Автор: Роман ТАЛАНОВ,
юрисконсульт Cristanval.
Журнал Cleaning №5, 2014 год
В клининговых компаниях с приходом зимы становится актуальным вопрос, как правильно, с наименьшими рисками для себя и своих партнеров оказывать услуги по уборке и вывозу снега. С учетом климатических условий в нашей стране данная тема особенно актуальна. Необходимость уборки снега может быть регламентирована требованиями законодательства. В каждом населенном пункте имеются распоряжения местной администрации о поддержании в надлежащем порядке прилегающих территорий. Так, например, в столице действуют Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве. За их нарушения предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей для юридических лиц (ст. 8.10 КоАП Москвы).
В соответствии с п. 4.5 вышеуказанных Правил ответственность за организацию и производство уборочных работ возлагается на балансодержателей, организации, эксплуатирующие данные объекты, то есть на заказчиков клининговых услуг. Отношения между заказчиком и клининговой компанией строятся на договорной основе, и чем подробнее прописан договор, тем проще будут решаться возникающие в ходе оказания услуг вопросы. При заключении договора на оказание услуг на уборку и вывоз снега зачастую стороны договариваются, что в случае наложения штрафа на заказчика за нарушение правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты клининговая компания обязуется сумму штрафа возместить. Если клининговые компании добросовестно выполняют взятые на себя обязательства, то увеличение штрафных санкций их никак не коснется, в противном случае они будут вынуждены понести дополнительные расходы.
Договор всему голова
Как и любые другие услуги (работы), уборка и вывоз снега должны быть оформлены договором. Отличительными чертами данного вида договоров (приложений к основному договору на оказание клининговых услуг) являются указания на режим и интенсивность выполнения данных услуг в зависимости от метеоусловий. С заказчиком необходимо согласовать и подписать график оказания услуг, в котором должны быть отражены:
- перечень оказываемых услуг (уборка снега, вывоз снега, очистка прилегающих территорий и обочин от сдвигаемого снега);
- погодные условия, при которых оказываются услуги (например: в отсутствие снегопада, при снегопаде до 5 см – до 120 часов, при снегопаде до 10 см – не более 216 часов);
- характер проведения работ (работы проводятся непрерывно до полной очистки);
- единицы измерения работ и стоимость;
- план-схема территории объекта с утвержденными местами складирования снега.
Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций, связанных с объемом оказываемых услуг и их оплатой, необходимо оформлять надлежащим образом все проводимые работы с представителем заказчика, имеющим доверенность.
На практике встречаются случаи, когда при решении вопроса о взыскании задолженности в суде заказчик может согласиться с наличием задолженности, но в меньшем размере, нежели тот, который указывает клининговая компания, ссылаясь при этом на неправильно оформленные или не подписанные с его стороны документы. Поэтому, выполняя работы по вывозу снега, сами по себе трудные и нервные с учетом нашего климата, необходимо оформлять множество сопутствующих документов, поскольку это всегда может пригодиться.
Подтверждением выполненных работ будут:
- заявки на вывоз снега, обязательно за подписью заказчика, подтверждающие количество обращений к исполнителю, то есть заполнение бункеронакопителей и потребность в их вывозе;
- информация о датах установки и вывоза бункеров и их количестве, о наименованиях объектов (с указанием адресов), на которых эти бункеры установлены;
- путевые, маршрутные листы, оформленные на водителей снегоуборочных машин, с указанием маршрута передвижения (следования) автотранспортных средств со снегом, мест временного складирования снега, времени вывоза снега с объекта и количества рейсов, объема вывезенного снега;
- расчет потребности в снегоуборочной технике, график работы снегоуборочных машин. На документе должна быть подпись представителя заказчика;
- сведения об объеме убранного снега, применительно к которому исчислялся тариф, об использованных для этой операции транспортных средств в зависимости от вместимости которых должно определяться количество рейсов.
Когда клининговая компания не может документально подтвердить объем выполненных работ, не стоит удивляться, что заказчик может отказать в оплате услуг. У суда, в свою очередь, не будет оснований для взыскания задолженности в полном размере.