Всем, кто работает в сфере клининговых услуг, приходилось сталкиваться с двумя вопросами. Один из них касается формирования списка проводимых мероприятий (работ). Второй имеет отношение к четко разбитому на определенные подпункты плану рабочего процесса персонала. Как правильно его составить?
В первом случае документы согласовываются с заказчиком и утверждаются в двухстороннем порядке. Во втором решение принимает сам исполнитель. Инструкции, технологические карты и т.п. – это своего рода регламент, которым должны руководствоваться сотрудники клининговой компании. С заказчиком он не согласуется.
От правильной подготовки всех типов документов зависит объем работ, затраты и прибыль с объекта, а также контроль качества.
Регулироваться эти процессы должны как с учетом регламентов компании-заказчика, так и с необходимостью соблюдения всех действующих норм и правил, определяющих порядок деятельности в этой сфере.
Когда первичные документы готовы и согласованы, приступают к разработке инструкций по работе. В каждую из них должны входить положения и регламент, в которых прописаны обязанности сотрудников компании на рабочих местах. На данный момент этот набор бумаг называют «технологической картой».
В этой статье мы не будем подробно рассматривать все пункты составления технологической карты уборки всех помещений. Остановимся только на порядке уборки санитарных узлов, причем на отдельных нюансах в алгоритме работ.
Нормативные базы (ГОСТы, СП, СНиПы) определяют санитарный узел (сан. узел). как санитарно-гигиенические помещения, оборудованные в обязательном порядке унитазом, умывальником, ванной или душем. Санузлы – это места для санитарных и гигиенических процедур.
Эпоха коронавируса диктует свои законы, а будет ли жизнь после неё прежней – во многом зависит от нас. Источником COVID-19 являются больные люди, в том числе и бессимптомные носители вируса. Сейчас специалисты выделяют 4 пути передачи ковида: воздушно-капельный, воздушно-пылевой, контактный и фекально-оральный. Пока точно известно, что вирус передается главным образом воздушно-капельным и контактным путями.
Ученые изучают возможность передачи коронавируса фекально-оральным путём. ВОЗ при этом отмечала, что пока его нельзя назвать широко распространенным, поскольку официальных подтверждений этой версии не было. Такой вариант распространения вируса оставался под сомнением, но в феврале появились новые факты. В новостной ленте Bloomberg разместили информацию от китайских ученых. Они подтвердили, что COVID-19, выделяясь с фекальными массами, попадает в системы канализации. Специалисты утверждали, что так заразились пассажиры круизного лайнера «Diamond Princess».
Вирус может содержаться в слюне, кале и моче инфицированного человека до 15 дней после заболевания, выяснили ученые из Южной Кореи. Опасность его передачи возрастает в том случае, если человек после пользования туалетом не помоет должным образом руки.
Такой способ нельзя назвать неожиданностью. COVID-19 принадлежит к тому же семейству, что и SARS-CoV. Заражение коронавирусом SARS сотен людей в Гонконге в 2003 году связывали именно с фекально-оральным путем передачи.
Единого мнения у ученых на сей счет пока нет. Но очевидно, что фекально-оральный вариант заражения связан с использованием санузлов и неправильной санитарной очисткой и дезинфекцией этих объектов. Качественная работа клинеров поможет снизить масштабы распространение вируса.
Итак, когда соглашения на оказание клининговых услуг подписаны, организаторы уборочного процесса приступают к составлению технологической карты уборки санузлов. Алгоритм процесса изложен в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Общие технические условия". Справочное приложение «Г» представляет собой образец перечня видов, объемов и периодичности работ в туалетах, душевых, санпропускниках (п. 3.1.). Там прописано, что уборка в санузлах должна проводиться ежедневно и включать в себя следующее:
- влажная уборка пола;
- мойка и дезинфекция всех раковин, унитазов и т.п. как изнутри, так и снаружи
- мойка сидений с двух сторон
- опустошение и очистка (при необходимости) емкостей для сбора бумаги, удаление мусора в специально отведенные места
- очистка и полировка зеркал и металлических поверхностей
- комплектация объекта бумажными полотенцами, мылом, туалетной бумагой
- удаление пятен со стен, перегородок, дверей и внешних поверхностей всех емкостей
- очистка всех труб и запорной арматуры
- удаление пятен от мыла и воды с поверхностей стен возле емкостей для мыла, раковин, унитазов и т.п.
- влажная протирка дренажных решеток.
Если клинер займется комплектацией санузла бумажными полотенцами, мылом, туалетной бумагой после выполнения работы по мойке унитазов, сидений и раковин и будет делать это грязными руками, то последствия будут плохими. Это может привести к контаминации (загрязнению в результате соприкосновения) микроорганизмами. И тогда вероятность заражения коронавирусом значительно увеличится. Именно поэтому процесс комплектации санитарных узлов бумажными полотенцами, мылом и туалетной бумагой должен стать одним из первых пунктов в техкарте. На это обстоятельство необходимо обратить особое внимание при инструктаже работника клининговой компании.
Важно исключить процесс долива жидкого мыла в диспенсеры. Емкости с минимальным объемом вещества необходимо освободить от его остатков, промыть водой или спиртсодержащим дезинфицирующим средством, и только потом залить новую порцию жидкости.
Хочется надеяться, что правильная организация уборки в санузлах исключит передачу инфекционных заболеваний фекально-оральным путем, особенно в наше непростое время.