варьируется в пределах 30%. Работая на 1,5-2 ставках, уборщики и дворники неизбежно начинают халтурить. Соглашаются на такую традиционно непрестижную работу, конечно же, гастарбайтеры. Уж если в клининговых компаниях, где зарплаты и престижность выше, по большей части используется иностранная рабочая сила, то в ДЭЗы приходят те, кого клининг не берет. Так что ни о каких принципах подбора кадров и речи нет. Слава богу, если штат хоть как-то укомплектован.

Мы обречены жить в грязи

Есть ли выход из положения? Может, передать эту работу профессиональным клинерам? Так они не проявляют особого энтузиазма браться за малорентабельные работы, сопряженные к тому же с тяжелой эшелонированной бюрократической системой контроля. ДЭЗы со своей стороны готовы работать и просят не столько помогать, сколько хотя бы не мешать. Контроль качества, безусловно, необходим, но он не должен проводиться десятками контролирующих органов. Нужно ввести единый стандарт качества, которого сегодня нет, и одного контролера, который бы этим стандартом руководствовался, а не определял уровень чистоты, как сейчас имеет право делать участковый милиционер, «на глазок». А далее в пределах этого стандарта дать исполнителю, выигравшему тендер, свободу действий в выборе средств, технологий, штатного расписания и зарплат в рамках согласованных расценок.

А пока вся реформа ЖКХ сводится к отчету перед Президентом и замене одного министра на другого, мы обречены жить в грязи и драить свои лестничные площадки на добровольных началах, по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO