Автор: Юрий РЯБИЧЕВ,
президент НО «АРУК», президент НОСОО,
Журнал Cleaning №3, 2016 год
В процессе труда человек, конечно, создает некие продукты, но и в ходе этого процесса, и в быту он постоянно создает ещё и отходы самого различного происхождения. И эти отходы нужно убирать, сортировать, перерабатывать или захоранивать/сжигать. Проблема эта общемировая и затрагивает и экономику, и экологию, да и просто нашу повседневную жизнь. А острота этой проблемы везде разная.
Почему это касается клининга или просто служб уборки? Да потому, что с них-то и начинается процесс движения отходов.
В январе 2015 года был принят Закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"», который вступает в силу с января 2017 года. Он обязывает организации предварительно сортировать мусор перед последующей отправкой на переработку или полигоны. Таким образом, клининговые компании (КК) при обслуживании объектов могут выполнять эту функцию. По существу, именно клининг является той первой ступенькой, с которой начинается движение отходов. Это не только удаление из помещений и с территорий отходов, но и формирование сырья для отходоперерабатывающих предприятий. Организации могут поручить клининговым компаниям выполнять такую работу и привлекать на субподряд специализирующиеся на такой деятельности компании. Следует отметить, что отходы – это тоже некий продукт, и они являются собственностью объекта, который обслуживает клининговая компания. Договором на обслуживание должно быть определено, остаются ли отходы собственностью заказчика, и тогда он только оплачивает их сбор и сортировку, или передает исполнителю в собственность, и тогда уже КК занимается последующим их вывозом на полигоны или продажей перерабатывающим предприятиям в качестве сырья, что может служить дополнительным доходом для компании. В целом затраты на обращение с отходами в России близки либо превышают обороты, связанные с клининговой деятельностью, и работа в этом направлении будет становиться все более актуальной по мере развития отрасли переработки вторичных ресурсов.
Мы сказали о принятии закона, но хотелось бы сказать несколько слов о людях. Иногда говорят, что они у нас какие-то «не такие». Но достаточно посмотреть, как ширится волонтерское движение, чтобы убедиться, что в стране много неравнодушных энтузиастов, и менталитет у нас очень правильный. Мне самому довелось принять участие в международной акции по очистке берегов Байкала и во множестве других акций, организованных молодежными экологическими движениями. К сожалению, акция длится несколько часов, а мусор появляется каждый день. Поэтому хотелось бы, чтобы деятельность волонтерских организаций была встроена в общую систему создания безопасной экологической среды. Конечно, акции по раздельному сбору мусора и по посадке деревьев должны продолжаться, но гораздо большую пользу может принести воспитательная и пропагандистская работа с населением, контроль за ситуацией, чтобы на засорялась окружающая среда и не образовывались стихийные свалки.
Ирина ЛЕБЕДЕВА, журнал «Клининг»
Немного статистики
В идеале процесс выглядит так: очистка мусорных емкостей, сортировка мусора, отправление разных фракций на соответствующие перерабатывающие предприятия или на полигоны и мусоросжигающие заводы. Но идеал на то и идеал, что почти нигде не достигнут. И тем не менее есть у кого поучиться и есть из чего извлечь уроки.
По данным ООН, ежегодно в мире образуется около 720 млрд т отходов производства и потребления, из которых около 200 млрд т приходится на промышленные отходы и 2,5 млрд т – на твердые бытовые отходы (ТБО). В среднем на каждого жителя земли приходится по 300 кг отходов в год.
Каждая страна по-своему решает проблемы отходов. Единственно, что объединяет развитые страны, – это стремление к минимизации нагрузки на окружающую среду. С этой целью изыскиваются способы переработки и утилизации отходов.
У нас часто любят смотреть на Японию. Страна с численностью населения, равной населению России, не может позволить себе на столь небольшой территории (2% от территории России) занимать землю под свалки. С 1995 года там действует закон, согласно которому сортировка отходов производится на уровне каждого жителя. В настоящее время там перерабатывается 45% общего объема отходов, 37% сжигается и 18% отвозится на полигоны. Нетоксичный мусор подлежит механической и термической обработке, а затем используется для создания искусственных островов.
Образцом в области экологического обращения с отходами является Швеция. Там перерабатывается 80% отходов, 18% сжигается и только 2% отправляется на полигоны. Кроме того, Швеция является основоположницей создания подземных мусоропроводов, которые постепенно начинают распространяться в скандинавских странах.
Клинингу чаще всего приходится сталкиваться с ТБО. В Европе дело обстоит так: Германия перерабатывает 47%, Великобритания – 28%, Франция – 22%. Меньше всех в Европе перерабатывает ТБО Чехия: 21%.
В Евросоюзе постоянно вводятся различные новые меры, направленные на защиту окружающей среды. Недавно было создано ECMR (Европейское общество по утилизации клинингового оборудования). Во Франции принята государственная программа рециклинга до 2025 года. Там же учеными разработана технология извлечения золота и титана при переработке плат гаджетов при температуре 500°С и под давлением 250 бар.
Положительных примеров много. В мире накоплен большой опыт, который мы могли бы использовать, не изобретая велосипеда. А что имеем мы?
Управление отходами в России
По данным Росстата, в России ежегодно образуется от 2,7 до 3,9 млрд т отходов. Из них 2,6 млрд т составляют промышленные отходы, 700 млн т – жидкие отходы, 35-40 млн т – ТБО, 30 млн т – осадки сточных вод, 3 млн т – медицинские отходы. При этом переработка промышленных отходов не превышает 35%, а ТБО – 4%. На текущий момент объем накопленных отходов составляет 82 млрд т, из них 3 млн т составляют токсичные отходы.
По данным Росприроднадзора, в России переработкой отходов занимается чуть больше 400 предприятий. Этого катастрофически мало. Но нельзя заставить бизнес строить заводы. Можно только создать условия для благоприятного развития, и процесс неизбежно начнется.
А сейчас картинка довольно удручающая, и это понимают уже все. Поэтому в 2009 году последовало заявление Президента о том, что стране грозит экологическая катастрофа и нужно срочно разработать соответствующие меры. Пинок был правильно понят, и суета началась: в Мосгордуму был срочно представлен закон о раздельном сборе мусора, в Совете Федерации прошла конференция «Отходоперерабатывающая индустрия как фактор обеспечения экологической безопасности Российской Федерации». Проблему поставили, обсудили, выждали время – и все затихло. Закон в Москве так и не был принят. А совсем недавно чиновники от экологии поведали, что опыт по раздельному сбору мусора не удался по причине несознательности населения. Хочется узнать, к какому населению они относят себя?
Закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"», правда, на всякий случай подготовили, но принимать не спешили. В 2014 году следующий грозный окрик Президента с указанием назвать тех, кто тормозит прохождение закона, заставил принять его в три дня фактически без обсуждения. Боясь попасть в «черный» список, даже ФАС, у которой были более чем обоснованные претензии, не рискнула внести поправки. В результате получили то, что называется 458 ФЗ, и к нему 37 подзаконных актов, часть из которых почему-то держится в секрете.
И касается этот закон и собственных служб уборки, и клининговых компаний, и служб ЖКХ, и предприятий по вывозу мусора. Сегодня, по данным Росприроднадзора, около 20 тыс. предприятий в том или ином объеме работают с отходами. Принятый в спешке закон содержит столько недоработок и потенциально коррупционных положений, что уже к новому году грозит полным коллапсом в области вывоза и утилизации отходов.
Андрей УМНИКОВ, генеральный директор СРО НП «РОСЭКОПРО», член Экспертного совета Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии
Поможет ли нам новое законодательство
Указанный закон содержит как минимум три фундаментальных положения, реализация которых может привести, по мнению экспертов, к негативным последствиям. К указанным положениям относятся:
- расширение области лицензирования обращения с отходами;
- введение «экологического сбора»;
- введение института «региональных операторов».
В связи с этим возникает ряд системных проблем:
Проблема 1
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 03.10.2015 №1062 для получения лицензии соискатель направляет в лицензирующий орган заявление, в котором указывает перечень конкретных видов отходов I-IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов (далее – ФККО). Таким образом, положением о лицензировании не предусматривается возможность выдачи лицензии на отдельные виды отходов, не внесенных в ФККО.
На сегодняшний день в ФГБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия», который в соответствии с приказом Росприроднадзора от 20.02.2016 №83 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов» осуществляет проверку обоснованности отнесения отходов производства и потребления к конкретному классу опасности, на рассмотрении находятся около 50 тыс. заявок от хозяйствующих субъектов о регистрации образующихся у них отходов в ФККО – на рассмотрение этих заявок, по оценкам экспертов, необходимо не менее двух лет.
Таким образом, огромное количество хозяйствующих субъектов до 1 июля текущего года не смогли получить лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов и вынуждены были прекратить свою деятельность по обращению с отходами или по не зависящим от них причинам искусственно превратились в нарушителей действующего законодательства.
Проблема 2
Одним из требований получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления является наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности по обращению с отходами производства и потребления требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН). Необходимость получения такого заключения обусловлена тем, что с 01.07.2015 вступили в силу изменения в статью 40 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусмотренные Федеральным законом №458-ФЗ.
В соответствии с письмом руководителя Роспотребнадзора от 03.09.2009 №01/12847-9-32 «О санитарно-эпидемиологических заключениях на деятельность по обращению с отходами» представленная на рассмотрение документация должна быть оценена на соответствие следующим санитарным правилам и нормам:
- СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
- СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» в случае если организация-заявитель является полигоном твердых бытовых отходов.
В части I «Область применения» СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» говорится:
- «настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов);
- требования настоящих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель».
Какое отношение сбор, транспортирование, обработка и утилизация отходов имеют к области применения СанПиН 2.1.7.1322-03 и гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов?
Невозможно установить соответствие (несоответствие) таких видов деятельности по обращению с отходами производства и потребления, как сбор, транспортирование, обработка и утилизация, требованиям указанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Указанные санитарно-эпидемиологических правила и нормативы актуальны исключительно при лицензировании деятельности по размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, но не имеют никакого отношения к выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов.
Вывод: санитарно-эпидемиологические заключения, выданные на деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов на основании СанПиН 2.1.7.1322–03 и СП 2.1.7.1038–01 являются чисто номинальными и не отражают реального положения дел по соответствию или несоответствию видов деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, так как правил и нормативов по указанным видам деятельности не существует.
Проблема 3
На основании Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 №1062, утвердившего Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности указанную государственную услугу с октября 2015 года оказывает Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 №373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» регламенты представляются федеральными органами исполнительной власти на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст РФ осуществляет правовую и антикоррупционную экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и принимает решение о необходимости их государственной регистрации.
28 июля 2016 года за №43019 Министерство юстиции РФ зарегистрировало приказ Минприроды России от 01.07.2016 №379 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (документы имеются в редакции).
Таким образом, официально подтверждено, что все лицензии до 28 июля 2016 года выдавались Росприроднадзором БЕЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА, что является прямым нарушением Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и оказанием мнимых услуг, за которые, тем не менее, взималась государственная пошлина в размере 7500 рублей с каждого лицензиата, что в совокупности составляет более чем значительную сумму.
А если суд, куда мы обязательно обратимся, применит к руководству лицензирующего органа часть 2 статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», аннулирует действие лицензий, выданных до 28 июля 2016 года, и признает профессиональную деятельность лицензиатов, добросовестно выполнявших требования вышеуказанного ФЗ №458 и получивших лицензии по обращению с отходами до 1 июля 2016 года, незаконной, то будет ли соблюдена государством конституционная норма (ст. 53) о праве каждого гражданина на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, и будет ли возмещен причиненный ущерб в соответствии с требованием ст. 1069 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами»?
Проблема 4
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования на сегодня имеет штатную численность около 4500 человек, из которых сотрудников, непосредственно осуществляющих надзорные функции, менее 1800. Очевидно, что дополнительное сокращение на 10% численности федеральных государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 11.12.2015 №1353) и оптимизация расходов бюджетных средств не позволят Федеральной службе по надзору в сфере природопользования обеспечить эффективный надзор деятельности дополнительно еще около 100 тыс. хозяйствующих субъектов, из которых более 95% осуществляют деятельность по сбору и транспортированию отходов.
Расширение области лицензирования не обеспечит заявленной интенсивности контрольно-надзорных мероприятий и охвата проверками всех подконтрольных субъектов, при этом значительно расширит возможности для совершения коррупционных правонарушений и продемонстрирует отказ государства от проведения административной реформы в области обращения с отходами, что уже вызвало рост социальной напряженности участников рынка.
Проблема 5
По данным Федеральной службы государственной статистики, 94% ежегодно производимых отходов в России составляют отходы производства и только 6% – отходы потребления, в которые входят, помимо прочего, твердые коммунальные отходы и товары, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств. Таким образом, возникает обоснованный вопрос о причинах дифференцированного ввода экологического сбора исключительно с производителей и импортеров товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Указанная категория составляет менее 2% от всех производителей отходов в России, и, соответственно, уплатой экологического сбора не может в полном объеме и пропорционально устранить экологический ущерб, нанесенный окружающей среде всеми производителями отходов производства и потребления. Тем более что отходы производства наносят многократно больший ущерб окружающей среде, чем отходы потребления (известные на всю страну полигоны «Черная дыра», «Красный бор», «Ельшанский карьер» и многие другие).
Поскольку экологический сбор будет включен в себестоимость конечной продукции, вырастет розничная цена продукции, что станет негативным фактором для населения, уже испытывающего значительную финансовую нагрузку в условиях санкций и экономического кризиса.
Вывод: положения ФЗ №458 по экологическому сбору вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, приводят к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней власти Российской Федерации (заключение Минэкономразвития от 23.10.2015 №30314-ЕЕ/Д26и), что приведет к росту розничных цен и может вызвать социальную напряженность среди населения.
Проблема 6
Введение института «региональных операторов» практически уничтожает конкуренцию между операторами по обращению с отходами. Все, кто производит твердые коммунальные отходы, обязаны будут заключать договор именно с региональным оператором. При этом отклонения от типового договора не одобряются, потребитель не может диктовать условия монополисту – региональному оператору. Проблематично выбрать перевозчика, который лучше работает или у которого ниже цены и т.д. Введение института «региональных операторов» имеет явную коррупционную составляющую. Согласно проектам подзаконных актов в регионе сначала по конкурсу «изберут» единого оператора, который будет отвечать за весь мусор, но если он не справится, если будут отмечены два или более фактов неисполнения условий договора, то уже орган исполнительной власти субъекта может назначить на его место другую организацию вне конкурса – того, кого посчитает подходящим для исполнения функций регионального оператора. То есть попытка исключить коррупцию путем проведения конкурса на этом этапе оказывается совершенно фиктивной, так как можно провести конкурс, а через какое-то время заменить выбранного регионального оператора на аффилированного с органом местной власти. Далее уже региональный оператор по установленному порядку проводит конкурс, распределяет, кто, откуда и на какие полигоны возит, то есть «своему» перевозчику может организовать удобные условия работы, а неугодного перевозчика выдавить с рынка.
Вывод: введение института «региональных операторов» не создает экономических стимулов для работы субъектов рынка обращения с твердыми коммунальными отходами, не создает условий открытой конкуренции между ними, а создает монополиста, единолично распоряжающегося огромными финансовыми средствами и, как показывает практика, аффилированного с местной властью, что в конечном итоге приведет к банкротству тысяч малых предприятий и росту социальной напряженности из-за увеличения тарифов на вывоз коммунальных отходов.