1

3
5
4
6
9
10
2
дударь
Эргономика в клининге

Автор: Яна БАБИЙ,
менеджер по маркетинговым коммуникациям Vileda Professional Russia.
Журнал Cleaning №1, 2014 год

В каждой профессии есть свои виды профессиональных заболеваний. Для работающих в сфере клининга наиболее характерны болезни суставов, позвоночника и сердечно-сосудистой системы, связанные с физическими нагрузками, а также заболевания легких и носоглотки, вызванные работой с химическими препаратами. Интересно, что в повседневной жизни (дома, на работе, при занятиях спортом и т.д.) каждый из нас в течение года перемещает в среднем до 7 тонн – это вес металлических конструкций Эйфелевой башни. А клинерам ввиду специфики профессии приходится поднимать значительно больше. Например, уборщики мусора за рабочий день делают более 300 наклонов и поднимают около 400 кг.

Представляя свою продукцию на рынке, производители (продавцы) часто в качестве достоинства указывают на ее эргономичность. Что это за свойство и важно ли оно для покупателя? В какой степени это распространяется на клининговый рынок?

Начнем с определения, которое дает Большая советская энциклопедия. Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве.

Эргономика сформировалась на стыке наук: психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. При проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. Основной объект исследования эргономики – система «человек и машина».

Особенности нагрузок в клининге

Как уже сказано, физические нагрузки в клининге особенно высоки. Поэтому необходимо принимать меры, которые минимизируют возможность возникновения профессиональных заболеваний. Согласно статистике, от болей в спине страдает более 80% населения. Предприятий, где не было бы сотрудников с заболеваниями спины, просто не существует. Под названием «боли в спине» скрывается около 100 различных заболеваний. И все они снижают работоспособность либо приводят к временной нетрудоспособности сотрудника, что ведет к реальным увеличениям затрат компании, учитывая, что заработная плата составляет значительную часть этих затрат.

Чтобы защитить работников от профессиональных заболеваний, нужно правильно обеспечить их обучение и подготовку, а также правильно подобрать им орудия труда. Но и сам работник должен заботиться о своем здоровье. Если он сам не соблюдает основных правил, то никакие, подчас очень дорогостоящие, вложения в эргономичный инвентарь не принесут результата. Какие факторы нужно учесть при подготовке персонала и как обеспечивать контроль за соблюдением правил труда? Есть несколько правил, не относящихся конкретно к какой-либо операции, а являющихся общими для всех. Во-первых, не носить обувь на высоких каблуках; во-вторых, не надевать узкую одежду, затрудняющую движения; в-третьих, не находиться длительное время в неестественной позе или в позе, создающей напряжение на позвоночник или группу мышц; в четвертых, не находиться долго в наклонном положении.

Отметим, что у работающих в клининге (по данным анкетирования, проведенного компанией Vikan в Дании):

  • затылок и плечи испытывают в 3 раза большую нагрузку, чем у обычных людей;
  • спина на 62% больше подвержена нагрузкам;
  • усилия, прилагаемые кистями и запястьями, в 3 раза больше, чем в других профессиях.

В результате количество пропущенных по болезни дней у уборщиков в 4 раза выше, чем в других профессиях. Ошибки, которые совершает клинер в процессе уборки и которые негативно влияют на его здоровье, поможет выявить таблица.


Наиболее распространенные недомогания клинеров и их причины

Для минимизирования отрицательного воздействия нагрузок на организм и их правильного распределения на группы мышц необходимо соблюдать следующие простые правила:

  • Ширина рабочей зоны уборки зависит от вашего телосложения, в среднем она не должна превышать 120-150 см; таким образом, нагрузка на мышцы спины минимизируется.
  • Во время работы со шваброй ведущей должна быть рука, держащая ручку снизу, рука сверху только легко захватывает рабочий инструмент.
  • Работайте ритмично с равномерными движениями.
  • Принцип движения – плавный, буквой S, лицо обращено вперед, хорошая осанка, смена рук по ходу работ.
  • Правильный захват ручки, регулирование длины.
  • Избегайте однообразных движений.
  • Работайте активно (шея, плечи, мышцы рук).
  • Расслабьте мышцы во время работы еще до того, как они почувствуют усталость.
  • Избегайте длительных повторяющихся движений в запястье и локтях.
  • Избегайте повторяющегося растяжения мышц плеча.
  • Во время работы чередуйте руки, периодически давая им отдых.
  • Держите швабру то слева, то справа от себя.
  • Во время работы держите спину прямо, плечи расслабленно.
  • При возможности протирайте пыль сидя, это одновременно и небольшой перерыв, и вы увидите протираемую поверхность с точки зрения клиента.
  • Используйте небольшую разминку мышц после тяжелой работы. Не забывайте об упражнениях в перерыве, используйте ручку швабры.
  • Обратите внимание на обувь, в которой вы работаете: на форму стельки (особенно на пятку), удобную регулировку плотности, воздухопроницаемость материала, амортизацию подошвы, возможности чистки.

Рекомендуется 80% уборки выполнять с помощью специального инвентаря или моющих средств, они специально разработаны для решения конкретных клининговых задач, а значит, позволят быстрее и с наименьшими затратами убрать поверхности.

Клининг и прогресс

Проблемы эргономики решаются коллективами специалистов, в состав которых в зависимости от характера решаемых задач могут входить психологи, физиологи, гигиенисты, социологи, экономисты, математики, дизайнеры, архитекторы, инженеры. Простой, казалось бы, моп создается на основании расчетов оптимальной длины ручки в зависимости от роста работника, подвижности крепления полотна для удобства и разнообразия движений. При создании различного инвентаря исходят из того, что необходимо минимизировать такие движения, как наклоны, приседания, повороты корпуса, длительное поднятие рук и запрокидывание головы, сжимание кистей рук и изгиб запястий при работах, связанных с отжимом. Все это учитывается при создании новых мопов, телескопического инвентаря, тележек (особенно в части отжимов и колес), контейнеров и мешков для мусора (в части удобства ручек для захвата и подъема тяжестей), инвентаря для мойки стекол (чтобы по возможности менять руки в процессе работы). Что касается разработки новых моделей уборочных машин, то здесь в первую очередь стремятся к снижению вибрации, уровня шума. Панели управления должны удобно располагаться и не требовать наклонов. Толкаемые машины не должны требовать больших усилий для их передвижения.

Поскольку эргономика – это научное изучение условий труда и в ее задачи входит следить за тем, чтобы рабочие места, методы работы, используемый инвентарь гармонично сочетались с анатомией человека, дальновидные руководители КК давно включили ее в свои программы для менеджмента.

В конечном счете эргономика – это оптимизация затрат и экономия в работе клининговых компаний.

При подготовке данной статьи частично использовалась информация из учебного пособия "L’ergonomie dans le nettoyage", автор Eric Decabooter, kinesitherapeute – ergonome (кинезитерапевт – специалист по эргономике).

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction