Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА.
Журнал Cleaning №1, 2008 год
Лет пятнадцать назад в России появился новый вид бизнеса — логистический. Одним из его основных сегментов является эксплуатация и управление складом. Толчком к его развитию послужило формирование крупных торговых сетей — ретейла, который потребовал совершенно нового подхода к хранению, доставке и снабжению торговых точек. Отныне задачей склада стала не только цепочка «завоз-хранение-доставка», но и предпродажная подготовка товара, включающая в себя стикетирование, переупаковку, комплектацию, на пищевых складах — предпродажную разделку (например, мяса и рыбы) и прочие операции, ранее не известные советскому складскому хозяйству.
Рай для клинеров
Первыми на логистический рынок пришли иностранные операторы. И среди них пионерами стали такие компании, как «ФМ Ложистик» и «Ревико», имевшие к этому времени десятки складских терминалов по всей Европе. Они-то в первые годы и стали законодателями моды в логистическом бизнесе.
Сегодня этот процесс развивается столь бурно, что по всей стране по цепочке «Запад–Восток» от Санкт-Петербурга до Владивостока строятся так называемые логистические центры и парки, площади которых уже исчисляются сотнями тысяч квадратных метров, доходя (пока в проектах) до миллиона. Они представляют собой серию складских зданий высотой 12-16 метров с высокоточными наливными полами с полимерным покрытием, требующим обязательной специальной ежедневной уборки. Кроме того, на таких складах обычно хранится продукция, имеющая повышенные санитарные требования. Это фармпрепараты, пищевые продукты, парфюмерия и косметика, санитарно-гигиеническая продукция, а также бытовая электроника и мелкие автозапчасти, не допускающие наличие пыли на складах.
Вот, казалось бы, рай для клинеров! Один клиент — десятки тысяч квадратных метров ежедневной внутренней и гектары внешней уборки! Ан нет! Наш опрос наиболее крупных логистических операторов показал, что они не привлекают профессиональные клининговые компании, во всяком случае для внутренней уборки. Казалось бы, нонсенс. Зачем создавать и держать под контролем совершенно непрофильный бизнес?
Почему логистика обходится без клинеров?
Оказалось, что основной причиной осторожности логистических операторов является проблема безопасности. Хранимая на таких складах продукция отличается небольшими размерами и высокой стоимостью. Хищения на складах — явление общемировое. Неслучайно колоссальные средства во всем мире тратятся на разработку и внедрение все более совершенных систем наблюдения и охраны, применение различных меток на товарах. Не брезгуют и старинным способом обысков. И все равно воруют! Везде. И в Америке, и в Европе, и в России, и в Китае...
Расчеты показали, что возможные потери от привлечения на склады ЛЮБОГО постороннего бизнеса превышают экономию от передачи его на аутсорсинг.
Не следует, однако, понимать сказанное как обвинение клининговых компаний в воровстве. Речь идет только о человеческом факторе. Слишком уж велик соблазн. Даже среди собственного, регулярно проверяемого персонала складских работников периодически появляются любители легкой наживы.
Есть и еще одна причина обособленности логистических операторов. Она заключается в том, что современная складская техника (высотные стеллажи, погрузчики, штабелеры, ричтраки и даже специальная пластиковая тара) настолько дорогостоящая, что на ее фоне 2-3 поломоечные машины, 2-3 трактора и подметальные машины, моюще-чистящие средства и десяток рабочих практически не влияют на размер основных затрат склада.
Склады убирают, как улицы в Париже
В качестве примера того, как организована уборка склада, мы выбрали Чеховский терминал компании «ФМ Ложистик», складская площадь которого составляет 80 тыс. м2, расположенных на территории 16 га. Внутреннюю уборку обеспечивают три бригады (9 человек), работающие на двух машинах. Уборка должна производиться постоянно. И здесь кроется еще одно удобство — содержание собственной службы. Склады работают в круглосуточном режиме, но каждая зона имеет свой режим активности, и только начальник смены знает, на какой участок в данный момент нужно направить уборщиков.
Есть на складах и особые зоны предпродажной подготовки, где необходима специальная санитарная обработка. Это цеха упаковки пищевой продукции. Для такой обработки требуются специальные технологии и моюще-чистящие средства.
У «ФМ Ложистик» все работы по уборке внешних территорий и озеленению также выполняются собственным персоналом. Такова традиция компании по всему миру. На современном складе очень высока скорость обработки грузов. К примеру, разгрузка 40-футовой фуры занимает не более 30 минут. А это значит, что тяжелый большегрузный транспорт должен быть подан к воротам быстро и точно. Особенно сложна эта операция в наш затяжной зимний период. При оттепелях и снегопадах работу по очистке территории приходится подстраивать под погоду, невзирая на время суток. Учитывая, что интенсивность погрузо-разгрузочных работ в ночное время снижается, тогда-то и проще производить внешнюю уборку, за исключением сильных снегопадов, когда подъездные участки чистятся почти как взлетно-посадочная полоса. Откровенно говоря, когда доводилось посещать склады «ФМ Ложистик» в зимнее время, у меня было ощущение, что я гуляю по парижским улицам: ни одной лужицы или ледяной проплешинки.
А в перспективе все же аутсорсинг
Тем не менее самостоятельная внешняя уборка — это, скорее, специфика «ФМ». Все остальные опрошенные нами компании отдают ее на аутсорсинг. Да и в отношении внутренней уборки намечаются некоторые подвижки.
Часть опрошенных (например, ЕМСТС, Томилинский терминал) намеревается рассмотреть предложения клининговых компаний и передать им этот вид деятельности. Кроме того, есть и виды работ, которые логистики сами делать не могут. Это касается периодической уборки фасадов, обработки входных лестниц, чистки ковровых покрытий. Содержать персонал, обладающий такого рода квалификацией и задействованный один-два раза в год, конечно же, нецелесообразно. Это не входит в компетенцию склада и не соответствует правилам техники безопасности. Для выполнения специальных работ проводится тендер сроком на два года. Помимо этого периодически приглашаются профессиональные компании для проведения специальных работ по дезинсекции и дератизации.
Новые логистические операторы, строящие сейчас платформы от 200 тыс. м2, нацелены на привлечение клининговых компаний. Похоже, что будущее все-таки за аутсорсингом в уборке крупных складских площадей.