Автор: Борис ЖУРАВЛЕВ,
генеральный директор «Б.Ю.РО Консультант».
Журнал Cleaning №3, 2008 год
Из статьи в статью в самых разнообразных изданиях материалы, посвященные клинингу, начинаются с шаблонной фразы «клининг в России находится в стадии становления». Это же клише можно отнести и к консалтингу в клининге, с той лишь разницей, что консалтинг пока даже не в стадии становления, а в стадии зарождения.
Те немногочисленные консалтинговые компании, которые существуют сегодня на рынке, в основном образованы ушедшими из крупных клининговых компаний топ-менеджерами, которые пытаются создать собственный бизнес, реализовывая и продавая свои знания, как правило, в регионах. В перечень услуг таких консалтеров обычно входят: организация подготовки и обучения персонала, помощь в создании клининговой компании, обучение технологиям уборки и обслуживания различных поверхностей. Для зародыша этого, может, и достаточно. На самом же деле задачи консалтинга в клининге намного шире.
Прежде всего определим коротко задачу любого бизнеса: это получение максимальной прибыли от выбранного рода деятельности. Если первоначально под этим понималось расширение видов услуг или увеличение объема продаж и количества клиентов, то со временем пришло понимание, что необходимо добиваться снижения затрат путем их оптимизации, что породило появление на свет понятия «аутсорсинг», т.е. передача на сторону непрофильных видов деятельности. Уборка помещений одной из первых оказалась в списке непрофильных видов работ. Так и зародился клининг как отдельный самостоятельный вид бизнеса.
Появление консалтинга
Пока рынок клининговых услуг развивался стихийно и ни о какой конкуренции и речи не было, не было и необходимости в консалтинге.
Консалтинг (от англ. сonsulting, консультирование) — вид профессиональных услуг (как правило, платных), предоставляемых корпоративным клиентам, заинтересованным в оптимизации своего бизнеса. В общем случае консалтинговая деятельность включает анализ бизнес-процессов клиента, обоснование перспектив развития и использования научно- технических, организационных и экономических инноваций с учетом предметной области и особенностей бизнеса клиента.
Появление конкурентов, с одной стороны, и высокий уровень инфляции, приводящий к неизбежному повышению стоимости клининговых услуг, к которому потребители не всегда готовы, с другой — заставляют клинеров искать пути снижения себестоимости своей деятельности. Вот тут на сцену и выходят консалтинговые компании.
Для чего клинерам консалтинг
Итак, какую же помощь могут оказать консалтинговые компании клинингу? Прежде всего разделим деятельность консалтинга на два основных направления: услуги, оказываемые клининговым компаниям, и услуги, оказываемые потребителям клининговых услуг.
Для клининговых компаний консалтинг выполняет следующие виды работ:
- построение или оптимизация системы управления;
- организация или оптимизация производственного процесса оказания клининговых услуг;
- организация или оптимизация процесса продаж клининговых услуг.
Для потребителей клининговых услуг консалтинг необходим, чтобы провести:
- аудит цены клининговых услуг;
- аудит процесса оказания клининговых услуг;
- организацию производственного процесса оказания клининговых услуг.
Конечной целью этих работ является правильная оценка тендерных предложений с последующим построением нормальных партнерских отношений с выбранной клининговой компанией. Как мы уже отметили ранее, неразвитость рынка клининговых услуг и недостаточная конкуренция приводят сегодня к тому, что заказчик чаще всего осуществляет свой выбор клининговой компании не на основании научного анализа тендерных предложений, а на основании перечня клиентов, которых эта компания уже обслуживает, то есть чем больше и чем «именитее» клиенты, тем больше у клинера шансов выиграть тендер. Именно в этом направлении сейчас и развивается внутрирыночная борьба. Однако объективные законы развития отрасли все равно приведут к пониманию необходимости обращения клининговых компаний к профессиональному консалтингу для более эффективного решения вопросов управленческой, экономической, финансовой и инвестиционной деятельности, а также стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, исследования и прогнозирования рынка сбыта, движения цен и т.д.
Сегодняшние реалии
Но все это наступит после полноценного формирования и насыщения рынка клининговых услуг. А пока консалтинговые компании должны учитывать ряд особенностей российского бизнеса в целом, где властвуют межличностные связи и действует неэкономический, нерыночный образ мышления. Сегодня любой консалтинг в России — это усилия, направленные на адаптацию российского бизнеса, российских деловых людей (от хозяев и топ-менеджеров до рядовых работников) к реалиям рыночной экономики. Вот и приходится не столько учить людей чему-либо конкретному, а прежде всего прививать систему ценностей рыночной среды, учить азам ведения дела и всех его составляющих: маркетингу, управлению услугами (товаром), риск-менеджменту и пр. Если не сделать людей синтонными, «живущими на одной волне», то никакой прикладной консалтинг не даст желаемого результата. В силу переходного периода нашей страны к рыночной экономике и особенностей российского менталитета консалтинг в России всегда будет иметь свои неповторимые очертания. Консалтинг в России — это всегда будет другая модель, отличающаяся от западной.