Авторы: Юрий Рябичев, Николай Черезов, Антон Чурин, Вера Глебовская,
Журнал Cleaning №5, 2015 год
Возраст российского клининга недавно перевалил за двадцать пять лет. Это возраст полного совершеннолетия. Попробуем посмотреть, чего он достиг за это время и что его ждет. Период становления прошел, а вот будущее во многом зависит от самих клининговых компаний: сумеют ли они преодолеть трудности и стать авангардом в области чистоты или так и останутся на побегушках заказчиков.
Первая компания по уборке появилась в Эстонии в 1989 году, а сам клининг пришел к нам из Скандинавии. В 1990-м в России появилась компания «Ольва», в 1991-м – «Примекс». Но зачатки рынка начали формироваться в 1993–1994 годах. Именно в этот период появились «Ронова», которая стала впоследствии «кузницей кадров» для многих компаний и оказала большое влияние на то, как выглядит клининг сегодня, и «Чистый свет», который превратился в лидера рынка.
Первые клининговые компании специализировались в основном на разовых работах, уборке квартир, офисов иностранных компаний и самых продвинутых «лужковских» объектов. В процессе переговоров с новыми клиентами стояла важная задача – объяснить, что обозначает диковинное слово «клининг», которое путали с «клирингом».
Грянувший кризис 1998 года клинеры прошли безболезненно, рентабельность ежедневной уборки была больше 50%, не говоря уже о спецработах. В тот период на собеседования приходили недавно появившиеся «белые воротнички» – люди с высшим образованием. Контракты с клиентами заключались в у.е. (если кто-то помнит, то даже ценники в магазинах недолгое время были в у.е.). Грамотный персонал, гарантированный доход, рост рынка – все это способствовало стремительному росту самих компаний.
Пожалуй, наибольшее влияние на распространение клининга по всей стране оказал ретейл. Западные торговые сети принесли с собой и уже отработанную систему уборки и ухода за поверхностями. С одной стороны, это дало клинингу крупные заказы с возможностью последующего выхода в регионы, а с другой – заставило их осваивать и применять самые современные технологии. В последующие годы клининг шаг за шагом начал активно распространяться на коммерческую недвижимость самого широкого назначения. Как и во всех отраслях, период становления сопровождался быстрым появлением новых предприятий и таким же быстрым крахом некоторых из них. Сейчас уже мало кто помнит таких крупных игроков рынка нулевых годов, как «Энитель» или «Содексо». Ряд компаний перешли из категории лидеров в разряд середняков, продолжающих свою деятельность и сегодня, например «Абсолют Клининг» или «Москва». Сохраняют свои лидерские позиции и продолжают активно развиваться «Примекс», «Ронова», «Чистый свет», который преобразовался в группу компаний (ГК) «Фасиликом», и «Премьер сервис», ставший ГК «Корпус Групп». В группу лидеров вошли и несколько позже появившиеся «Кристанваль» и «ОМС». Все эти компании работают не только в столицах, они имеют свои подразделения в регионах. В перечне их услуг есть практически все возможные виды клининговых работ.
Но клининговый рынок в России, как и во всем мире, держится на средних и малых компаниях, особенно в регионах, где его становление шло своим путем. Да и отношение к появившимся столичным конкурентам было специфическим.
До начала очередного экономического кризиса 2009 года рынок клининга в России ежегодно рос на 30–40%. В основном это происходило за счет обслуживания введенных в эксплуатацию строительных объектов: торговых и бизнес-центров, медицинских учреждений, аэропортов. Во время кризиса российские клинеры продолжали расти за счет комплексов, контракты по которым были давно подписаны.
Развитие рынка привело, в свою очередь, к созданию профессиональных интернет-порталов.
По мере охвата все больших видов недвижимости рост рынка замедлялся, что привело к снижению рентабельности этого вида бизнеса. А тут еще и очередной кризис грянул. Своего апофеоза он достиг в 2015 году.
Образованные изначально по западному образу и подобию, клининговые компании попытались последовать и другому примеру: созданию ассоциаций, которые способствовали бы защите их интересов. С этой целью в 2000 году появилась Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК), а в 2002-м – Международная ассоциация компаний индустрии чистоты (МАКИЧ), каждая из которых в течение нескольких лет пыталась перетянуть одеяло на себя. В силу ряда обстоятельств в этом соревновании победила АРУК. Постепенно образовывались и региональные объединения, такие как Ассоциация предприятий индустрии чистоты Урало-Сибирского округа (распущена), Ассоциация контрактных клининговых компаний Поволжья, НП Ассоциация клининговых компаний Сочи и др.
К сожалению, несмотря на все усилия АРУК, добиться полноценного объединения клинингового сообщества пока не удается. Слишком велики инерционность и боязнь столичного диктата в регионах.
Однако сейчас мы подошли к очередному Рубикону, и чтобы его перейти, надо учитывать новые реалии. Проблем у клинеров всегда было много: уходили одни, приходили новые. У тех, кто вырос и выстоял за эти годы, масштаб задач также вырос в геометрической прогрессии. Особенно тяжело идет работа в регионах, не у всех хватает административных ресурсов на хорошее управление. Линейный персонал и даже менеджеры объектов плохо подготовлены, возникают кризисные ситуации, которые очерняют имя компании.
Многих подкашивает разобщенность. Когда нужно спросить совета, как поступить в той или иной ситуации, какое менеджерское решение принять, руководители компаний остаются один на один со своими проблемами и не хотят их обсуждать из боязни, что эта информация будет работать против них. Клининг остается неорганизованным как отрасль, процветает демпинг. И это имеет далеко идущие последствия. Банально не хватает средств на нормальное оснащение людей, на обучение, на обеспечение качества услуг. За деградацией отдельных игроков начинает падать и весь рынок.
Реальное объединение и сплоченность помогли бы отрасли пройти этот кризис с меньшими потерями. Это уже хорошо понимают руководители крупных компаний, которые больше не готовы послушно смотреть в рот заказчику, а в одиночку отстаивать свои интересы и права уже не могут.
Недавно была создана СРО АРУК, членство в которой предполагает, помимо прочего, помощь при взаимодействии как с заказчиками, так и с представителями властных структур в отстаивании своих интересов. Дело за малым: воплотить в жизнь лозунг «Клинеры всех регионов России, соединяйтесь!».