1
Comac

Из революционной ситуации нужно выходить

Автор: Юрий РЯБИЧЕВ,
президент НО «АРУК», президент НОСОО,
Журнал Cleaning №2, 2017 год

«Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для нее требуется еще, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде».
В.И. Ленин «Маевка революционного пролетариата»

Перефразируя классика, отметим, что революционность ситуации на клининговом рынке заключается в том, что заказчики не хотят получать некачественные услуги, а исполнители – клининговые компании не могут работать по практически сложившимся на рынке демпинговым ценам.

Реалии рынка

Сегодня клининг находится в такой ситуации, что компании практически не имеют возможности полноценно уплачивать налоги, оформлять сотрудников на работу, указывая реальный размер заработной платы. Из года в год разрастающийся демпинг привел к тому, что компании работают практически без прибыли. Но вот парадокс: востребованность клининговых услуг растет так же, как и количество желающих войти на этот рынок. Все начинают с энтузиазмом. Как сказал мне руководитель одной новой компании, он хотел заняться по-настоящему интересным бизнесом, осваивать новую технику и технологии, искать необычные заказы, а в итоге пришлось изыскивать способы выплаты заработной платы работникам. Многие компании тоже начинают с творческих порывов, а уже через некоторое время жалуются, что сложившиеся на рынке цены при работе «по-белому» не способствуют даже выживанию, а от качества не остается и следа. Клининговая компания, которая образована Сбербанком для обслуживания своей сети, в результате политики банка по 10%-му ежегодному снижению затрат на непрофильные услуги оказалась в довольно своеобразной ситуации: сложившаяся цена не позволяет получить прибыль, поэтому пришлось взять у банка кредит для оплаты труда сотрудников, а вот как этот кредит возвращать – большой вопрос.

Тот же Сбербанк был вынужден на электронном аукционе заключить договор на такелажное обслуживание с компанией, предложившей снижение цены на 40%. И вот уже 15 банкоматов разбито. Интересно бы узнать, что больше: стоимость испорченных банкоматов или сэкономленные на контракте средства.

Конечно, о «серых» схемах хорошо известно ФНС. Это оборотная сторона медали: проверка заведомо выявит нарушения и на нарушителя будут наложены штрафы. Несмотря на постановления правительства о недопустимости частых проверок, тормозящих развитие бизнеса, контролеры приходят постоянно, и это ставит проверяемых на грань выживания. Однако штрафы штрафами, но они не покроют недоимок. По самым скромным подсчетам, из-за «серых» схем бюджет недобирает налогов от клининга в размере 20– 30 млрд рублей в год. Всем давно ясно, что так дальше продолжаться не может.

Что нас ждет в ближайшей перспективе

Согласно последним изменениям в налоговом законодательстве, в случаях нарушений по уплате налогов со стороны подрядчика заказчик будет нести ответственность как организатор схем, способствующих неуплате налогов, то есть как субъект, «проявивший неосмотрительность при выборе подрядчика».

Хорошим примером является тендер, проведенный компанией «ИКЕА». (В недавнем прошлом они были в центре скандала, связанного с дачей взяток должностным лицам. С тех пор «ИКЕА» является почти образцом законопослушания.) В техническом задании от участников тендера требовалось указать все составляющие конечной стоимости договора, в том числе размеры заработных плат, налогов на заработную плату, НДС, стоимость инвентаря, расходных материалов, размер амортизации оборудования, предполагаемую прибыль и проч. Исходя из этих данных и был выбран победитель. При таком подходе и заказчик обезопасит себя от возможных обвинений в поощрении демпинга, и исполнитель не будет в убытке. Даже 44-ФЗ, обязывающий выбирать предложившего самую низкую цену исполнителя, при обоснованности всех статей затрат позволяет отсечь компании-однодневки и демпингеров и выбрать минимальную, но законно определенную цену.

Фактически к ведению клинингового бизнеса «по-белому» уже готовы как сами клинеры, так и заказчики клининговых услуг. И конкретные шаги сейчас идут двумя пока параллельными путями. Уже много лет АРУК совместно с ОПОРОЙ РОССИИ проводит планомерную работу по развитию добросовестной конкуренции. С другой стороны, около 20 крупнейших компаний разработали свой план оздоровления отрасли и решили создать Национальную ассоциацию фасилити-операторов (НАФО). Ими разработана Хартия, подписанты которой берут на себя обязательства честного ведения бизнеса и добросовестной уплаты налогов. АРУК и ОПОРА РОССИИ поддержали эту инициативу и совместно работают с ФНС, ФАС и Минпромторгом для оздоровления рынка клининговых услуг.

АРУК, ОПОРА РОССИИ и будущее отрасли

Справка.
ОПОРА РОССИИ – общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства, деятельность которой направлена на защиту прав и интересов предпринимателей, формирование благоприятной бизнес-среды.

Уже более 15 лет АРУК ведет подготовку к обелению рынка и поддержке добросовестной конкуренции. В частности, создана СРО, разработана серия ГОСТов и профессиональных стандартов, и работа в этом направлении продолжается; составлены программы обучения клининговым специальностям и проводятся курсы занятий; проводится добровольная сертификация компаний на соответствие стандартам ISO и ГОСТ Р 51870-2014.

Тесное сотрудничество с ОПОРОЙ РОССИИ, которая встроена в государственную систему, дает возможность напрямую контактировать с основными министерствами и ведомствами и их первыми лицами, которые непосредственно курируют сферу нашей деятельности. При контакте с государственными органами немаловажен тот факт, что АРУК уже проделала огромную работу, которая позволяет определить клининговую деятельность как самостоятельную отрасль народного хозяйства. На этой стадии работ мы совместно с НАФО разрабатываем бизнес-маркеры, благодаря чему налоговая служба сможет на основании заключенного договора просчитать процент подлежащих уплате налогов, уровень зарплат и другие показатели, которые позволят отслеживать добросовестность деятельности компании.

Конечно, утопично думать, что перестроить отрасль можно усилиями одного объединения. Для этого потребуется консолидация всего рынка.

По инициативе АРУК в ОПОРЕ РОССИИ создана Комиссия по клинингу и обращению с отходами, налажена работа со структурами ОПОРЫ РОССИИ, которые уже много лет взаимодействуют на уровне первых лиц с ФНС, ФАС, Госдумой, Минпромторгом, Минэкономразвития, Правительством РФ и администрацией Президента РФ.

Ситуация на клининговом рынке обсуждалась на Правлении ОПОРЫ РОССИИ с Президентом ОПОРЫ Калининым А.С. Предложена следующая схема работы по оздоровлению рынка:

  1. При Минпромторге, как регуляторе, и на основании Положения о Министерстве создается Совет рынка, в который входят представители госорганов (Минпромторга, ФНС, ФАС), ОПОРЫ РОССИИ, профессиональных объединений (АРУК, НАФО, региональные объединения Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары и др.).
  2. ОПОРА РОССИИ, в соответствии со Стратегией развития МСП, одобренной Президентом РФ, координирует деятельность объединений, организует аккредитацию добросовестных компаний, отвечающих Хартии, национальным стандартам, профессиональным стандартам, стандартам по подготовке кадров, и взаимодействует с госорганами – Государственной Думой, Аппаратом Правительства РФ, корпорацией МСП и другими структурами по поддержке МСП.

При этом обеспечивается единая федеральная и региональная политика по поддержке предприятий. Необходимо отметить, что корпорация МСП по инициативе Комиссии ОПОРЫ РОССИИ по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потребления уже внесла клининг в число приоритетных направлений – это льготное финансирование и лизинг оборудования, субсидии на инновации и стартапы, залоговое обеспечение за счет корпорации МСП и т.д.

Все задаются вопросом: как же будет осуществляться конкуренция на рынке, если манипуляции с ценой на конкурсах будут ограничены и контролироваться налоговой службой и профсообществом? Для этого необходимо установить, кроме ценовых, качественные критерии! В мировой и российской практике качественные критерии – это опыт работы по заявленным технологиям, время работы компании на рынке, наличие оборудования, квалификация персонала, соответствие стандартам деятельности и системе менеджмента качества, инновационные технологии, членство в профобъединениях и профильных СРО, страхование ответственности.

На клининговом рынке сложилась уникальная ситуация, когда все необходимые по законодательству механизмы АРУК уже разработаны. Проведены в 2010 году парламентские слушания в Госдуме, разработана Концепция развития клининговой деятельности, согласованная с Правительством, найден механизм влияния на ситуацию через ОПОРУ РОССИИ. Есть все основания рассчитывать что революционная ситуация разрешится без больных потрясений! Нас также поддерживают Общественная палата РФ и Общероссийский народный фронт.

Хотя клининг – не самая финансово емкая отрасль экономики, зато он есть всюду. Благодаря этому о начале процессов «обеления» рынков узнают все. И всем постепенно придется идти тем же путем. Повторюсь: в этом заинтересованы не только исполнители, то есть клинеры, но и заказчики, которым отныне придется нести свою долю ответственности за работу с недобросовестными налогоплательщиками. Мы будем привлекать к подписанию Хартии максимальное количество компаний по всей стране. Неизбежные изменения в организации бизнеса, отказ от «серых» схем обязательно приведут к частичному переделу рынка, но это повлечет за собой только его оздоровление: кто не сможет работать по-новому, вынужден будет уйти.

Время работает на нас

Безусловно, цены на наши услуги несколько вырастут, но клининговая составляющая в общих производственных затратах настолько ничтожна, что нет такого заказчика, который был бы не в состоянии оплачивать реальную стоимость клининговых услуг.

Есть уверенность, что процесс изменений теперь пойдет достаточно быстро. Во-первых, вся необходимая база уже создана, во-вторых, есть понимание необходимости упорядочения клинингового бизнеса не только со стороны исполнителей и заказчиков, но и со стороны государственных структур. Клининг может стать вторым, после рынка зерна, пилотным проектом. Для его осуществления, однако, недостаточно желания всех трех сторон. Есть еще одна, пожалуй, самая главная составляющая: законодательная основа. Придется вносить целый ряд изменений в действующее законодательство. Но и по этому вопросу уже подготовлены соответствующие предложения. Время играет на нас: в преддверии президентской выборной кампании готовится обширная программа мер, направленных на поддержку в стране здоровой конкуренции.

В заключение отмечу, что все эти процессы в свое время происходили практически во всех странах, которые мы привыкли называть развитыми. И все прошли такой же путь. Пройдем и мы. А чем мы хуже чехов или финнов? А?

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO