Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА,
Журнал Cleaning №3, 2016 год
Есть аксиомы типа «ученье – свет», которые периодически вспоминаются, в том числе и у нас в клининге, когда в очередной раз с энтузиазмом сообщается о наконец-то стартующей программе подготовки квалифицированных кадров для отрасли. В том, что клининг нуждается в подготовленных кадрах, сомнения нет. Так почему же до сих пор «воз и ныне там»? Есть ли условия, обязывающие использовать только квалифицированный труд? Попробуем проанализировать ситуацию.
Клининговая компания участвует в тендере, который проводится на основании ФЗ-44. Идет игра на понижение стоимости договора. Компания выиграла тендер, прекрасно сзнавая, что при такой цене контракта, учитывая, что 80% составляет ФОТ, придется жестко экономить на количестве и квалификации работников. Тут уж не до оплаты обучения, сохранить бы заказчика!
Почему до сих пор заказчик может требовать явно необоснованного снижения цены? Почему продолжает действовать пресловутый ФЗ-44, который не ругает только ленивый? Последние трагические события в Карелии лишний раз доказали ущербность однобокого подхода при псевдоэкономии, но ничего не меняется.
Но ФЗ-44 далеко не единственная причина стагнации отрасли. Нет, речь не о кризисе. Первая и, пожалуй, основная причина заключается в том, что вот уже в течение нескольких лет отрасль не может добиться официального признания. В 2010 году на парламентских слушаниях было принято решение о создании концепции развития клининга в России. К 2011 году она была разработана и с тех пор блуждает по бюрократическим закоулкам. Сейчас начался очередной виток при поддержке Общероссийской общественной организации «ОПОРА России».
ГОСТы должны стимулировать обучение
В прошлом году вступил в силу новый ГОСТ Р 51870–2014 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги». В нем в общих чертах сформулированы следующие требования к персоналу (ст. 6):
«6.1 Персонал, оказывающий услуги уборки, должен иметь профессиональное образование и/ или профессиональную подготовку (переподготовку, дополнительное профессиональное образование) или опыт практической работы в соответствии с занимаемой должностью по ЕТКС [2], [3], квалификационному справочнику [4] или профессиональным стандартам.
Персонал может получить профессиональное обучение и подготовку как в специализированных центрах, так и непосредственно в клининговых организациях. Профессиональный уровень исполнителей должен быть подтвержден соответствующими документами об обучении и присвоении квалификации.
6.2 Персонал, оказывающий услуги уборки, должен повышать профессиональную подготовку не реже, чем один раз в два года. Администрация организаций, оказывающих услуги уборки, должна разрабатывать систему мероприятий по совершенствованию знаний, повышению квалификации и профессионального мастерства персонала с учетом его теоретической подготовки, практических навыков и умений.
6.3 Услуги по уходу за поверхностями из природного и искусственного камня, древесных и упругих материалов, текстильных материалов и кожи, металлов и их сплавов должны выполняться персоналом, обученным по специальным образовательным программам и/или подтвердившим соответствующую квалификацию в установленном порядке».
Но одного этого ГОСТа мало для формирования полного пакета требований к отрасли. На ближайшее время (до 2017 года) Росстандартом утвержден план разработки и утверждения еще двух основополагающих национальных ГОСТов в области клининга: «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Система задания требований и оценки качества уборки», «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Термины и определения». На стадии утверждения находится профессиональный стандарт «Специалист по профессиональной уборке». То есть определенные сдвиги все же есть, но этого еще недостаточно для того, чтобы повысить профессиональный уровень отрасли в целом.
А для этого прежде всего нужно, чтобы заказчики хотели, а клинеры могли. Потенциально к этому можно принудить путем жесткого контроля со стороны Роспотребнадзора за исполнением положений ГОСТ Р 51870-2014. Но это из области желаемого. Такой контроль достижим только в жизненно важных областях: в ЛПУ, детских учреждениях, в пищевой отрасли или на объектах, финансируемых за счет госзаказа. За бортом контроля останется вся частная недвижимость. Как показывает практика, собственники ради высокой сиюминутной прибыли готовы экономить даже на собственном будущем.
Когда заказчик потребует качества?
Как мы видим, и ФЗ-44, и позции многих заказчиков только поощряют демпинг. И если с законом пока побороться не получается, то некоторые барьеры демпингу могли бы поставить законодательно закрепленные размеры минимальной оплаты труда, основанные на нормативах производительности труда с учетом продолжительности рабочего дня и суточного распределения смен.
И вот тогда контролируемый заказчик, который должен достойно оплачивать услуги, начнет не придираться, а объективно требовать от клининга качественного выполнения работ, а клининг, в свою очередь, должен будет подготовить персонал, способный эти требования выполнять.
Допустим, что момент подготовки кадров наконец наступил. Итак, какие кадры нужно готовить и куда пойти учиться?
Я бы клинером пошел, пусть меня научат
Новый профессиональный стандарт определяет пять основных уровней (со 2-го по 6-й), четыре из которых относятся к рабочим специальностям и требуют среднего профессионального образования, а один – высшего образования. Впрочем, не будем заблуждаться: рабочих второго уровня будут готовить, как, впрочем, и в большинстве тех самых развитых европейских стран, на которые нас все время призывают равняться, методом наставничества. Высокая текучесть кадров и невысокие требования к уровню знаний – причины, по которым работодатели не будут платить за обучение. Профессиональная подготовка начнется только с профессий «оператор механизированной уборки» и «мастер». Пока этих специалистов готовить негде да и некому. Только в Москве существует два учебных заведения, где есть приближенная к клинингу специальная подготовка. Это Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23, выпускающий горничных и машинистов уборочных машин в рамках ФГОС «Сервис домашнего и коммунального хозяйства», да ГАОУ ДПО «Профессионал», где взрослые получают профессию «уборщик» в основном по направлению Департамента занятости.
Еще пять лет назад в своей статье «Клинингу нужны грамотные кадры» Николай Володин сформулировал пять основных проблем, решение которых необходимо для организации полноценного обучения:
- Необходимо формировать как высшие, так и низшие кадры.
- Обучение должно строиться на соответствующем каждому уровню дидактическом материале.
- Обучением должны заниматься профессиональные педагоги.
- Процессы обучения, подготовки учебников и т.п. должны финансироваться.
- Чтобы были желающие учиться этом профессиям, нужно поднимать их престиж. Изменилось ли что-то за эти годы?
По первому пункту в еще не утвержденном профстандарте определены только требования к менеджерам и технологу, что может служить отправной точкой для составления учебных программ.
По второму пункту подвижек нет, если не считать за полноценный дидактический материал несколько «самиздатовских» брошюр. Некоторые, составленные преподавателями учебных центров, могли бы стать основой будущих учебников, но по большей части это изложение своего опыта, а уж каков этот опыт, зависит исключительно от самообразования. МУЦ АРУК, правда, разработал несколько учебных программ, но пока они лежат без движения.
Преподавательский состав, входящий в третий пункт требований, тоже из воздуха не возникнет. Будущий его костяк, как и пять лет назад, могли бы составить ведущие преподаватели основных учебных центров, но, как правило, их самих еще нужно обучать и обучать, и не только основным дисциплинам, но и основам педагогики.
Поскольку, как сказано выше, нет ни программы развития отрасли, ни требований к профессии и всего год, как вступил в силу новый ГОСТ, определяющий клининг как самостоятельную сферу деятельности, а не бытовую услугу и формулирующий требования к чистоте, то и о финансировании образования существующей пока только на бумаге отрасли речи нет и быть не может.
Ну а про престиж профессии вообще говорить не приходится.
Где-то год назад некоторые СМИ с гордостью заявили, что у клининга появилось высшее образование. Речь шла о том, что РосНОУ (Российский новый университет) открывает факультет подготовки профессиональных клинеров как по очной, так и по заочной форме обучения со сроком от 3 до 5 лет и стажировкой в Германии, Эстонии и Нидерландах на базе европейских профильных ассоциаций и учебных учреждений. Вроде соблазнительно, однако желающих не набралось, и проект почил в бозе. Думается, тому есть несколько причин. Прежде всего, образование в РосНОУ в основном платное. Минимальная стоимость дневного обучения (с сайта института) – примерно 132 тыс. рублей в год. Присваиваемая квалификация – бакалавр, а профессия – менеджер. То есть что-то абстрактное за немалые деньги при общей непрестижности профессии. Клининговые компании, со своей стороны, не готовы оплачивать высшее образование сотрудникам, так как нет никакой гарантии, что они будут работать в клининге, а законодательно их никто обязать не имеет права. По мнению руководителя одной из крупнейших клининговых компаний, «рынок придет к емким и практикоориентированным программам продолжительностью от 6 месяцев до 2 лет, которые дают наибольший эффект».
Курочка по зернышку клюет
Однако потребность в специальных знаниях есть. Свидетельством тому многочисленные вопросы на профессиональных форумах. Вот и продолжают на этой волне процветать бесплатные семинары и тренинги поставщиков, которые под маркой передачи знаний продвигают свою продукцию. Лишь очень немногие опытные технологи приходят на такие мероприятия, чтобы ознакомиться с новинками, большинство же искренне полагает, что там дают знания, да еще и бесплатно. Так и формируются клининговые кадры: тут что-то схватил, там что-то услышал, здесь на что-то посмотрел. Что-то понял, что-то недопонял, а как понял, так и других научил.
Так мы о чем? Об образовании? Отличное слово предложил Солженицын: «образованщина». А клининг, похоже, и до этого не дошел. Дай бог, чтобы сохранились привычные учебные центры. Все-таки их преподавательский состав уже набрался, помимо получения профессиональных знаний, педагогического опыта. Хоть и неполноценное высшее клининговое образование, но все же образование.