Автор: Кирилл МИТИН,
менеджер по снабжению компании «Примекс»,
Журнал Cleaning №4, 2016 год
При обсуждении с заказчиком договора на оказание клининговых услуг неизбежно возникает целый ряд проблем. Дьявол кроется в деталях, поэтому их нужно постараться предусмотреть на самых ранних этапах. Одной из таких деталей является вопрос о расходных материалах для санитарной зоны. Для клининговой компании есть два возможных варианта снабжения объекта расходными материалами для туалетных комнат: когда расходы на приобретение оплачивает клиент согласно утвержденному в договоре количеству (либо по ежемесячным заявкам, либо по фактически израсходованному количеству) или когда расходы на приобретение расходных материалов включены в договор клининга.
Первый вариант снабжения, несомненно, предпочтительнее для клининговой компании. Все расходы на приобретение и поставку расходников на объект полностью оплачивает клиент сверх договора, а в случае перерасхода утвержденного им самим для себя количества туалетной бумаги, полотенец или мыла клининговая компания не несет потерь из-за их дополнительной закупки. Клиенту же, наоборот, не очень удобен данный вариант: зачастую не просто объяснять своему руководству, почему каждый месяц сумма затрат на эти позиции меняется.
Второй вариант как раз, наоборот, удобен клиенту: утверждены и закреплены в договоре с клининговой компанией номенклатура и количество поставляемых расходных материалов в месяц и соответствующие затраты на их приобретение. Минусом является то, что согласно договору клининговая компания, скорее всего, будет обязана беспрерывно обеспечивать расходниками туалеты клиента и во избежание конфликтов ей придется за свой счет покрывать возникающую по различным причинам нехватку бумаги, полотенец или мыла. Вносить же пункт о доплате за расходники по фактическому использованию заказчики очень не любят.
Коль уж пришлось клининговой компании согласиться на обеспечение заказчика расходниками для туалетных комнат, то неплохо ей ознакомиться с наработанным в этой области опытом. Вот несколько вполне очевидных рекомендаций.
При выборе производителя (поставщика, дилера) расходных материалов для туалетных комнат необходимо руководствоваться следующими критериями:
- соотношение цена/качество расходных материалов;
- наличие постоянного товарного запаса и быстрой логистики;
- приемлемая ценовая (скидочная) политика (отсрочка платежа, поставка на следующий день и т.п.).
Также немаловажным как для клиента, так и для клининговой компании является так называемая диспенсерная политика производителя – бесплатное предоставление на объект диспенсеров для мыла, полотенец, туалетной бумаги, индивидуальных покрытий на унитаз под гарантии обязательного ежемесячного объема заказа соответствующих расходных материалов либо предоставление определенного количества диспенсеров в месяц (квартал, год) при достаточном общем объеме закупок расходников.
Типовой подход к выбору расходников
К бумажным расходникам (расходным материалам) для туалетных комнат относятся салфетки или полотенца для рук, туалетная бумага и одноразовые покрытия на унитаз.
Полотенца (салфетки) делятся на листовые различных сложений и рулонные. Их выбор напрямую зависит от имеющихся диспенсеров. Полотенца для туалетных комнат бывают также одно- и двухслойными, изготовленными из первичного, смешанного или вторичного сырья. То же самое и с туалетной бумагой, но она бывает еще и трех- и даже четырехслойная.
По качеству расходных материалов их можно условно объединить в три большие группы: эконом, премиум и средний класс. Опыт работы на объектах различных категорий (офисы, бизнес-центры, торговые центры, промышленные предприятия, логистические центры) свидетельствует о некоторых предпочтениях различных клиентов по выбору расходников:
- хозяйственные отделы коммерческих и государственных организаций для своих нужд (для собственных сотрудников) зачастую выбирают расходники хорошего качества из средней и премиальной линейки продуктов;
- торговые и бизнес-центры берут для общих туалетных комнат (с большой нагрузкой на единицу сантехники) эконом-варианты рулонных и листовых полотенец для больших диспенсеров и туалетной бумаги в больших рулонах с целью уменьшения затрат времени на замену и своевременную доукомплектацию диспенсеров;
- промышленные предприятия и логистические центры используют два вида расходных материалов: «получше» для ИТР и руководителей и эконом-категорию для рабочих.
Итак, клининговой компании по договору надлежит обеспечивать заказчика бумажными расходниками, и теперь ее очередь делать выбор. Как выбрать поставщика (а лучше двух-трех)? Просим (требуем) предоставить диспенсеры под их продукцию либо бесплатно, либо с большой скидкой под гарантии закупки у них расходных материалов и выбираем расходные материалы исходя из пожеланий клиента и финансовых возможностей. Обратите внимание на маленькие хитрости производителей: рулоны туалетной бумаги для профессиональных потребителей отличаются от бытовых более плотной намоткой. Эмпирические формулы расчета расхода бумаги, полотенец и мыла, исходя из количества посетителей туалетных комнат, есть у большинства поставщиков и производителей – этого достаточно для определения примерного бюджета на закупку расходников, а окончательно утвержденный объем на объекте получается из статистики использования бумаги, полотенец и мыла в течение не менее трех месяцев.