1

3
5
4
6
9
10
2
дударь
Франчайзинг — снижение коммерческих рисков

Автор: Никита РОДИОНОВ,
менеджер компании Cristanval.
Журнал Cleaning №4, 2008 год

Альтернативой старту клининговой деятельности «с нуля» является франчайзинг. Суть франчайзинга — в клонировании успешной бизнес-модели. Одна сторона, франчайзор, (как правило, преуспевающая компания с известным брендом) предоставляет другой стороне, франчайзи, за вознаграждение право пользования своим брендом. помимо этого, франчайзор обучает своего партнера методике ведения бизнеса.

Франчайзинг является чрезвычайно популярным в развитых странах. Успех зависит от точности воспроизведения всех бизнес-процессов. По данным экспертов, коммерческий риск при открытии предприятия на основе франчайзинга уменьшается в 4-5 раз. В России предложение по франшизам в области клининга ограничено, а стоимость колеблется в пределах 7 000-12 000 у.е.

Преимущества

Приобретение франшизы дает ряд преимуществ для будущей клининговой компании.

Во-первых, это имя, история, опыт работы. Небольшой начинающей клининговой компании без имени, без опыта работы на объектах различных типов трудно одержать победу в тендере на уборку крупного гипермаркета, офисного центра или завода, особенно в регионах.

Во-вторых, в процессе обучения и дальнейшей консультационной поддержки франчайзи может избежать возможных стартовых ошибок.

В-третьих, использование корпоративных скидок на приобретение оборудования, химии и инвентаря. Это позволит на старте снизить издержки и предоставлять конкурентные цены за услуги.

В-четвертых, возможность работы с сетевыми клиентами.

Дополнительные расходы

К недостаткам можно отнести расходы на приобретение франшизы, необходимость ежемесячных платежей (так называемых роялти), обязанности по договору коммерческой концессии.

Сумма роялти (стандартный ежемесячный платеж) устанавливается каждой компанией в отдельности. Роялти бывает двух типов: либо фиксированный платеж, либо сумма, зависящая от оборота компании. Во втором случае чем больше и лучше работает франчайзи, тем больше ему приходится отдавать франчайзору. В компании cristanval фиксированный платеж составляет 150 €, причем выплаты начинаются только после того, как партнер уже «встал на ноги» и получает прибыль. Роялти — это ежемесячная плата за консультационные услуги франчайзора, за постоянную готовность помочь.

Договор концессии заключается, как правило, сроком на 5 лет с возможностью пролонгации при отсутствии претензий с обеих сторон. Договор закрепляет право использовать фирменное наименование, цветовую гамму, логотип, слоган компании-франчайзора на определенной территории, а также гарантирует обучение франчайзи всем аспектам деятельности компании в своей отрасли. В процессе обучения наиболее полно передается модель бизнеса (посредством теоретических занятий в классе и практических занятий на объектах), а также вся документация по ведению дел в клининговой компании.

Однако по договору концессии франчайзи имеет не только права, но и обязанности. Во-первых, франчайзи обязан своевременно оплатить разовый платеж и далее выплачивать роялти. Во-вторых, он обязан сохранять конфиденциальность предоставленной информации. В-третьих, соблюдать переданные инструкции по ведению бизнеса. В-четвертых, предоставлять франчайзору информацию о деловой активности. Еще одним ограничением, потенциально являющимся защитой от недобросовестных франчайзи, является запрет на осуществление аналогичной деятельности после расторжения договора концессии (например, предоставление клининговых услуг) в течение определенного периода, например в течение года. Хотя в условиях российской действительности этот запрет трудноосуществим.

Следует помнить, что франшиза — не панацея. В любом случае успех — в руках самого предпринимателя, а советы франчайзора и известная торговая марка помогают до определенного момента. Как говорится, мы даем только удочку, а ловить вы будете сами.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction