Авторы: Татьяна Зворыкина,
д.э.н., профессор, руководитель Центра научных исследований и информации в сфере услуг.
Татьяна Быстрова,
с.н.с. ИРЭИ, эксперт по сертификации
Журнал Cleaning №2, 2008 год
Любая новая отрасль экономики первоначально развивается исключительно по законам свободного рынка, и лишь затем, в процессе ее становления постепенно выявляются стороны, которые подлежат обязательному регулированию. Именно этот процесс и происходит сейчас в сфере клининга.
О действующих законах и положениях
Читателям этого журнала хорошо известно, что клининг для России — понятие достаточно новое и широкому кругу потребителей еще мало известное.
В развитых странах клининг в настоящее время является самой динамично развивающейся отраслью, несмотря на свою более чем вековую историю существования.
Первый шаг в попытке действенного регулирования клининговой отрасли был сделан в 2002 году, когда был разработан и принят ГОСТ Р 51870-2002 «Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические требования». В его разработке принимали участие как научные кадры, так и представители крупных клининговых компаний. Заметим, что в тот момент законодателями был отвергнут термин «клининг», который был заменен понятием «профессиональная уборка». Все же мы считаем, что иногда заимствования иностранных слов являются необходимыми, поскольку в русском языке нет термина, включающего в себя все аспекты этого вида деятельности. Профессиональная уборка является хотя и основной, но все же только одной из составляющих понятия «клининг». При такой терминологии из сферы регулирования выпадают важные стороны клининговой деятельности: промышленный альпинизм, кристаллизация мрамора, ландшафтный дизайн и проч.
Время идет, и действующего сегодня национального стандарта, в том числе и по терминологическим причинам, оказывается недостаточно. Дело еще и в том, что этот вид услуг подпадает под сферу регулирования целого ряда государственных структур, поскольку, с одной стороны, они носят характер бытовых услуг, а с другой — услуг ЖКХ и др. Помимо этого, они имеют отношение к процессам строительства как в плане выбора используемых материалов, так и проведения мелких ремонтных работ.
Поскольку качество клининговых услуг напрямую связано с качеством жизни людей, настало время выстроить всю нормативную документацию, регламентирующую качество и безопасность, увязать методы оценки с законодательством, но сделать это необходимо с учетом особенностей клининга, где многое зависит от санитарных норм, форм и методов контроля, применяемых к различным технологическим процессам.
Новые реалии — новые требования, или Процесс пошел
В настоящее время идет процесс разработки федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» (технический регламент), в котором будут гармонизированы требования между всеми ведомствами, связанными с оказанием клининговых услуг: минздравсоцразвития, минэкономразвития, минрегионразвития и др., иначе говоря, требования технического регламента будут обязательны для любого ведомства.
Конечно, хочется, чтобы этот процесс шел быстрее, и мы понимаем сетования как клинеров, так и потребителей услуг на устаревшую нормативную базу, однако не следует забывать, что процесс законотворчества — это процесс поиска консенсуса. В данном случае мы имеем столкновение интересов и исполнителей услуг, и потребителей, и науки, и конструкторов, и медицины, поэтому для того, чтобы закон работал, он должен совместить требования всех участников процесса. Подчеркнем, что очень деятельное участие в подготовке этого документа принимает АРУК.
Хотя иногда и высказывается недовольство по поводу законодательных основ, клининговые услуги тем не менее развиваются в правовом поле. Помимо пусть не во всем совершенного, но действующего национального стандарта, о котором мы уже говорили, обязательному выполнению подлежат требования СанПинов, законов о пожарной безопасности и охране окружающей среды. К сожалению, согласно действующему законодательству о техническом регулировании, стандарт на клининговые услуги носит рекомендательный характер. И тем не менее целый ряд добросовестных предпринимателей, заинтересованных в долгосрочном и успешном бизнесе, при подписании договоров с клиентами включает пункт о соответствии качества своих услуг требованиям национального стандарта. Такой шаг, с одной стороны, сразу повышает доверие к компании, а с другой — помогает в разрешении не предусмотренных договором или конфликтных ситуаций. К сожалению, наш свободный рынок пока находится на той стадии, на которой потребитель не всегда защищен от недобросовестного предпринимательства.
Другим способом повышения доверия клиента является добровольная сертификация услуг, которую проводит наш Центр, а также сертификация по системе менеджмента качества ISO. Такие сертификации подтверждают высокий профессиональный уровень исполнителей, поскольку, проводя сертификацию, мы обращаем внимание на применяемые технологии и средства, квалификацию работников и организацию их обучения, уровень владения технологиями, оформление допусков, выполнение санитарно-гигиенических требований и еще целый ряд аспектов. Справедливости ради отметим, что количество заинтересованных компаний пока невелико, что объясняется отсутствием серьезной конкуренции и недостаточной компетентностью потребителей.
Не только технический регламент
В ближайшее время на государственном уровне необходимо будет принять еще целый ряд актов, относящихся не только к клинингу, но тем не менее непосредственно его касающихся. Мы имеем в виду политику разумного протекционизма. Не секрет, что многие зарубежные клининговые компании открывают в России свои филиалы. Им помогают в успешном ведении бизнеса и наше традиционное преклонение перед Западом, и большой опыт, и уже давно разработанные технологии, и отработанная практика обучения персонала. Разумеется, никто не говорит о каком-либо ущемлении прав иностранных компаний, но при этом нужно создавать условия и для более активного развития национального клининга. С другой стороны, «дикий» рынок приводит к тому, что несколько наиболее крупных российских клининговых компаний, численность сотрудников которых уже составляет сегодня несколько тысяч, имеют тенденцию к установлению монополии, практически поделив между собой рынок. И это при том, что, по разным оценкам, рынок клининговых услуг только в москве, где ситуация наиболее оптимистична, реализован на 2-15%! В такой обстановке как федеральные, так и муниципальные власти должны создавать условия для нормальной конкуренции. К примеру, Департамент поддержки и развития малого бизнеса г. Москвы разработал систему, при которой добросовестным предпринимателям, разработавшим систему менеджмента качества, компенсируется часть затрат на ее создание.
Уборщик — это престижно
Другой немаловажной задачей государства является политика изменения национального менталитета в отношении целого ряда профессий, традиционно считающихся «непрестижными», но в связи с изменением условий труда и применяемой техники на практике изменивших свой статус. В сфере клининга к такого рода профессиям относится профессия уборщицы. Здесь опять упомянем АРУК, который занимается расширением и внесением давно назревших изменений в классификатор профессий. В клининговой компании это уже давно не женщина с тряпкой. Сегодня от уборщика требуются определенная профессиональная подготовка и навыки пользования уборочной техникой, профессиональными моющими средствами, знание основных гигиенических требований и техники безопасности. Соответственно, и зарплата в компаниях выше, чем в государственном секторе, который пока еще не уделяет должного внимания качественной уборке. А ведь это вопрос уважения к самим себе как к нации.
Повышение и престижности профессии, и квалификации уборщиков возможно путем создания на муниципальном уровне учебных центров, где обучение должно быть непременно бесплатным. В Москве такой центр подготовил около тысячи работников, но потом, видимо, из-за недостатка финансирования прекратил свое существование. А жаль, начинание было полезным.
В ближайшем будущем придется регламентировать и вопросы охраны труда. Пока что работодатель сам определяет и продолжительность рабочего дня, и уровень зарплаты. Использование, пусть и легальное, иностранной рабочей силы практически исключает защиту работников от возможного произвола работодателей.
Этой публикацией мы хотели бы начать наше сотрудничество в плане просвещения как клинеров, так и потребителей в области состояния отрасли и открыть дискуссию по самым актуальным проблемам.