1
ProMop

1
3
2
4
5
6
7
9
10
RX-500
рек
рек1
cleanpro 2
Госконтракт: в надежде на изменения

Автор: Мария ВОЛЬПИНА,
журнал «Клининг».
Журнал Cleaning №4, 2014 год

В конце августа состоялось заседание экспертной группы Общественного совета по развитию конкуренции в сфере клининговых услуг в городе Москве. На мероприятии, которое проходило в виде круглого стола, обсуждалась форма государственного контракта, которая была вывешена на сайте Департамента Москвы по конкурентной политике (http://crowd.tender.mos.ru/). Документ обсуждался в рамках Общественного совета Правительства Москвы начиная с весны 2014 года при непосредственном участии и по инициативе АРУК. Посмотреть документацию можно на сайте Департамента, предварительно зарегистрировавшись в группе «Развитие конкуренции в сфере клининговых услуг».

Основной целью обсуждения является формирование стандартного государственного контракта, по которому осуществлялась бы деятельность клининговых компаний в городе Москве. Сегодня на уровне Общественного совета обсуждается три направления: госзаказ, земельно-имущественные торги и 223-ФЗ – коммерческие закупки. Планируется трехуровневое решение проблем: начальное – на уровне экспертной группы Общественного совета, затем по мере надобности, если тематика поддерживается бизнес-сообществом и требуется комплексное решение, с подключением других департаментов Правительства Москвы и, как решающий аккорд, в конце года – на уровне мэра, поскольку столица в своих решениях всегда была стартовой площадкой для введения инноваций в других городах.

По словам Юрия Рябичева, президента АРУК, сегодня идет тотальное снижение качества работ из-за отсутствия единых требований к клининговым компаниям и развития недобросовестной конкуренции. В результате в электронных закупках выигрывают компании, готовые снизить начальную стоимость контракта на 50%, а подобный демпинг сказывается на развитии рынка, который на сегодняшний день находится в угнетенном состоянии. На каждом этапе обсуждения нового закона 44-ФЗ АРУК пытался довести до ряда министерств и ведомств, что отсечение по цене неприемлемо для клининговых услуг, как и для большинства других видов услуг. С этим практически все были согласны, но в результате те предполагавшиеся изменения в 93-ФЗ, которые серьезно тормозили развитие клинингового рынка, практически продублировались в 44-ФЗ, и исполнителя клининговых услуг, как и раньше, можно выбирать только на основе электронных аукционов, где основополагающим критерием является цена. В настоящее время ЗАО «ИРЭИ» при участии и поддержке СРО НП АРУК и НО АРУК, а также Департамента торговли и услуг города Москвы подготовили национальный стандарт по клинингу, который должен не только терминологически совпадать с другими законодательными документами, но и решить проблему с аукционной системой на уровне допуска компаний до него. Стандарт единогласно одобрен к утверждению Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 и рекомендован к использованию в качестве межгосударственного.

Обсуждение госконтракта

Итак, первое обсуждение состоялось, и появились первые предложения по изменениям:

  1. Принято решение о необходимости доработать перечень необходимых приложений к госконтракту, в частности обсуждался акт о приемке работ. Это важный момент, связанный с оплатой услуг и их фиксацией.
  2. Решено изменить пункт о режиме выполнения работ, связанных с аномальными природными явлениями, при которых клининговые компании должны выполнять дополнительные работы.
  3. Обсуждался пункт о письменном соглашении с заказчиком, по которому привлекаются третьи лица, а именно субподряд. Подобные меры, как правило, связаны с теми же самыми аномальными условиями, когда клининговая компания не может справиться с количеством выпавших осадков. Было высказано пожелание о жестком прописывании условий субподряда.
  4. Особую дискуссию вызвал пункт о формулировке «при проведении послестроительной убоки». Было высказано предложение, что если послестроительная уборка не входит с перечень работ, прописанных в контракте, то должно заключаться дополнительное соглашение об оплате этих работ.
  5. Авансовый платеж, который был предложен в проекте в размере 50% от стоимости контракта, пришлось, следуя законодательству, сократить до 30%. Платежи могут осуществляться в несколько этапов после заключения контракта. Также предполагается исключить нынешнюю формулировку: «на усмотрение заказчика». По опыту профессионалов в уборке, в начале года приходится довольно часто сталкиваться с ситуацией, когда, например, в медицинские учреждения средства из бюджета еще не поступили и клининговые компании, работая в долг, не могут купить оборудование, инвентарь и обучить персонал. В ходе обсуждения была выведена оптимальная цифра первого авансового платежа – 15%, этого достаточно для «входа» на объект – покупки оборудования, инвентаря, обучения персонала. Со стороны Департамента поступило предложение, что тотальные неплатежи можно обсуждать на региональном уровне при условии объединения обращений 10–15 компаний.
  6. Периодичность проведения тендеров. В настоящий момент возникла ситуация, когда ряд заказчиков, особенно это касается образовательных учреждений, заключают контракт на 3 месяца, что нецелесообразно с точки зрения инвестиционной привлекательности проекта. С одной стороны, заказчик опасается при нынешнем демпинге столкнуться с компанией, работающей некачественно, с другой – исполнитель с надлежащим качеством услуги не будет участвовать в подобных аукционах. Со стороны Департамента поступило предложение привлекать к таким участникам контролирующие органы, а со стороны АРУК – увеличить срок контракта до длительности не менее 1 года.

Техническое задание

Активно обсуждался пункт, в котором заказчик перечисляет различные параметры: наличие медицинских книжек, сертификации, в частности ИСО 9001, стаж работы на рынке и т.п. В ходе обсуждения возник вопрос: это жесткое требование или пожелание о наличии? И как наличие подобных документов может повлиять на ход торгов? В нынешних условиях недостающий документ, к сожалению, можно быстро и дешево купить, поэтому поступило предложение при Департаменте города Москвы по конкурентной политике организовать пул сертификационных органов. Так, например, ГОСТ, разработанный в 2002 году для клининговых компаний, предполагает 5 уровней качества, но клининговые компании не спешат проходить добровольную сертификацию, поскольку отличить липовую сертификацию от настоящей достаточно проблематично.

Особое место в обсуждении вызвала проблема отбора компаний на уровне допуска к аукционам. Федеральное законодательство, а именно 44-ФЗ, в принципе позволяет создать систему отбора компаний по качеству услуги на региональном уровне. Многолетняя практика показывает, что, пока единственным критерием деятельности клининговой компании будет регистрация в налоговом органе, демпинг и недобросовестные поставщики будут серьезно сдерживать развитие клинингового рынка. Поступило предложение, о том, что со стороны АРУК будет подготовлена разъяснительная документация для заказчика, в которой будут прописаны критерии отбора клининговых компаний. Следующим шагом должно стать внедрение профессионального подхода к отбору и допуску клининговых компаний к аукционам на региональном уровне.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction