1

3
5
4
6
9
10
2
дударь
Клининговые услуги в Москве

Автор: Лариса КОРЖНЕВА,
заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы.
Журнал Cleaning №5, 2008 год

Оказание услуг по профессиональной уборке является одной из важнейших составляющих бытового обслуживания населения. Сфера услуг по профессиональной уборке помещений (или клининговых услуг) как отдельное направление существует в Москве более 15 лет. На сегодняшний день на московском рынке успешно работают около 400 клининговых компаний, как крупных – численностью от 500 человек, так и предприятий малого бизнеса численностью до 100 человек.

Характеристика рынка клининговых услуг в Москве

Темпы развития клининговых услуг в Москве достаточно высоки. Развитию клининговых услуг способствует строительство многочисленных офисных зданий и сооружений, требующих профессионального подхода к уборке.

Спектр предоставляемых компаниями услуг разнообразен и постоянно расширяется:

  • комплексная уборка зданий и территорий;
  • комплексная уборка помещений, в том числе после проведения строительных работ и ремонта;
  • обработка всех видов поверхностей, в том числе восстановление и защита поверхностей из мрамора, гранита, натуральных и искусственных камней, циклевка паркета;
  • мойка окон, витражей и фасадов зданий, в том числе методом промышленного альпинизма;
  • утепление оконных рам;
  • чистка напольных и ковровых покрытий, мягкой мебели, жалюзи;
  • прокат и обработка грязезащитных напольных покрытий;
  • уборка территорий, вывоз и утилизация мусора и др.

Клининговые компании осуществляют комплексную уборку в крупных торговых центрах, офисах, аэропортах, складских терминалах, вокзалах, автосалонах, гостиницах, ресторанах и др. Состояние этих объектов – яркое свидетельство преимуществ профессиональной уборки.

Компании выполняют работы по благоустройству и озеленению территорий, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и мусора, снега, дезинсекции и дератизации, ландшафтные работы и др.

Ряд фирм оказывают специализированные виды услуг и осуществляют:

  • разработку и внедрение систем грязезащиты, чистку и прокат пылепоглощающих напольных покрытий;
  • уборку помещений крупных объектов после строительства и капитального ремонта;
  • уборку снега и наледи с крыш, выполняемую группами альпинистов, и др.

Около 40% фирм наряду с оказанием клининговых услуг реализуют уборочный инвентарь, моющие и чистящие средства.

Многие крупные компании осуществляют эксплуатацию и комплексное обслуживание объектов недвижимости, в том числе многоквартирных домов по договорам с товариществами собственников жилья.

Задача клининговых компаний – более активное развитие услуг по уборке подъездов жилых домов и прилегающих территорий муниципального сектора, так как достойное состояние наших подъездов и дворовых территорий является одной из серьезнейших городских проблем. Необходимо также развивать услуги по профессиональной уборке в учреждениях здравоохранения и образования.

Несмотря на относительно молодой возраст клининговых услуг, опыт их существования на столичном рынке доказал, что использование современных технологий профессиональной уборки способствует не только обеспечению высокого уровня чистоты, улучшению экологического состояния помещений, но и экономии средств за счет уменьшения количества ремонтов; в частности, срок службы напольных покрытий увеличивается в 2-5 раз.

В Москве оказание услуг по профессиональной уборке помещений осуществляется на высоком уровне с применением самого современного оборудования, уборочного инвентаря и моющих средств. Однако, отмечая расширение рынка услуг по профессиональной уборке в столичных организациях, приходится констатировать значительное отставание московского рынка от европейского. В первую очередь это вызвано тем, что услуги по профессиональной уборке помещений и зданий не являются традиционными для России. В Москве значительная часть руководителей крупных учреждений имеет недостаточное представление о преимуществах профессиональной уборки и технологиях защиты помещений.

В своей коммерческой деятельности клининговые компании ориентируются на осуществление долгосрочных перспективных проектов не только в Москве, но и в Московской области, регионах России и ближнем зарубежье. Ряд компаний занимается развитием комплексного обслуживания в регионах, в том числе на основе франчайзинга.

В своей деятельности клининговые компании руководствуются санитарными нормами содержания помещений, национальными стандартами – ГОСТ Р 51870-2002, ГОСТ Р ИСО 9001-2001, в которых определены основные требования к качеству уборки, применяемым химикатам и расходным материалам, требования безопасности, охраны окружающей среды.

В целях повышения уровня обслуживания, предоставления потребителям информации об уровне услуг в 2005 году в Москве внедрена Региональная система добровольной сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере оказания бытовых услуг, шесть клининговых компаний получили сертификаты Высшей категории качества («Ай Кью Менеджмент», ЗАО «Примекс», ООО «Энитель», ООО «Клининговая компания «Версаль», ООО «Альфа- Сервис», ЗАО «Строительное управление Лесопаркового хозяйства»).

Для решения общих задач компании по профессиональной уборке объединяются в ассоциации. На столичном рынке их две: Ассоциация русских уборочных компаний и Международная ассоциация компаний индустрии чистоты.

Подготовка кадров

Рост спроса на услуги клининга, появление новых рабочих мест требуют подготовки рабочих кадров. В целях решения этой задачи, в рамках реализации межправительственного соглашения о сотрудничестве между Москвой и Берлином, Ассоциацией русских уборочных компаний, ЗАО «Примекс» совместно с немецкими и финскими компаниями открыт Международный учебный центр по клинингу, осуществляющий подготовку технического персонала и менеджеров для клининговых компаний. В течение месяца в центре могут пройти обучение до 100 человек.

Подготовку и повышение квалификации специалистов по профессиональной уборке активно проводят и в собственных учебных центрах фирмы – ООО УПЦ «Клининг Мастер», ООО «Радник Холдинг», ЗАО «Примекс», компания «TRB», Группа компаний «Ирис» и др. Подготовку специалистов по промышленному альпинизму осуществляет Государственный учебный центр «Профессионал».

По инициативе и при поддержке Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы в 2007 году на базе ГОУ СПО «Колледж индустрии гостеприимства и менеджмента №23» при содействии клининговых компаний ЗАО «Примэкс» и ООО «Минитекс Клин Трейд» организована группа учащихся по специальности «Оператор уборочных машин». В 2008 году будет обучено 36 человек.

Привлечению рабочих кадров и повышению престижа профессии также способствуют проводимые конкурсы профессионального мастерства по профессии «Уборщик производственных и служебных помещений».

Конкурсы проводятся ежегодно в рамках международных специализированных выставок «Индустрия чистоты».

В 2007 году Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы №254-ПП/5-18Г в рамках городского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера» был проведен конкурс по профессии «Уборщик производственных и служебных помещений (мастер профессиональной уборки)».

Клининговые компании активно участвуют в городских социальных программах Правительства Москвы, вносят значительный вклад в оказание благотворительных услуг малообеспеченным и льготным категориям граждан, в том числе осуществляют:

  • проведение бесплатных работ к празднованию Дней Победы в Великой Отечественной войне по уборке квартир и помещений советов ветеранов, благоустройству дворовых территорий, близлежащих скверов и т.д.;
  • высадку зеленых насаждений на территориях больниц и уборку прилегающих к ним территорий;
  • передачу безвозмездных средств детским реабилитационным центрам, детским домам, детским лагерям, библиотекам и др.

Серьезную поддержку клининговым компаниям по расширению деятельности и заключению взаимовыгодных контрактов оказывает проведение ежегодной Международной специализированной выставки «Индустрия чистоты». В 2008 году в выставке примут участие более 130 компаний из регионов России и зарубежных стран.

Выставки проходят под патрона- том Правительства Москвы.

В 2008 году в рамках выставки будут проведены конференция, семинары, круглые столы, презентации, способствующие популяризации профессии, конкурс профессионального мастерства «Лучший мастер профессиональной уборки – 2008», мастер-классы.

В связи с проведением Года семьи будет организована благотворительная акция помощи малообеспеченным семьям и семьям, воспитывающим детей-сирот.

Для развития в Москве клининговых услуг имеется значительный потенциал. Одной из главных задач является расширение рынка услуг по профессиональной уборке и внедрение новых видов услуг населению.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction