1
ProMop

1
3
2
4
5
6
7
9
10
RX-500
рек
рек1
cleanpro 2
Игра на вылет

Автор: Михаил ХАРЛАМОВ, генеральный директор ГК «Сервис Престиж».
Журнал Cleaning №1, 2009 год

Вот и наступил 2009 год, который, по словам многих финансовых аналитиков, станет переломным для экономики России. Мы не будем рассматривать первичные причины происходящего всемирного экономического кризиса. Мы не будем также и делать прогнозы, так как это дело неблагодарное. Мы посмотрим на рынок клининга глазами самих клинеров.

Кризис затронул банки и все, что связано с банковским делом: с займами, кредитами и прочими заемными средствами. Не надо иметь ученой степени, чтобы понять: пострадают многие строительные и инвестиционные компании. Иными словами, первые, по кому ударил и ударит кризис, – это девелоперы. Рынок недвижимости на какое-то время войдет в период стагнации. По прогнозам, на непродолжительное время, максимум до лета 2009 года. Как следствие, до лета 2009 года очень малыми темпами будут вводиться в строй новые объекты недвижимости. Но у нас есть время поработать над уже существующими зданиями.

Куда податься?

В первую очередь будет развиваться пищевая промышленность, как утверждают финансовые аналитики. Одна из задач правительства – это наладить и сделать популярным, а главное качественным продукт отечественного производства, что даст импульс к существенному росту агропромышленного комплекса всей страны. Это одна из главнейших приоритетных задач в России. Кто сможет перепрофилировать свой клининговый бизнес в этом направлении, тот будет в первом эшелоне компаний данного сектора экономики. Сейчас мы обслуживаем торговые центры, основные транспортные узлы, объекты коммерческой недвижимости, промышленные производства. Со временем будут передавать на аутсорсинг производственные помещения пищевого, аграрного секторов, образовательные и лечебные учреждения. Для этого многим компаниям необходимо будет своевременно изучить тонкости новых технологий. Но не надо забывать и о существующих объектах.

Экономим с умом

Многие клининговые компании уже почувствовали на себе результаты финансовой нестабильности. В среднем до 30% сократились расходы по имеющимся контрактам. Все понимают, что трогать уровень заработной платы сейчас нельзя, налоговую составляющую тоже. Экономия может происходить в первую очередь за счет сокращения численного состава уборщиков, то есть за счет увеличения норм выработки в смену. И как следствие – сокращение перечня предоставляемых услуг, сокращение их периодичности. Затем идет, к сожалению, экономия на расходных материалах. Благо сегодня очень большой выбор среди производителей профессиональной химии и расходных материалов. Ну и, конечно же, самой большой долей экономии станут накладные расходы.

Найти исполнителей стало проще

Экономить накладные расходы, вопервых, можно за счет сокращения расходов на рекламу по подбору персонала. В результате закрытия многих объектов строительства в клининговых компаниях начали заполняться вакансии, открытые для россиян. К примеру, на начало октября в одной московской компании было 32 вакансии уборщиков и дворников, которые не могли закрыть уже 3 месяца. К концу ноября эти вакансии были закрыты за счет кадров, освободившихся из строительства. Наша компания, например, за две недели декабря нашла 30 сотрудников на вновь открывающийся объект. Такого я лично не наблюдаю уже года четыре.

Управленцам придется подвинуться

Во-вторых, некоторым компаниям придется сократить свой управленческий аппарат. К сожалению, многих из них это отбросит назад в том, что касается менеджмента и управления качеством. Все это было необходимо в числе прочего для прохождения международной сертификации. Но на время придется вопрос сертификации отложить в «нижний ящик стола».

Непрофильный бизнес потерпит до лучших времен

В-третьих, многим компаниям придется задуматься о целесообразности содержания собственного центра обучения технического персонала. На сегодняшний день вопрос помощи клининговым компаниям в профессиональной подготовке кадров рассматривается на различных уровнях, в том числе и профессиональными ассоциациями. Один из вариантов – это государственное обучение уборщиков с последующей выдачей диплома государственного образца.

Следующий этап не за горами

И, наконец, в-четвертых, – это вопрос рентабельности. Не секрет, что сейчас прибыль клининговых компаний не превышает 10–15%. И здесь уже вопрос экономии будет зависеть непосредственно от участников рынка. Кто- то сможет это принять, а кто-то решит продать свой бизнес желающим его купить, благо такие компании на рынке существуют. Но, к сожалению, уже не за те деньги, которые клининговый бизнес стоил еще полгода назад.

Развитие «индустрии чистоты» в России будет продолжаться. И кризис в той или иной степени нам поможет. Уборщики были нужны всегда, мусорить люди не перестанут. А значит, и наши услуги останутся востребованы. Но, к сожалению, выживут в сложный период не все компании. Те, которые создавали компанию для извлечения быстрой и крупной выгоды, просчитались лет эдак на 15. А энтузиасты и фанаты своего дела, засучив рукава, будут идти вперед с оптимизмом. Разве не обидно видеть «Game over» (игра закончена) перед своими глазами тогда, когда вы чувствуете в себе силы? Искренне желаю перейти на следующий этап всем игрокам, а опустить руки всегда можно, только нужно ли?!

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction