Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА,
журнал «Клининг».
Журнал Cleaning №2, 2010 год
Слово «граффити» происходит от итальянского graffiti и восходит к латинскому языку, куда в свою очередь пришло из древнегреческого – от grafein, то есть «писать». Кстати, отсюда же происходит и привычное нам слово «графика». С этой точки зрения первые граффити появились еще при первобытном строе, когда люди с помощью костей животных и природных красок изображали на скалах и в пещерах сцены своей повседневной жизни. С развитием цивилизации эта сторона граффити переросла в живопись и фреску.
Немного истории
Древнейшая наскальная живопись, которая по сути является граффити, относится к историческому наследию человечества и представляет огромный интерес для понимания образа жизни, занятий, традиций и верований наших далеких предков. Эти граффити можно справедливо считать творениями примитивных художников, не имевших других способов выражения своей творческой фантазии. Иногда граффити могут стать единственным источником информации. Так, надписи, нацарапанные на валунах в базальтовых пустынях Южной Сирии, являются уникальным свидетельством существования сафского языка, который считается протоарабским (то есть прародителем современного арабского языка). Этот язык просуществовал с I в до н.э. до IV в н.э. и считался бесследно исчезнувшим.
Но есть и другая сторона граффити, которая справедливо относится к вандализму. Во все века были любители «увековечить» свои высказывания на внешних и внутренних стенах домов, на памятниках или скалах. Надписи типа «Киса и Ося были тут», да еще с описаниями, что они тут делали, явление отнюдь не новое. Весьма скабрезные с современной точки зрения граффити археологи находили при раскопках Рима и Помпей в лупанариях (римские публичные дома) или гладиаторских школах. Из самых приличных надписей в гладиаторском бараке можно привести такую: «Антиох гулял здесь со своей подругой Ситерой». Еще с тех, древних времен граффити содержали и ругательства, и любовные признания, и политические лозунги, и карикатуры, и сатирические замечания. Надписи в римских катакомбах раннехристианского периода носили религиозный характер. В более поздние времена в Древней Руси в Новгороде внутри храма ХI века и в соборе Святой Софии в Киеве были обнаружены граффити, содержащие молитвы и обращения к Богу, а также различные заклинания.
В эпоху Возрождения уже упомянутые древнеримские граффити стали образцом гротескной живописи для таких великих мастеров, как Филиппо Липпи, Рафаэль, Микеланджело.
Позже, во времена египетского похода, наполеоновские солдаты «украсили» своими автографами пирамиды, а великий Байрон поведал о своем посещении храма Посейдона в Греции, оставив надпись на одной из колонн.
Переход к философии
Такова была история граффити до середины ХХ века. Современное граффити – это изображения или надписи, наносимые на различные поверхности с помощью специальных фломастеров и аэрозольных красок. Его новейшая история начинается в 1920-х годах, когда в Нью-йоркской подземке стали появляться надписи и рисунки, сделанные уже по этой технологии. Справедливости ради нужно отметить, что среди них попадались и замечательные образцы, но в большинстве своем это была мазня, подлежащая уничтожению. Обычно все эти художества просто закрашивались. Однако их становилось все больше, затраты на постоянный ремонт туннелей росли, и власти метрополитена ужесточили контроль за действиями незаконных живописцев. Тогда граффисты захватили подземные переходы и товарные вагоны. Ожесточенная борьба велась постоянно, но с переменным успехом.
Период с 1920-х по 1960-е годы можно считать периодом становления современного граффити, когда разрабатывались технологии, шрифты, выбирались краски и наиболее подходящие поверхности. Настоящий бум начался в середине 60-х годов. В 1968 году во время студенческих волнений и всеобщей забастовки во Франции весь Париж оказался наводнен революционными и анархистскими граффити-лозунгами. В это же время в США становятся популярными политические слоганы. Они в основном выполнялись трафаретным способом. С конца 1960-х годов граффити становится выразителем поп-культуры. Это по большей части протестное молодежное движение, связанное с хиппи или движением панк-рока. Подобное уличное самовыражение в силу своей протестности носило в значительной степени вандальный характер. Однако одновременно с этим появились мастера, понявшие эстетическую сторону граффити, разработавшие специальную технику росписи и поднявшие свои изображения до уровня искусства.
Сегодняшнее граффити, как правило, ассоциируется с музыкой в стиле брейк-данс или хип-хоп и является неотъемлемой частью молодежной культуры.
Граффити ХХI века
Граффити ХХI века похоже на двуликого Януса.
Лик добрый
С одной стороны, это произведения искусства, скрашивающие унылое однообразие современной типовой застройки городов. Серый бетон домов, гаражей, заборов, по мнению психологов, угнетающе действует на психику человека, и в этом смысле яркие высокохудожественные росписи в стиле граффити оживляют улицы и поднимают настроение. Уже во многих городах мира власти начинают это понимать и сами выделяют участки для росписи, заключая соглашения с лучшими райтерами (так называют себя художники граффити). Правда, такая политика зачастую зависит не от понимания, что запретный плод сладок и неравная борьба с райтерами все равно будет проиграна, а от интеллектуального уровня власти предержащей в данном регионе. В Берлине, к примеру, для граффити отведен отдельный неразрушенный участок знаменитой берлинской стены. В Бруклине (Англия) на стене клиники сексуального здоровья молодежи на уровне второго этажа глухой стены райтеры изобразили окно, в которое смотрят муж и жена, а любовник, вцепившись в подоконник, висит на одной руке, другой стыдливо прикрывая наготу. Главный врач больницы обратился к властям с просьбой не уничтожать хорошо сделанный забавный рисунок, который к тому же отображает специализацию данного лечебного заведения. И власти, и жители города согласились. А вот власти Нью-Йорка решили все же идти по пути запретов. В этой борьбе задействована специальная техника, полиция, к нарушителям применяются как административные меры, так и аресты на срок до 15 суток.
В России отношение к граффити такое же, как и в других странах. Власти поумнее используют граффити как элемент архитектурного лица города, ну а менее дальновидные копируют Нью-Йорк. В Орле и Перми хозяева города непримиримы, и всякое граффити относят к актам вандализма. Но лидерство по части агрессивности и фобии принадлежит Питеру. Там уже подготовлено распоряжение правительства города, согласно которому чиновники обязывают арендаторов обращаться в суды с исками к лицам, виновным в порче фасадов арендуемых ими зданий. Если виновный окажется моложе 14 лет, то по всей строгости закона будут отвечать его родители. В борьбе с райтерами должны также участвовать школы, инспекторы по делам несовершеннолетних и сотрудники охранных предприятий, которым будет поручен розыск «художников» (!). Поскольку многие райтеры снимают свои рисунки на видеокамеры, то был сделан вывод, что это все неспроста! Это не невинное занятие, а заказ неких, скорее всего террористических, спецслужб, с целью заполучить данные о таких стратегических объектах, как метрополитен или железнодорожные вокзалы. Теперь не болтун, а «рисун» – находка для шпиона!
К счастью, есть и другие города, в которых больше озабочены настроением своих граждан. Разрабатывается программа выделения площадей под росписи во Владивостоке, фестиваль граффити прошел в Красноярске. В Москве многие районы творчески подошли к проблеме; в частности, здесь мы приводим несколько фото по результатам акции, которая состоялась в Южном Медведкове.
Приведем цитату из кодекса чести настоящего райтера (стиль сохранен): «Райтеры осуждают надписи типа «Здесь был Вася». Красоты и стиля в этих тэгах нет, а имидж вандалов-пачкунов не глядя приписывается всем уличным художникам. Получается, что из-за тусовки идиотов страдает вся субкультура граффити». Этот же кодекс чести запрещает рисовать на стенах жилых домов и в подъездах: «местным жителям это может не понравиться, а им мимо ходить каждый день. Незачем настраивать пиплов против своего брата-райтера».
Лик злой
Пока мы говорили о высоком. Но есть и второй лик граффити. Увы, как и во все века, есть немало любителей заявить о себе, интеллектуальная планка развития которых притормозила на уровне «вот он Я, любимый», а апофеозом самовыражения является матерщина и националистические лозунги. А еще разместить все это убогое безобразие хочется на самом видном месте: на красивом доме, на главной улице, на памятнике...
Эти деяния, безусловно, относятся к актам вандализма, и наказания за них прописаны в УК РФ. В частности, такого рода деятельность регламентируется статьями 167 (умышленное уничтожение или порча имущества), 213, 214 (вандализм), 243 (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры). Чем чреваты деяния, подпадающие под эти статьи? В соответствии со ст. 214 осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных местах общего пользования наказываются штрафом до 100 тысяч рублей или в размере трехмесячного заработка осужденного, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до года, либо арестом на срок до 3 месяцев. То же деяние, совершенное группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусматривает ответственность в виде ограничения или лишения свободы на срок до 3 лет.
Казалось бы, справедливо строго наказывать виновных в порче национального достояния и общественного имущества. Да только вот беда: в отсутствие местных программ под эти статьи можно подвести как настоящих нарушителей, так и талантливых райтеров. Все будет зависеть только от субъективной оценки, а значит, от культурного уровня и гражданской позиции судьи. Справедливости ради нужно отметить, что дело, как правило, не доходит не то что до суда, но даже до милиции. Все райтеры знают, что такса составляет от 300 до 500 рублей. Главное – не препираться, а прикинуться овечкой, осознавшей всю тяжесть содеянного и сказать «дяденька, я больше так не буду».
Врага нужно знать в лицо
Теперь оставим в стороне настенную живопись, с ней клинерам сталкиваться не приходится. Впрочем, абсолютно не важно, что нанесено на поверхность, если заказчик заключает договор на очистку поверхности от граффити.
Прежде всего нужно знать, из чего состоит загрязнение. Только тогда можно правильно подобрать технологию и химию для его удаления.
Итак, какие поверхности предпочитают райтеры? По месту нахождения предпочтительны тоннели, опоры и сваи мостов, заборы вдоль железнодорожных линий, ограждения заводов и комбинатов, задворки гаражных кооперативов.
Что касается типов поверхностей, то не слишком удобно рисовать на пористых или сильно зашпаклеванных стенах: краска быстро впитывается, рисунок получается тусклым и требует большого расхода материала, а он весьма недешев. Не подходят и очень гладкие поверхности, например железо. По ним краска стекает, и рисунок не удерживается. Идеальной является ровная отгрунтованная поверхность, но такую найти сложно, поэтому обычно ее предварительно обрабатывают, нанося слой водонепроницаемой краски. Но хулиганствующие граффисты все равно будут рисовать и на граните, и на мраморе, и вообще на любой вертикальной поверхности на уровне человеческого роста.
Для нанесения росписи обычно используются краски для покрытия автомобилей либо специальные баллончики для граффити. По большей части это краски на нитрооснове или нитрокомбинированные краски для хромированных поверхностей. Для прорисовки контуров применяются специальные маркеры, которые заправлены пигментными чернилами на водной или спиртовой основе. Наиболее часто используются краски King, Fiesta, Abro, Motip, Montana и «Лада».
Спрос на услуги по удалению граффити
Немногие клининговые компании предлагают в своем перечне работ услуги по удалению граффити. С чем это связано? Обычно отвечают, что спрос на них невелик.
Вот, казалось бы, нонсенс: огромные площади в городах буквально изуродованы вандалами, а спроса на их очистку нет! Объясняется это тем, что те поверхности, которые нужно было бы привести в должный вид, находятся в ведении структур, традиционно не прибегающих к услугам клининговых компаний, например ЖКХ, РЖД, заводов и фабрик и т.п. К клинерам же обращаются только в тех случаях, когда жареный петух клевать начинает: приезжает высокое начальство или предстоит большое празднество, а на центральных улицах надписи непотребные. У служб ЖКХ нет ни нужной химии, ни оборудования, ни квалифицированных людей. Вот тогда-то и находятся средства для оплаты работ клининговой компании.
С другой стороны, традиционные объекты клининговых компаний, такие как деловые центры, торгово-развлекательные комплексы, элитные гостиницы и т.п., достаточно хорошо охраняются, просматриваются видеокамерами, а потому являются для райтеров объектами повышенной опасности. Зачем рисковать, когда стен и так хватает!
И все же, хотя сегодня заказчиков не много, но уже и промышленные предприятия потихоньку переходят под крыло клининговых компаний, и в целом клининг развивается за счет разнообразия клиентов; спрос на услуги по удалению граффити в ближайшем будущем обречен расти, а посему наиболее дальновидным компаниям необходимо знать.
Технологии удаления граффити
Большинство красок, используемых для покрытия стен, имеют неорганический состав; краски для граффити, напротив, в своей основе содержат органические красители. Именно на этом основан принцип действия средств для удаления рисунков: органическое средство растворяет органический краситель, не повреждая неорганическую краску.
При выборе технологии удаления граффити определяющими факторами являются, с одной стороны, тип поверхности и нанесенной на нее краски, с другой стороны, время воздействия состава, температура воды и способ механической обработки.
Наиболее современная и качественная технология удаления граффити практически с любой поверхности – это мягкий бластинг. Он довольно подробно описан в нашем журнале №5 за 2009 год в статье о чистке фасадов, поэтому здесь мы ограничимся несколькими фразами. Суть способа заключается в том, что компрессор под давлением подает смесь перегретого пара с абразивом (чаще всего это кальций или содабикарбонат) на поверхность, с которой таким способом можно удалять краску послойно, контролируя каждый слой. Но этот метод очень дорогостоящий, и приобретение такого оборудования оправданно только в том случае, если у компании есть большое количество заказов, в том числе и на очистку сложных фасадов.
Самой распространенной среди клинеров технологией удаления граффити является способ с применением АВД. При этом сначала на рисунок наносятся соответствующие данной краске химические составы, как правило, щелочные с добавлением органических растворителей, а затем поверхность промывается водой с помощью АВД с подогревом. Если граффити выполнены автомобильными красками, то растворители должны отличаться от растворителей, применяемых для баллонных красок для граффити.
Металлические поверхности хорошо очищаются пескоструем. А удалить рисунок с полированного фасадного гранита можно либо ацетоном или уайт-спиритом, либо специальной антиграффити-химией, их содержащей. Такой способ очистки требует много кропотливого медленного ручного труда, но эта поверхность настолько деликатна, что легко может быть повреждена в случае применения пескоструйного аппарата или АВД. При очистке облицовочного кирпича и бетона неплохо зарекомендовали себя гелевые средства антиграффити. Есть положительный опыт использования стрипперов: они хорошо снимали граффити с плитки, стекла и металла.
Теория и практика – две большие разницы
Независимо от наличия собственных средств передвижения, мы периодически все бываем пассажирами общественного транспорта и, конечно же, замечаем на внутренних стенках поездов, особенно в метро, грязные серые пятна. Оказывается, это бывшие надписи, нанесенные, как правило, черными фломастерами и удаленные «Таблефитом». Вот вам наглядный пример неправильного использования профессионального средства. Да, «Таблефит» применяется для удаления следов карандаша, чернил, фломастера, но краска фломастеров для граффити отличается от краски обычных фломастеров, поэтому при применении данного средства она только размазывается по поверхности. Чем объяснить такой выбор химии, можно только гадать. Ясно одно: заказчику безразличны пассажиры, а клинеру безразлично качество его работы. Обидно только за дискредитацию хорошего средства хорошего производителя. А посему
Несколько практических советов
Сегодня есть довольно большое количество компаний, выпускающих специализированные химические средства для удаления граффити и последующей защиты поверхностей. Как и во всем, здесь также нет универсальности: в зависимости от типов поверхностей и различных видов граффити-красок нужны различные средства. И даже при правильном выборе химии необходимо четко соблюдать инструкции по ее использованию.
Во-первых, следует учитывать временной фактор, то есть время, прошедшее с момента нанесения средства до его удаления. Недостаточная выдержка только частично удалит надпись, а чрезмерная продолжительность вызовет испарение растворителя и еще более глубокое проникновение граффити в поверхность.
Во-вторых, температурный фактор, который имеет две составляющие: температура внешней среды и температура используемой воды для снятия растворителя. Идеальной внешней температурой является 20°С, но такая температура в нашей стране, увы, наблюдается меньшую часть года. В этом случае необходимо делать поправку на продолжительность выдержки, то есть при сильной жаре снижать продолжительность экспозиции, а при низких температурах (но не ниже 5°С) ее соответственно увеличивать. Что же касается температуры воды, применяемой для последующего удаления нанесенного состава, то в зависимости от поверхности она составляет от 50 до 90°С. Так, окрашенные поверхности нужно очищать при температуре не выше 50°С, высокопористые, типа штукатурки, белого песчаника, ракушечника, – 60°С, а бетон, мрамор, металл, стекло, шлифованный камень хорошо выдерживают 90°С.
В-третьих, физическое воздействие также в зависимости от отмываемой поверхности должно быть разным. Конечно, применение АВД под высоким давлением и при температуре 90°С идеально быстро удалит всю краску, НО не вздумайте делать это при очистке окрашенных, оштукатуренных или деревянных поверхностей. Да и хрупкие поверхности, хотя и допускают использование АВД, но требуют низкого давления.
В любом случае, уже выбрав химию и технику, проведите предварительные испытания в незаметном месте на устойчивость поверхности к воздействию воды, выбранного химического вещества и температуры. По мере проведения проверки можно постепенно увеличивать как давление, так и температуру. При использовании сильного средства, высокой температуры и давления время воздействия на поверхность должно быть минимальным.
Если вам предстоит уничтожить картину, занимающую большую площадь и вы используете АВД, то помните, что нанесение химии производится снизу вверх, смывание – снизу вверх, а окончательная промывка – сверху вниз. Если площадь граффити небольшая и работа делается вручную, то чистка начинается от краев к центру.
Особняком стоит очистка дорожных знаков. Они покрыты отражающей пленкой, и поэтому их можно отмывать только тряпкой вручную и обязательно составами, которые не повредят пленку.
Несколько слов об основных производителях
Практически у большинства производителей профессиональной химии есть одно или несколько средств, прямо или косвенно удаляющих граффити; среди них можем назвать «3М», «Асану», «Технологии чистоты», Mapei (Италия), Kiehl (Германия), «Химитек». Но есть и компании, производящие широкую линейку этой продукции, такие как Allegrini (Италия), Guard Industrie (Франция), NanoCover Scandinavia (Дания) или Sivam (Италия). Конечно, у специализированных производителей можно приобрести продукцию, позволяющую удалять практически любые граффити с любых поверхностей, а также защитные средства, но это необходимо в тех случаях, когда такой вид работ у клининговой компании составляет значительный объем.
Как облегчить себе жизнь
Как уже было сказано, клинеры обречены в ближайшем будущем освоить технологии удаления граффити. Работа эта, как видите, нелегкая, трудоемкая и не дешевая. На очищенном месте часто вскорости появляется новое творение райтеров, а постоянное воздействие пусть самой мягкой химии и даже просто воды со временем приведет к порче поверхности фасада. При этом перед заказчиком виноват будет клинер. Чтобы уменьшить трудозатраты, сэкономить время и уберечь поверхность, разработаны специальные защитные средства антиграффити для различных поверхностей, которые не только позволяют легко снять вновь появившиеся художества, но еще и защищают поверхность от загрязнений. Средства эти пока достаточно дорогостоящие, но их применение все равно обходится дешевле, чем удаление граффити с незащищенной поверхности, а кроме того, они дают 100%-ную гарантию очистки. Во избежание головной боли и препирательств с заказчиками это следует иметь в виду.