Из хаоса каким-то образом рождается порядок.
М.А. Булгаков. «Столица в облаках»
Начнем с краткого повторения того, что в последние два-три года бурно обсуждало всё активное клининговое сообщество.
Из истории ассоциаций российского клининга Идея создания некоего объединения клинеров возникла почти одновременно с появлением клининга в России. Проблемы были у всех приблизительно одинаковые, логично решать их совместно. Поскольку первые клининговые компании были с иностранным участием или просто иностранными, то зарубежный опыт тоже был известен: одна ассоциация с филиалами, объединяющая большинство клининговых компаний. Однако мы сразу пошли другим путем и создали две ассоциации: АРУК и МАКИЧ, каждая из которых тянула одеяло на себя. А еще были более мелкие игроки в регионах: Екатеринбуржская, Поволжская, Алтайская, Новосибирская и АРУК (СПб). Но что-то пошло не так: не потянулся народ. Первой приказала долго жить МАКИЧ, за ней последовали почти все регионалы. Из них в настоящее время работают только АКККП (Ассоциация контрактных клининговых компаний Поволжья) и АРУК СПб (Ассоциация российских уборочных компаний). В Москве продолжает действовать только СККР и теплится, постепенно сокращаясь, как шагреневая кожа, Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК) – не путать с СРО АРУК. Но в 2017 году, углядев свободную нишу, крупнейшие игроки клинингового рынка создали своеобразный клининговый Ротари-клуб под названием НАФО.
«И вот тогда из слез, из темноты, из бедного невежества былого» (Б. Ахмадулина) постепенно в ходе броуновского движения выкристаллизовалось СРО АКФО (Ассоциация клининговых и фасилити-операторов). Почему-то ни у кого не возник вопрос самого объединения клининга и фасилити. Как говорят сами фасилити-операторы, услуги по уборке оказываются по остаточному принципу. Клининг – падчерица фасилити. Но как бы то ни было, а объединение состоялось. Хотя состоялось ли? Большинство фасилити-операторов входят в строительные ассоциации, но законом не запрещено состоять в нескольких СРО. Пока не совсем ясно, что даст АКФО компаниям, оказывающим непосредственно фасилити-услуги.
Прошло около двух лет с момента начала деятельности АКФО и уже можно посмотреть, насколько реализовались или хотя бы начали реализовываться заявленные задачи. Краеугольным камнем, основной причиной создания СРО была проблема обеления клининговой отрасли, поскольку клининг из-за так называемой «оптимизации» привлек пристальное внимание ФНС. О мерах типа перезаключения сомнительных с точки зрения налогового законодательства договоров с заказчиками, вывода «на белый свет» нелегальных работников с серой зарплатой и соблюдения норм трудового законодательства тоже уже много говорилось. Что нужно, то нужно. Разумные вещи возражений не вызывают. И обеление, конечно же, началось, но не благодаря созданию СРО, а благодаря ФНС с ее программой АСК НДС. И обелением отрасли проблемы клининга отнюдь не исчерпываются.
Так что же и где же СРО АКФО?
На момент слияния СРО АРУК (Москва) с НАФО и вступления в новую структуру членов этих ассоциаций в СРО насчитывалось около 130 членов, в том числе некоторый процент составляли так называемые «дочки» таких крупных компаний, как «ОМС», «Ронова», «Фасиликом», «Ротекс», «Москва», «Примекс» и проч. Для привлечения новых членов была организована массированная атака на провинцию. Бригада агитаторов прокатилась «от Москвы до самых до окраин» с призывами вступать в СРО, которая будет им содействовать в развитии честного бизнеса и защищать от недобросовестных конкурентов. Для пущей убедительности недоверчивых провинциалов на собрания приглашались члены местных ассоциаций (если таковые существовали) и представители налоговых органов. Не будем считать чужие деньги (в данном случае это взносы членов СРО), неблагодарное это дело, но перелеты по стране и проживание в гостиницах, думается, влетели в копеечку. И это было бы не так важно, если бы не весьма плачевные результаты. Итак, как мы уже сказали, на момент регистрации СРО в ней насчитывалось около 130 членов. В настоящее время в списках, представленных на сайте, указана 171 компания (с учетом все тех же «дочек»). Стоило тратить с только времени, сил и средств ради 40 компаний? СРО АКФО сейчас представлено в 41 регионе и имеет 23 представительства и 18 представителей. N.B. Поляков Святослав Юрьевич представляет Ассоциацию в Чечне и Чувашии.
Конечно, СРО ведет определенную и важную работу, но мало кто об этом знает. В основном она связана с разработкой и утверждением ряда важных для клининговой отрасли положений. Увы, но основная масса клининговых компаний (далее – КК) не понимает, как это отразится на их деятельности. Тусовка чиновников от СРО с государственными органами их не интересует, а скорее раздражает. Выборочный телефонный опрос компаний, которые более или менее на слуху, показал, что большинству безразличны процессы на клининговом рынке, а крупные КК, являющиеся инициаторами создания АКФО, не пользуются авторитетом, так как считается, что именно по их вине в большей степени и создалась кризисная ситуация. В общем и целом складывается впечатление, что проведенные за два года мероприятия по пропаганде и агитации СРО АКФО больших результатов не дали.
«Почему – не наше дело,
Для чего – не нам судить».
(Б. Окуджава)
Обеление. Но не совсем. И не всегда
Изначально на общем собрании члены АКФО определили стоящие перед ними цели и задачи. С ними можно ознакомиться на сайте ассоциации. Были созданы Контрольный комитет, Дисциплинарная комиссия, Комитет по образованию и образовательной деятельности, Комитет по работе с госорганами, Комитет по работе с регионами.
Бросается в глаза, что ассоциация в первую очередь взяла на себя контролирующе-наказательную функцию, то есть превратилась в еще одну инстанцию, имеющую право наложения штрафов. И это помимо государственных органов, законодательно уполномоченных контролировать компании и взимать штрафы за различного рода нарушения. За что может штрафовать АКФО? За недобросовестную конкуренцию, а именно за демпинг. Факт недобросовестности устанавливает Дисциплинарная комиссия на основании соответствия цены договора разработанному СРО Стандарту СТО СРО АКФО 2.01–2019 «Методика расчета стоимости услуг (Калькуляция услуг)», который считается истиной в последней инстанции. Если по мнению Комитета договор содержит элементы недобросовестности, то он накладывает штрафные санкции. Контрольный комитет работает по следующей схеме: в случае обнаружения предполагаемого факта демпинга один член СРО может заявить о факте нарушения стандартов СРО другим членом СРО. При этом заявитель должен приложить ТЗ к тендеру (или тендерную документацию), расчет согласно калькуляции Стандарта СРО АКФО 2.01. И в случае, если цена «демпингера» (ответчика) будет ниже, чем покажет калькуляция, будет считаться, что факт первый выявлен. Далее контрольный комитет запрашивает у ответчика перечень документов, в том числе его калькуляцию и пояснения. Также в контрольном комитете назначается независимый эксперт, не являющийся его членом. За вознаграждение эксперт проверяет расчет на соответствие нормативам СРО, техзаданию. В случае необходимости эксперт имеет право выехать на объект по согласованию с ответчиком – при наличии пропускного режима либо без согласования – при свободной системе прохода на объект (например, в ТРЦ). Эксперт вправе проводить беседу с сотрудниками ответчика с целью выявления реальных размеров заработных плат, официального оформления, выявления фактического количества сотрудников в смену и гражданства сотрудников для распознавания суммы на взносы и НДФЛ. На основании полученных данных и экспертного заключения Контрольный комитет отправляет данное заключение ответчику и копию истцу. Ответчику дается по регламенту время на официальный ответ и возможность пересмотреть стоимость контракта, повысив его до реального значения или при отказе – уйти добровольно с объекта по собственному желанию и выплатить компенсационный штраф СРО. В случае если ответчик игнорирует данное решение как член СРО, то вопрос выносят на Дисциплинарную комиссию, где в диалоге с ответчиком решается вопрос о его исключении из СРО как не соблюдающего принципы подписанной хартии. Параллельно СРО АКФО письменно уведомляет заказчика о том, что победитель конкурса использовал подозрительно низкую цену, что СРО не гарантирует честный расчет с полноценной налоговой нагрузкой и предупреждает заказчика о возможных рисках в вопросе возмещения НДС по данному контракту в случае дальнейшей работы с данным победителем. По факту отчисления ответчика из СРО последняя обязана сообщить о данном факте в ЦА ФНС России. Мы видим, что фактически в этой процедуре заложены возможности просто откупиться. Но важно и другое. Нарушается основное право, данное нам законами РФ, – право на обжалование решения Комитета, так как в структуре СРО не предусмотрен механизм третейского суда или внутреннего арбитража.
В качестве еще одного примера деятельности АКФО приведем отчет об очередном заседании Дисциплинарной комиссии, которое состоялось 23 декабря 2019 года и на котором были рассмотрены дела членов ассоциации, не выполняющих требования нормативов и внутренних документов СРО. Из 17 рассмотренных дел трем компаниям, нарушившим норматив по налоговой нагрузке по итогам III квартала, предписано до конца декабря подать уточненную декларацию по НДС и выплатить штраф в размере 10 000 рублей. Штраф также наложен на трех членов ассоциации за регулярное нарушение сроков предоставления отчетов и еще на четырех – за неуплату членских взносов. Три компании направлены на аудит структуры выручки, а по двум в Правление СРО АКФО направлены рекомендации по исключению их из членов ассоциации.
Порядок проверки построен следующим образом: проверяют всех, поскольку это делается в автоматическом режиме, причем не только СРО, а еще и контрольным отделом ЦА ФНС. Существует список-светофор, где отмечены компании, которые, на взгляд ФНС, не соответствуют показателям налоговой нагрузки. Первый шаг делает СРО – запрашивает пояснения и в случае удовлетворения ответом СРО сообщает ФНС о легальности данного отклонения, приводя пояснения. Итак, по итогам данной проверки 10% членов АКФО не соответствовали показателям налоговой нагрузки, а ведь для вступления в СРО необходимо было подписать Хартию и следовать ее правилам. Что, ненадолго хватило запала? Ну, со штрафами более или менее разобрались: платите, и будет вам счастье.
Отраслевое законотворчество
Следующим наиболее очевидным достижением ассоциации является законотворческая деятельность. Согласно ст. 17 п. 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О саморегулируемых организациях», если иное не установлено федеральным законом, к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации относятся вопросы утверждения стандартов и правил саморегулируемой организации, внесения в них изменений. Там же приводится примерный список стандартов организации, относящихся к компетенции СРО. Исходя из этого списка, АКФО и создала часть своих стандартов. Вот их перечень:
• Стандарт основной. Система стандартизации АКФО;
• Стандарт СТО СРО АКФО 2.01–2019 «Методика расчета стоимости услуг (Калькуляция услуг)»;
• Стандарт СТО СРО АКФО 2.02–2019 «Минимальный размер заработной платы»;
• Стандарт СТО СРО АКФО 2.03–2019 «Максимальные нормы производительности»;
• Стандарт СТО СРО АКФО 2.04–2019 «Страхование ответственности при выполнении работ (услуг)»;
• Стандарт СТО СРО АКФО 2.05–2019 «Термины и определения (глоссарий)»;
• Норматив №1. Показатели налоговой нагрузки по клинингу;
• Норматив №2. Показатели налоговой нагрузки по технической эксплуатации.
На текущий момент в клининге действует 5 национальных ГОСТов:
1. ГОСТ Р 51870–2014 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Общие технические условия». (Введен в действие с 1 июля 2015 года);
2. ГОСТ Р 57582–2017 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Система оценки качества организаций профессиональной уборки». (Введен в действие 1 января 2018 года);
3. ГОСТ Р 57595–2017 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Термины и определения». (Введен в действие 1 марта 2018 года);
4. ГОСТ Р 58393–2019 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях». (Введен в действие с 1 октября 2019 года);
5. ГОСТ Р 58394–2019 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Уборка на промышленных предприятиях. (Введен в действие с 1 октября 2019 года).
Обычно в виде стандартов организаций оформляются типовые ситуации, которые после дальнейшей практической проверки и подтверждения своей важности служат основой для выпуска соответствующего ГОСТа. Здесь интересно отметить, что стандарты и правила СРО должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам, а не наоборот. Поэтому разработка стандарта СРО «Термины и определения…» при наличии ГОСТа вызывает недоумение. Неужто за пару лет в нашей отрасли появилось столько новых слов? Конечно, нет. Тем более что анализ этого документа показывает: в него включено всего 148 терминов из области клининга, в том числе 25 терминов, относящихся к экономике в целом, и 54 термина по инженерной эксплуатации зданий и сооружений. И главное: действие этого стандарта распространяется только на членов СРО.
Для справки: в 2013 году АРУК выпустила словарь «Термины и определения в клининге» (составитель Н.Л. Володин), включающий 567 понятий, используемых в клининговой отрасли. Этот словарь и послужил основой при разработке ГОСТа.
Думается, что все мы когда-нибудь да пользовались различного рода словарями и справочниками. Обычно они строятся по алфавиту, чтобы было легко найти нужное слово. Принцип построения рассматриваемого документа остается загадкой. Термины расположены как бог на душу положит, и для того, чтобы найти нужное понятие, придется просмотреть весь текст. 54 термина из области ФМ тоже не впечатляют. Похоже, разработчикам эта сфера деятельности не очень хорошо знакома. Можно обсуждать и другие стандарты СРО, но они, по крайней мере, не являются слабой пародией на уже введенные ГОСТы, а недостатки есть всегда и везде, ничто на свете не совершенно.
Члены и не члены
Как уже сказано, на сайте ассоциации приведен список из 171 члена. Там же есть информация о добросовестных фасилити-операторах. Их всего 131. А остальные? Если они члены СРО, то на дисциплинарной комиссии нужно было рассматривать деятельность не 17, а всех 40 компаний, а если речь не идет о членах АКФО, то какое вообще право имеет ассоциация публиковать негативную информацию, которая может нанести ущерб деловой репутации компании, не имеющей к ней никакого отношения? Если это способ заставлять организации вступать в ряды членов АКФО, то такие действия больше похожи на шантаж и вряд ли привлекут сторонников, скорее наоборот. Также на сайте можно увидеть список из 2975(!) компаний, участвующих в тендерах на оказание клининговых и фасилити-услуг, которые не предоставили в налоговые органы согласие на раскрытие показателей налоговой нагрузки (НДС, налоги на ФОТ), либо эти показатели свидетельствуют о допущенных нарушениях. Список называется «Реестр непрозрачного периметра». (Господи, спаси наш великий и могучий!) Вот что по этому поводу сказал руководитель одной из КК:
«Организация-лоббист "обеляющегося" клининга СРО АКФО помимо реестра «белый фм», в который входят в основном члены этой СРО, независимо от "оттенков серого", создала на своем сайте акфо.рф и некий антиреестр. В реестр "непрозрачного периметра" включили и огромное количество компаний, которых объединяет то, что они не являются членами этой ассоциации. Подается это под соусом того, что компании не предоставили согласие на раскрытие данных по выплатам налогов (внимание! – по нормативам выплат налогов). А значит это в переводе на простой язык следующее: есть ряд клининговых компаний, которые оптимизировали и продолжают оптимизировать налоги (НДС и НДФЛ), то есть не платят, пользуясь "схемами". Но поскольку налоговая продолжает давить, то были установлены некие отраслевые нормативы по вычетам НДС: вы оптимизируйте, но и меру знайте. Вот об этих "нормативах" и идет речь. Например, для клининга это 35%, а для эксплуатации – 50%. Учитывая то, что большую часть расходов составляет ФОТ, эти нормативы не полные. Но даже при этом некоторые клинеры успешно мимикрируют под эксплуатацию. Эти компании известны и нам, и рынку.
Серые и черные компании «обеляют» в рамках созданного АКФО, где постепенно они повышают степень обеления и выплат. Но до полной победы еще далеко, поскольку налогов много, а заказчики не готовы компенсировать эту борьбу. Браво АКФО, браво. Вы уж сначала обелите своих членов полностью, а не только НДС в рамках "нормативов", а потом ведите реестры. Или я не прав, собратья по рынку?
P.S. Кто такая СРО АКФО, чтобы вести непрозрачные реестры? У нее функции ФНС России? Нет. Другие участники рынка обязаны им предоставлять свои данные? Нет. Эти "нормативы" являются обязательными для рынка? Нет. Более того, они недотягивают до реально белых показателей. Тогда почему компании, которые уже многие годы с самого основания являются честными налогоплательщиками, должны оправдываться перед ассоциацией тех, кто только пытается "обелиться"?».
Так нужна ли нам ассоциация?
Не хотелось бы создать у читателей впечатление, что мы выступаем против СРО АКФО. Часть полезной и нужной работы скрыта от глаз широкой публики. Это рутинная и неинтересная с показательной точки зрения деятельность. Есть среди членов ассоциации и истинные подвижники, интерес которых – в реальном развитии клининга в стране. Их немного, но они есть. Именно для них хочется привести результаты опроса, которые проводил журнал «Клининг». Думается, им интересно будет узнать, чего на самом деле ждут КК от объединения, а из этого автоматически следует вывод, почему данная ассоциация не пользуется популярностью.
1. Построение опроса
Опрос проводился методом анкетирования. Уже не первый опыт проведения различных опросов подтвердил тот факт, что анкета должна быть максимально простой и содержать такие вопросы, на которые можно отвечать «Да/Нет» или помечать нужную строку. Мы разделили анкету на 4 основных блока:
– Общая экономическая оценка ситуации в клининге.
– Отношение к обелению бизнеса.
– Отношение к ассоциациям.
– Ожидания КК.
С учетом некоторой деликатности вопроса анкетирование было анонимным, что дало возможность оценить реальное отношение клининговых компаний к ситуации на рынке.
N.B. Опрашивались только руководители клининговых компаний.
2. Результаты анкетирования
В первом блоке вопросов респонденты высказывали свое мнение об общей экономической ситуации. Оказалось, что 64% процента опрошенных считают, что клининг переживает кризис, но он вызван общеэкономическими процессами, происходящими в стране. 26% считают, что кризис присущ только клининговой отрасли, а 14% полагают, что никакого кризиса нет, а есть неумение вести бизнес. Второй блок вопросов относился к переходу на белый бизнес. Здесь выяснилось, что 63% опрошенных в принципе готовы отказаться от серых схем, а 32% такой возможности не видят. При этом, чтобы выиграть торги или сохранить уже действующий договор, 21% пойдёт на демпинг, 30% прибегнут к «оптимизации» налогов, а 56% всё же готовы отказаться от сомнительного договора. Как мы уже знаем, ряд компаний, подписавших хартии, обязаны вести честный бизнес, но не только они. Те, кто не присоединились ни к какой ассоциации, тоже хотят заплатить налоги и спать спокойно. А что они сделают, если узнают, что их конкурент нечестно выиграл тендер? 35% ничего не будут делать, 26% сообщат об этом в ФНС, 18% проинформируют ассоциацию или прибегнут к услугам СМИ, а 28% просто распустят слухи по «сарафанному» радио.
Третий блок вопросов был посвящен нашим отраслевым ассоциациям. Дала какие-нибудь результаты их бурная деятельность, детально освещенная на различных информационных ресурсах? Всего 8% респондентов считают, что никаких ассоциаций нам не нужно вообще. Абсолютное же большинство уверено в их необходимости, при этом 54% считают, что это должна быть единая ассоциация с региональными подразделениями, а 33% полагают, что в каждом регионе должна быть своя ассоциация, учитывающая региональную специфику. И только 5% не смогли определить свою позицию. 74% участников опроса готовы вступить в какую-либо ассоциацию, и только 18% считают это ненужной затеей.
В цифрах картина получается вполне радужная. Но при ответе на уточняющие вопросы ситуация несколько меняется. Те, кто в принципе хотел бы вступить в какое-либо сообщество, готовы сделать это только на определенных условиях, то есть в том случае, если это членство будет для них поддержкой и помощью в ведении бизнеса. Так, 40% опрошенных считают, что ассоциация сможет повлиять на заказчика в случае поощрения им демпинга или серых схем, а 37% полагают, что ассоциации здесь бессильны и нужны иные меры воздействия. 14% придерживаются мнения, что профессиональные объединения сейчас ничего сделать не могут, но в принципе должны. К хартиям тоже отношение неоднозначное. По мнению 35% респондентов хартии носят чисто декларативный характер; 10% считают, что они только спровоцируют налоговые проверки; 12% полагают, что их подписание еще больше усугубит недобросовестную конкуренцию; но 42% всё же являются оптимистами и надеются, что подписание хартии окажет дисциплинирующее воздействие. Однако таких оптимистов оказалось меньше половины опрошенных.
Как сказано выше, 74% респондентов готовы вступить в ассоциацию, но в том случае, если это им что-то даст.
Четвертый блок уточнял что, по их мнению, должна делать ассоциация:
– разрабатывать нормативные документы – 61%;
– проводить обучение – 63%;
– оказывать консультационные услуги – 60%;
– проводить сертификацию – 53%;
– вести юридическое сопровождение конфликтных ситуаций – 51%;
– оказывать материальную поддержку – 18%;
– работать с местными органами власти – 54%.
Составляя эту часть анкеты, которая относится к направлениям деятельности ассоциации, мы не изобретали велосипед, а частично использовали зарубежные источники, то есть включили те виды услуг, которые оказывают своим членам иностранные ассоциации.
Как жить дальше?
Да просто начать реально помогать тем, кто работает «на земле», с учетом их ожиданий (см. четвертый блок опроса). А какие услуги реально предлагают ныне действующие ассоциации? В лучшем случае сертификацию и потенциальное обучение, которое дорого стоит и поэтому объявленные курсы зачастую просто не набирают необходимую для окупаемости аудиторию. Итак, мы приходим к тому, что, вступая в ассоциацию, клининговая компания должна подписать хартию, взять обязательства законопослушания, оплачивать вступительный и членские взносы и… И всё? Вот и получается, что конкретной помощи ни самим клининговым компаниям, ни ее работникам сегодня ждать неоткуда. Приведем свежий конкретный пример: работник одной клининговой компании обратился в некую ассоциацию с жалобой на неуплату заработной платы. Проблема не в том, что ассоциация смогла или не смогла ему помочь, проблема в том, что она даже не прореагировала на эту жалобу. Вот, казалось бы, недобросовестное ведение бизнеса! Зафиксированы и случаи, когда подписанты хартии продолжают демпинговать, да и другие некрасивые деяния членов ассоциаций имеют место быть. Как в любом тесном профессиональном сообществе, все эти факты мгновенно становятся известны.
Обеление отрасли – это только часть, хотя и очень важная, в работе СРО АКФО. От ассоциации ждут другого. Если же вся активность ограничится обелением и разработкой стандартов, позволяющих наращивать количество поводов для штрафов и наказаний, то песня будет недолгой. А жаль. Идея-то хорошая.
Комментарий
Михаил Харламов, руководитель КСО СРО АКФО
Мне бы не хотелось, чтобы у читателей сложилось мнение о деятельности СРО по статье только одного автора. Постараюсь рассказать, что сделано и что делается. Отмечу, что моя компания давно является членом различных ассоциаций.
Как создавалась СРО АКФО
Для чего нужна ассоциация? На мой взгляд, для консолидации участников рынка отрасли, для выработки единых правил и нормативов, которые основываются на государственных нормативах и стандартах, но не ограничиваются ими. За десятилетие появившимися у нас в стране клининговых ассоциаций многое не было реализовано. Одна из главных причин – не было в этих ассоциациях главных и крупнейших игроков рынка. Было объединение мелких компаний, каждая из которых требовала что-то от ассоциации за свои небольшие членские взносы: помощь в обучении, помощь в переговорах с поставщиками о скидках, юридическая помощь и консультирование, помощь в тендерах и лоббирование общих интересов на различных уровнях. Но не это главные задачи ассоциации в период становления отрасли. Поэтому и назрела необходимость сильной ассоциации – о чем и договорились СРО АРУК и НАФО, объединившись в единую организацию 25 января 2019 года с общими целями: определить вектор направления развития отрасли, помочь государству навести порядок в вопросах взаимодействия заказчика и исполнителя, исключить демпинг на рынке ФМ-услуг и в диалоге участников профессионального объединения с государством определить экономические показатели отрасли для прозрачного ценообразования. Это первичные задачи, без которых остальные не будут решены.
Долгие годы ведущие ассоциации по одному стучались в различные кабинеты чиновников и пытались рассказать, что есть такая сфера деятельности, как клининг. Но государство никак не могло определить, в какой сектор деятельности наш рынок можно отнести: ЖКХ или торговля. И ассоциации, представляющие малый бизнес, выслушивали, но не находили, возможно, времени уделить должное внимание и отправляли из кабинета в кабинет. А когда пришла ассоциация, которая объединила крупнейших игроков рынка и показала свой суммарный годовой оборот, государство это заметило. Для любого государства бюджет очень важен, а объединенная ассоциация с многомиллиардным оборотом может влиять на экономику страны своим прозрачным налогообложением. И начался диалог, подробный, продуктивный с ФНС, ФАС, Минфином, Минпромторгом, Минэкономразвития, МВД, прокуратурой. Большую помощь в этом диалоге оказали Опора России, «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата, РСПП, Корпорация МСП и другие общественные объединения и организации. Да, на выстраивание этого диалога было потрачено больше 20 лет, но без этой подготовительной работы, возможно, и не было бы того, что мы получили сейчас. Нужно помнить, кто почти двадцать лет назад начал тратить свое время и свои средства на выстраивание диалога с государством.
Что уже сделано всего за год
За год работы СРО АКФО:
– выстроен продуктивный диалог с представителями государственных органов власти
– назначены кураторы с АКФО в большинстве госучреждений;
– создан совместный с ФНС инфопортал «белыйфм». С сентября 2019 года наличие в реестре 2белыйфм» было признано некоторыми заказчиками и добавлено в конкурсную документацию как один из критериев добропорядочности исполнителя;
– разработаны нормативы ассоциации по налоговой нагрузке (причем не только по НДС, но и по взносам в фонды с ФОТ), по минимальным размерам оплаты труда в отрасли, по максимальным нормативам выработки, стандарты и правила;
– открыты представительства в регионах, выстраивается система работы по региональным представительствам;
– выстроен диалог и взаимодействие региональных представителей с местными региональными УФНС.
СРО АКФО защищает интересы каждого участника ассоциации, подписавшего хартию (это условие вступления в ассоциацию) и начавшего выполнять взятые обязательства с момента подписания хартии. В течение года в СРО проводится трудоемкая работа с членами ассоциации по выводу на заданные нормативы налоговой нагрузки. Если в начале пути это был всем понятный показатель вычета НДС и был очевиден отток участников рынка на УСН (чтобы не сталкиваться с претензиями по вычетам по НДС в цепочках участников сделки), то во втором квартале 2019 года был предложен показатель налоговой нагрузки на фонд оплаты труда (за основу расчета взяты взносы в фонды с заработной платы). Учитывая, что не менее 60% в сфере ФМ-услуг, а тем более в клининге занимает ФОТ, можно понять, как сложно было рассчитать показатели, а тем более согласовать эти показатели и динамику их изменений правлением СРО. Но мы это уже приняли с третьего квартала 2019 года. Но разработать, принять Правлением – этого бывает недостаточно для того, чтобы на это обратили внимание со стороны государства. Нужно еще провести экономические исследования специализированным государственным институтом, который даст заключение по данным показателям и либо их подтвердит, либо рассчитает новые. Это также выполнено.
Немного о нормативах и стандартах
Для чего вводить нормативы по минимальным размерам оплаты труда, если есть регуляторы со стороны государства? Отраслевые заработные платы, на которые ссылаются зарплатные комиссии ИФНС, чаще всего не соответствуют действительности, и в каждой инспекции они бывают от 36 до 90 тысяч рублей, потому как ссылаются на разные источники. Мы не предлагаем ориентироваться на наши нормативы как на последнюю и точную инстанцию. Мы разрабатываем в первую очередь нормативную внутриорганизационную документацию – правила игры для членов ассоциации. Не менее 80% игроков рынка сейчас либо не оформляют персонал в штат (кто полностью, а кто частично), либо оформляют сотрудников на МРОТ. Мы с самого начала работы в ассоциации выделили несколько регионов и городов, где МРОТ не может являться показателем рыночной заработной платы и является одним из элементов демпинга. Мы при нашем комитете создали группу экспертов из различных компаний –членов СРО. На общем собрании членов СРО АКФО мы приглашали работать в данной группе всех желающих совместно трудиться над выстраиванием рынка. Отозвались немногие, буквально единицы. Многим удобнее со стороны наблюдать и потом критиковать. А те, кто согласился совместно работать, предоставили данные по регионам, где они представлены. Мы высчитали минимальную часовую ставку, определили данный показатель для семи городов и регионов (на сегодняшний день уже их в данном нормативе 17). Данный норматив (стандарт 2) обязателен для членов СРО АКФО при расчете. И встал вопрос: как считать? Отвечая на этот вопрос, мы решили утвердить форму калькуляции с максимальным количеством факторов, влияющих на ценообразование. Ввели понятие минимального показателя накладных и прибыли, ниже значений которого члены ассоциации опускаться при расчетах не должны. Так появился стандарт 1 – Методика расчета стоимости услуг. Калькуляция услуг. Почему стандарт? Потому как с юридической стороны методика – документ, не обязательный к соблюдению членами объединения, а стандарт – обязательный. И уже за несоблюдение стандарта можно наказывать и влиять на нарушителя. По этой причине прошу не путать Стандарты ассоциации с Государственными стандартами по клинингу.
Норматив «Максимальные нормы производительности» введен для понимания, как поступать членам ассоциации при расчетах объектов, где в ТЗ не указано количество персонала. Разные компании могли использовать различные нормативы – вплоть до 350 кв. м в час по комплексной уборке офисных помещений, поясняя это новаторством и ноу-хау. Чтобы избежать манипуляций при расчетах в данной ситуации, мы доработали нормативы, существующие в НАФО, и приняли стандарт 3. Как появился стандарт 4 – Страхование ответственности при выполнении работ (услуг)? В какой-то момент, столкнувшись с информацией, что СРО по закону несет страховую ответственность за своих членов в рамках, оговоренных законом, мы стали просчитывать возможные риски. Членские взносы многих компаний могут оказаться не соразмерными с возможным причиненным ими ущербом. Поэтому встал вопрос об обязательном наличии полиса страхования гражданской ответственности при выполнении работ не только своих, но и привлекаемых подрядчиков. Данный стандарт оговаривает размеры страховых премий, в том числе по одному страховому случаю, и также является обязательным для всех членов СРО АКФО. Исходя из вышесказанного все 4 принятых стандарта и 2 норматива налоговой нагрузки для клининга и техэксплуатации являются обязательным условием для каждого члена ассоциации. СРО обязана по закону проводить проверку, в том числе внеплановую, своих членов – на соответствие данным показателям в том числе.
Стандарт 5. «Термины и определения. Глоссарий». Автор предыдущей статьи указала на него как на вызывающий вопросы. Поясню необходимость его появления. Многие термины, которые мы использовали в четырех предыдущих стандартах и нормативах, так же как и в решениях правления, нужно утвердить и пояснить. Для этого юридически предусмотрен термин «глоссарий». Мы с экспертной группой обсуждали, что сейчас вносим самое необходимое, так как термины и определения в клининге уже были опубликованы СРО АРУК в справочнике под редакцией Н.Л. Володина. В 2020 году, по планам нашего комитета, мы предполагаем начать работу с существующими учебными центрами, имеющими лицензию на образовательную деятельность. Учитывая, что в переговорах на различных уровнях по ФЗ. 44 и 223 в области закупок ФМ услуг часто упоминается необходимость категорирования компаний как элемента оценки их профессионализма, что указано в ГОСТах по клинингу, вопрос о профессиональном образовании в клининге нужно ставить уже в ближайшее время. Один из факторов соответствия категории – наличие обученного линейного персонала (при наличии подтверждающих документов государственного образца). Получить лицензию может и сама компания, если обладает такими возможностями. Но подавляющее большинство компаний такой возможности не имеют. И им на помощь могут прийти уже существующие 4 учебных центра в России – в Екатеринбурге (1), Москве (2), Санкт-Петербурге (1). Возможно, появится и еще какой-то учебный центр в других регионах с лицензией на образовательную деятельность именно по рабочим профессиям ФМ-услуг. И вот тогда мы начнем согласовывать учебные программы, сверять их с принятыми терминами и определениями и дополнять глоссарий (стандарт 5).
Если вы на сайте АКФО внимательно изучите решения правления и заседания КСО АКФО, то найдете формулировку: «Любой член ассоциации может направить запрос о внесении изменений / дополнений в существующие стандарты и нормативы, как и на разработку дополнительного внутриорганизационного документа». Иными словами, мы не карающий орган, а созидающий – в первую очередь. Наш комитет нуждается в экспертах, профессионалах своего дела. Которые готовы не столько критиковать все вокруг, а начать самим что-то менять вокруг себя. Ваше право считать ваши знания и опыт вашим достоянием. Но обмен опытом и открытый диалог приводят к прогрессу отрасли, а не к застою и личностному перегоранию внутри своей ячейки.
Наши задачи
Задачи перед СРО АКФО – это не только помощь в обелении отрасли. Это и участие в разработке нормативных актов, внесение изменений в ФЗ 44 и 223 именно по вопросам закупки ФМ-услуг. Это профессиональное обучение. Это разработка ПО и внедрение автоматизации в ФМ-услуги. Это помощь участникам ассоциации в диалоге с заказчиками и государством. Не исключается и юридическая поддержка участников – при соответствующем запросе от игроков рынка данный вопрос быстро реализуется. У нас есть уже опыт работы с аудиторскими компаниями, причем с фиксированными ценами для участников СРО АКФО, которые минимум в 2 раза ниже рыночных. По такой же схеме может быть выстроена и работа с производителями материалов и химических средств, оборудования для уборки. СРО АКФО гарантирует минимальный объем закупки участнику программы со стороны производителей, а тот дает максимальную скидку каждому участнику со стороны исполнителей работ (услуг). Мы – организация, созданная компаниями ФМ-услуг не как коммерческая, а как отраслевая некоммерческая. Объединяющая. Мы открыты к диалогу с любыми желающими начать сотрудничать.