1
Comac

Иностранной рабочей силе – быть. Или не быть?

Елена Коломоец,

старший преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

 

На современном этапе развития и укрепления рыночных отношений, формирования корпоративной культуры практически каждая уважающая себя компания или организация делает ставку на персонал. Ведь именно от эффективности, собранности и целенаправленности труда сотрудников зависит дальнейший успех компании. Нередко руководители прибегают к использованию иностранной рабочей силы. При этом необходимо обеспечить реализацию норм конституционного, международного, миграционного, трудового и административного законодательства с помощью юридических инструментов. Рассмотрим особенности регулирования труда данной категории работников, ведь сложности в данном вопросе порой возникают даже у опытных юристов.

 

Объять необъятное

Труд иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ регулируется на международном и национальном уровнях. Так, Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 97 «О трудящихся-мигрантах», не ратифицированная Россией, предусматривает, что термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу иначе, чем за собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта». Понятие «трудящийся-мигрант» уточняется в Конвенции МОТ 1975 года № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения», оно охватывает только лиц, законно въехавших в страну в качестве трудящихся-мигрантов и, соответственно, исключает возможность применения положений конвенции к нелегальным мигрантам.

Рекомендация № 151 МОТ «О трудящихся-мигрантах» указывает государствам, что трудящиеся-мигранты и члены их семей, находящиеся на законных основаниях на территории государств, должны пользоваться действительным равенством возможностей и обращения с гражданами данной страны.

Для более детального рассмотрения данного вопроса необходимо учитывать, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 62 Конституции РФ).

Общие требования к деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом РФ, (глава 50.1 ТК РФ), Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (далее – ФЗ № 115). Кроме того, к гражданам стран – участников Евразийского экономического союза относятся положения Договора о Европейском экономическом союзе (далее Договор о ЕАЭС), подписанный в г. Астане 29 мая 2014 года.

 

Разберемся со статусом иностранного гражданина

Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранных граждан можно подразделить на три группы:

постоянно проживающие граждане;

временно проживающие граждане;

временно пребывающие граждане.

Рассмотрим более подробно данные категории.

Подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание в РФ служит вид на жительство, который выдается сроком на пять лет и по окончании срока действия может быть продлен еще на пять лет. Количество таких продлений не ограничено, что предусмотрено п. 3 ст. 8 Закона № 115-ФЗ. Самый главный «бонус» данной категории – это то, что постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Однако это не освобождает работодателя от необходимости уведомления в трехдневный срок территориального подразделения Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД России (с апреля 2016 года Федеральная миграционная служба упразднена, ее полномочия переданы в МВД России).

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин должен получить разрешение на временное проживание, которое, по общему правилу, выдается в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ с учетом ситуации на рынке труда. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта. Более того, он может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (пп. 1 п. 4, п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Но, как известно, в любом правиле есть исключения, и в данном случае они устанавливаются Приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 года № 564н. Перечень должностей, для которых делается исключение, довольно обширный: каменщик, костюмер, дорожный рабочий, матрос, рыбак, актер, фотограф и т.д. Причем иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, только в определенных случаях, например, если:

а) работник направлен в служебную командировку. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

б) постоянная работа выполняется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев. Временно проживающему в РФ иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент, как и предыдущему виду.

Третья категория иностранных граждан – временно пребывающие – подразумевает дифференциацию норм в зависимости от наличия/отсутствия визы и является наиболее часто встречаемой категорией работников на практике.

Рассмотрим каждый вид отдельно. 

 

Иностранные граждане, прибывшие в РФ на основании визы

Если иностранный гражданин въезжает в РФ для осуществления трудовой деятельности, ему выдается обыкновенная рабочая виза. По общему правилу такая виза оформляется на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год. Для получения визы работодателю необходимо оформить приглашение на въезд в целях осуществления трудовой деятельности, которые выдаются в пределах квоты, ежегодно устанавливаемой Правительством РФ (п. 1 ст. 18 Закона № 115-ФЗ). В 2017 году такая квота составляет 177 043 приглашения (абз. 2 п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.12.2016 № 1288). Работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, в обязательном порядке уведомляют территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого трудятся иностранцы, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Срок уведомления – не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора. Это предусмотрено абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, причем норма распространяется на все категории иностранных работников.
Работодатели или заказчики работ (услуг), приглашающие иностранца в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, обязаны иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не установлено Законом № 115-ФЗ (пп. 1 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ). Например, такое разрешение не нужно тем, кто приглашает на работу высококвалифицированных специалистов (пп. 2 п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Обратите внимание: это значит, что вместе с приглашением на въезд работодателю (заказчику работ, услуг) должны выдавать разрешение на работу в России для каждого иностранного работника (пп. 2 п. 2 ст. 18 Закона № 115-ФЗ).

Если подытожить, алгоритм действий при приеме на работу временно пребывающего визового иностранца должен содержать следующие элементы:

заявка о потребности в специалистах в службу занятости, чтобы государственные органы подтвердили целесообразность привлечения иностранных работников (иными словами, идею привлечения иностранного работника могут зарубить на корню, если, например, орган службы занятости будет готов подобрать альтернативный персонал из числа соотечественников);

подача в миграционную службу заявления на получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

уплата госпошлины за каждого иностранного работника;

подача в территориальное отделение ГУВМ МВД России ходатайства о выдаче приглашения на въезд иностранному гражданину.

В течение 20 рабочих дней после этого приглашение должно быть выдано, за него нужно будет уплатить государственную пошлину в размере 800 рублей, после чего можно обратиться за получением разрешения на работу для иностранного работника, при этом следует в 3-дневный срок уведомить миграционную службу о прибытии иностранца и заключить с ним трудовой договор.

 

Временно пребывающие безвизовые иностранцы

Для трудоустройства данной категории не потребуется оформления многочисленного количества документов (приглашения, разрешения на работу, разрешения на привлечение и использование иностранных работников), однако самому иностранцу в этом случае потребуется патент для работы в России. Исключение составляют высококвалифицированные специалисты или члены их семей, а также обучающиеся в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по имеющей госаккредитацию основной профессиональной образовательной программе. Они на основании Закона № 115-ФЗ, несмотря на наличие статуса временно пребывающих иностранцев, в порядке, не требующем получения визы, все же должны оформлять разрешение на работу.

Во всех остальных случаях временно пребывающих в РФ иностранных граждан, которые прибыли в Россию в порядке, не требующем получения визы, достигли возраста 18 лет и в соответствии с Законом № 115-ФЗ получили патент, вправе привлекать к трудовой деятельности работодатели (заказчики работ, услуг); в частности, в данных нормах названы такие работодатели (заказчики работ, услуг), как юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также граждане РФ, которые привлекают иностранцев к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Форма патента утверждена приказом ФМС России от 08.12.2014 № 638. При этом без визы работник может работать в одной компании не более двух лет подряд. По истечении же этого срока иностранному гражданину придется выехать с территории Российской Федерации и снова въехать. Только потом он сможет обратиться в территориальный орган ГУВМ МВД России за получением нового патента в качестве вновь прибывшего иностранца.

Для того чтобы оформить патент, иностранцу (или его доверенному лицу) необходимо обратиться с заявлением и полным пакетом документов и приложений к нему в ГУВМ МВД России. После проверки предоставленных сведений просителю будет выдан разрешительный документ. Обязательными условиями действительности патента признаны оплата взносов и законность пребывания в стране. Патент на работу иностранных граждан выдают на срок от 1 месяца до года. При этом он может быть продлен на период от одного месяца.

Если срок патента истек, то договор с иностранным сотрудником должен быть расторгнут или же такой сотрудник должен быть временно отстранен от выполнения трудовых обязанностей.

 

На что необходимо обратить внимание

1. При заполнении миграционной карты цель въезда должна быть указана: «работа».

2. Указываются паспортные данные загранпаспорта, по которому лицо пересекает границу. Поменять цель въезда и другую информацию после пересечения границы будет невозможно.

3. В день въезда в РФ следует оформить полис добровольного медицинского страхования, проще говоря – страховку для иностранных граждан.

4. После въезда на территорию РФ предоставляется семь рабочих дней (для Таджикистана – 15 календарных суток) для оформления миграционного учета. Он также носит название трехмесячной либо временной регистрации.

5. Необходимо, чтобы миграционный учет оформлялся по адресу будущего рабочего места или фактического проживания. В противном случае он может быть в любую минуту аннулирован, а нахождение иностранного гражданина в России станет незаконным, что впоследствии может привести к запрету на въезд в РФ в будущем.

6. Для подачи заявки на патент отводится 30 дней. За этот период иностранному гражданину требуется собрать все документы для патента на работу, что включает в себя:

  • прохождение медицинской комиссии;

  • сдачу тестирования на знание русского языка, российской истории и законов;

  • оформление годового полиса ДМС (страховки);

  • оплату налога по патенту за один месяц;

  • получение нотариального перевода паспорта;

  • прохождение дактилоскопической экспертизы;

  • заполнение требуемых заявлений и фотографирование.

8. После получения заветного патента у работника есть два месяца для того, чтобы заключить трудовой договор и отправить его копии в ГУВМ МВД. Работодатель, в свою очередь, направляет уведомление о заключении трудового договора, в противном случае патент аннулируют.

9. После получения патента иностранный гражданин должен в обязательном порядке вносить за него ежемесячные авансовые платежи. В случае просрочки платежа даже на 1 день патент автоматически аннулируется.

С сентября 2016 года иностранные граждане также в обязательном порядке должны осуществлять продление регистрации по патенту. Это означает, что если работник, иностранный гражданин, сделал продление регистрации по патенту на год вперед и выехал из России до истечения года, то по возвращении обратно ему снова нужно будет делать регистрацию, несмотря на то, что ранее она была продлена на целый год.

Соблюдение даже общих норм относительно особенностей регулирования труда иностранных работников, хоть и является довольно затратным с учетом всех налогов и пошлин, однако позволит избежать штрафных санкций со стороны государства, сохранить моральный и репарационный облик компании.

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO