1

3
5
4
6
9
10
2
дударь
Итоги года

Журнал Cleaning №5, 2013 год

Как обычно, в конце года мы решили поговорить о его основных тенденциях и событиях. Мы опросили разные по величине компании, а у их руководителей появилась возможность поздравить всех с Новым годом.

Олег Попов, генеральный директор компании Cristanval.
2013 год стал очень непростым для клининга. Объявленная борьба с мигрантами со стороны регулирующих органов носила непредсказуемый и хаотичный характер. Все поспешно принятые нововведения по ужесточению правил выдачи добровольного медицинского страхования, получению вида на жительство, требования к обязательному знанию русского языка с треском провалились. Неработающие подзаконные акты породили множество контор, выдающих поддельные бумажки, липовые ксероксы. «Белые» разрешения на работу уже оцениваются в сумму до 40 тыс. рублей. Это в условиях, когда клининговый персонал на столичном рынке на 85% состоит из иностранной рабочей силы. Задачу по замещению гастарбайтеров на россиян в такой непрестижной профессии, как уборщик, невозможно решить одномоментно, а скорее всего, и вообще. Тотальные облавы на объектах с проверкой разрешений приводят к тому, что повышается стоимость контракта на уборку. За последние месяцы она выросла на 30-40%, при этом качество услуги постоянно падает. В нашей компании существует программа по рекрутингу россиян из депрессивных регионов России, вахтовым методом они завозятся на месяц для работы, им предоставляется общежитие. Надо отметить, что пока подобные меры ситуацию не спасают, поскольку производительность труда у вновь прибывших россиян в два раза ниже, чем у обученного персонала, не говоря уже о дисциплинарных моментах.

Подобная ситуация приведет к тому, что на рынке останутся только финансово состоятельные компании, которые смогут себе позволить снимать общежития, платить работникам аванс, кормить и перевозить сотрудников, коллективно организовывать сдачу анализов для получения медкнижек, то есть появляется новая статья расходов – «инвестиции в персонал», которой раньше не было.

Следующим важным событием года, безусловно, можно считать подготовку к Олимпиаде. Мы идем за уникальным опытом и посылаем туда лучших наших специалистов.

Если говорить об общих тенденциях в области недвижимости, то, по моим оценкам, прирост торговых площадей в этом году составил 13%, площадей коммерческой недвижимости – 6%, зато доля вновь введенных складских площадей составила не менее 30%. Что касается клининга, то прирост российского рынка клининговых услуг составил 20% по сравнению с прошлым годом.

Если оценивать в целом, то нашу отрасль ждут непростые времена, тут смешалось все: и смена правил игры, и хороший рост отрасли в целом, и падающая рентабельность, и кадровый голод, и понижающаяся производительность труда. Но, господа, кто-то это все должен убирать, поэтому все будет в итоге у всех хорошо в новом году. С Новым годом, коллеги!

Виталий Костылев, генеральный директор «Мерида-клининг».
Подводя итоги уходящего года, всегда хочется вспоминать что-то хорошее и приятное, но этот год для клининговых компаний хорошим в полном смысле, думаю, не может назвать ни одна компания. Вне зависимости от того, крупная компания, средняя или маленькая, все столкнулись с рядом проблем, связанных с борьбой государства с нелегальной миграцией. Проблема с нелегальной миграцией и иностранными рабочими, несомненно, есть, и, безусловно, нужно наводить порядок, но почему-то, как обычно в нашей стране, либо сразу рубят голову, либо суровость закона компенсируется необязательностью его исполнения, а именно коррупцией. Итог один: для того, чтобы выжить, надо либо нанимать россиян на вакансии дворников, уборщиц, посудомоек, либо официально принимать на работу иностранного гражданина через аутстаффинг или напрямую в зависимости от политики компании. Все это, несомненно, сказывается на повышении затрат клининговой компании, что в принципе должно приводить к повышению стоимости договора на обслуживание, но происходит ли это на самом деле? Один мой знакомый, далекий от проблем клининга в России, но горячо поддерживающий борьбу с гастарбайтерами, однажды сказал: «А что ты расстраиваешься и беспокоишься? Если правила меняются, они меняются для всех, и если всем нужно будет работать только с русскими людьми, то все и будут работать только с россиянами. Все поднимут стоимость, и все вернется на круги своя». Отчасти он прав, без уборки никто не останется, безусловно, кто-то будет выполнять работы, вот только сколько потеряет моя компания, пока ситуация стабилизируется? Ведь при повышении стоимости услуги нет гарантий, что заказчик не найдет себе компанию, которая предложит стоимость ниже. Поэтому картина в уходящем году складывается следующая. Крупные компании со скрипом все-таки поднимают стоимость, правда, не на всех объектах. Средние компании пробуют поднять, но далеко не всегда это получается, поэтому рентабельность падает и они это терпят. Маленькие компании надеются, что до них очередь не дойдет, а также на русский «авось». Как обычно, в России страдает больше всего малый бизнес. Остается только надеяться, что следующий год будет лучше, потому что прогнозы неутешительные. Будем верить в лучшее. С Новым годом!

Константин Гурков, генеральный директор «Сити Клининг».
Перед тем как подвести свои итоги года, я перечитал итоги 2012-го (журнал «Клининг» №5, 2012). Коллеги говорили разными словами об одном и том же. Назовите это стагнацией или усталостью, но итоги-2013 очень похожи на год предыдущий. Мы по-прежнему видим упрямых клиентов, которые не связывают стоимость уборки с ее качеством; недальновидных конкурентов, которые заключают контракты любой ценой и за любую цену; растущий рынок, который пополняется новыми неопытными игроками... Это все так, но и хорошего тоже было достаточно.

Например, 2013 год дал старт масштабному аутсорсингу в государственных учреждениях. Департамент образования Москвы запустил глобальный пилотный проект, начав сотрудничество с профессиональным клинингом. Многие, в том числе и «Сити Клининг», приняли в нем участие. Работа была непростая, непривычная, малобюджетная, но интересная! Вы спросите: почему была? Дело в том, что с 2014 года в силу вступает новый 44ФЗ, который существенно усложняет наши взаимоотношения. Почему интересная? – Любые новые рынки нам интересны, любые клиенты.

Кстати, о клиентах. Я сам встречаюсь с людьми, принимающими решения, ключевыми клиентами. Приятно отмечать, что владельцы бизнеса, топ-менеджеры и младший руководящий состав уже не те, что были 5 лет назад. Если раньше разговор начинался с объяснения, зачем им это нужно, теперь мы сразу говорим об оптимизации, особенностях и конкурентных преимуществах. И это не только в Москве и Питере, регионы тоже активно «подтягиваются». Теперь клиент умеет не только выбирать клинера, но и понимает, за что он платит...

Ну и наконец о нас, о ребятах из индустрии чистоты. Нас ведь не так много, всего 1500 компаний. Доля рынка, которую мы сейчас делим, пока крайне мала. Но растет, каждый год увеличивается. Растем и мы – численно и профессионально. Каждый год, подводя итоги, мечтаю лишь об одном: чтобы каждый директор клининговой компании в новом году произнес на корпоративе с елкой такие слова: «Дорогие коллеги! Я долго думал, взвешивал все «за» и «против» и принял решение: мы работаем цивилизованно, не опускаем стоимость контракта ниже себестоимости, не экономим на качестве, мы не разочаровываем!». Сказал, сжег бумажку с пожеланием, выпил бокал игристого с пеплом... С Новым, 2014 годом!

Дмитрий Винокуров, директор компании «Уборка 77»
Нам, руководителям коммерческих организаций, просто необходимо в конце года оглянуться назад, проанализировать финансовые и коммерческие успехи и неудачи прошедшего года.

Начался 2013 год традиционно; во второй половине января обычно наступает некоторое затишье, количество заказов уменьшается, приходит время заняться ремонтом и закупкой инвентаря и оборудования, подвести балансы по линии налоговой службы и т.д. В середине февраля началось традиционное увеличение количества заказов, однако март и апрель принесли некоторые сюрпризы.

В связи с тем, что зима в этом году закончилась во второй половине апреля, данная природная аномалия не могла не сказаться на работе нашей клининговой компании.

Так называемый весенний стекломой начался намного позже, а некоторые организации вообще этой весной отказались от мойки окон. Частный сектор тоже активизировался намного позже обычного. Причиной этому явились два обстоятельства: поздно наступившая весна и поздняя Пасха. Оба эти обстоятельства практически совпали по времени, а обслужить всех своих «старых» клиентов и вновь обратившихся за три недели вместо традиционных двух месяцев было просто невозможно.

Так что весенний сезон не принес с собой большого увеличения объемов работ.

Летний сезон прошел как обычно. А вот теплая осень, особенно октябрь и ноябрь, дали возможность полноценно поработать и наверстать упущенное в начале весны. Такая вот получилась компенсация.

Чего ждем в новом году?

Хотелось бы стабильности. Причем не только от погоды и климата, но и от экономических и политических событий. В начале 2013 года было много предложений от разных банков по зарплатным проектам и банковским картам, просто какой-то вал предложений. Однако мы не поддались на их уговоры и предложения. Банковские события октября – декабря показали, что мы оказались правы.

Вообще возникает ощущение, что в России все нужно делать с точностью до наоборот. Если тебя куда-то настойчиво зовут, то туда как раз ходить не надо.

Будем надеяться, что и в будущем, 2014 году удача и интуиция нас не оставят.

Всех коллег по малому бизнесу поздравляю с наступающим Новым годом!

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction