Автор: А. ПРАВДИН,
независимый эксперт,
Журнал Cleaning №1, 2017 год
КОРРУПЦИЯ (от. лат. corruptio – подкуп) – общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц*.
В последнее время ведется много разговоров о том, как лучше минимизировать затраты клининговой компании на свой вид деятельности. Связано это в первую очередь с экономической ситуацией на клининговом рынке, хотя снижение затрат и повышение прибыли – это каждодневная забота грамотного бизнеса. Кто-то предлагает применять новые виды техники, покупать более дешевые средства уборки и расходные материалы, а также сокращать персонал и много-много всего. Однако руководство крупных компаний даже и представить себе не может, почему подчас компания терпит убытки и сколько и как уходит из компании, из-под самого носа.
Я знаю очень много добросовестных и честных людей, работающих в клининговых компаниях, на которых держится имидж и успех фирмы. Именно поэтому хочется их предостеречь и довести до них информацию, которая в дальнейшем даст возможность лучше понять, что может происходить в их компании и как их подчиненные могут воровать. Все приводимые ниже примеры взяты из практики.
Рассмотрим обычный штат компании по возрастающей.
1. Оператор и уборщица.
Одна крупная компания лишилась большого контракта «благодаря» предприимчивости своих операторов. Вот что произошло. Для дорогостоящих поломоечных машин по требованию заказчика было приобретено высококачественное зарубежное моющее средство, подобранное добросовестными технологами для конкретного типа пола. Однако вскоре начали возникать различные проблемы. То начала выходить из строя техника, хотя на других объектах никаких проблем не было. То на полах образовывалась скользкая пленка. Рекламации следовали одна за другой, клинеры засыпали поставщиков техники и химии жалобами. Пришлось вмешаться инженеру от продавца техники. Разобрав неработающую машину, он обнаружил, что шланг подачи моющего средства забит каким-то уже застывшим веществом. Оказалось, что предприимчивые уборщики покупали отечественное хозяйственное мыло, натирали его на терке и готовили раствор, который и заливали в поломоечную машину, а дорогое средство продавали своим конкурентам практически за копейки, но себе в карман. В итоге договор с компанией был расторгнут, а в скором времени она вообще вынуждена была уйти с рынка, поскольку история имела большой резонанс и отрицательно сказалась на ее репутации.
Уборщицы частенько зарабатывают на дополнительной уборке, используя химические средства и расходные материалы своей компании. Наиболее часто это выражается в том, что где-то не заменят лишний раз бумагу, разбавят жидкое мыло, сэкономят на протирочных материалах, ну и, конечно, все это тащится домой, неважно, что в быту это им не пригодится.
Эти хищения достаточно мелкие, но наносят огромный, не столько финансовый, сколько имиджевый ущерб компании.
2. Менеджеры объектов.
Здесь уже возможностей побольше и схемы посложнее. Бывает, что менеджер работает в одиночку, но чаще он бывает в сговоре с подчиненными. Раньше частенько можно было увидеть у уличных торговцев профессиональные моющие средства и материалы, предназначенные для клининга. Это одна из схем простейших хищений. По другой схеме менеджер договаривается с заказчиком о дополнительных работах, вплоть до соседних зданий. А по вечерам и выходным он подрабатывает со своей командой на уборке квартир и коттеджей, причем используя людей, технику и средства своей компании. Оплата, естественно, поступает непосредственно бригаде, минуя бухгалтерию компании. Следующая схема – когда заказчики отказываются от услуг клининговой компании и создают собственный внутренний клининг, заранее договариваясь с менеджером клининговой компании. В итоге у заказчика работают все те же бывшие сотрудники клининговой компании. А вот у самой «бывшей» компании контракт уже ушел.
3. Механики.
Это тоже очень хлебное место, особенно если механик уже прожженный. Во-первых, он практически никому не подвластен, во-вторых, он может с легкостью на своем профессиональном языке уговорить руководство приобрести те или иные запчасти или расходные материалы, без которых техника якобы не будет работать. Руководство обычно дает добро, не вникая глубоко в суть проблемы. В итоге новехонькие, причем очень дорогие запчасти, агрегаты, расходные материалы уходят на ремонт сторонней техники, которая находится в собственности заказчиков и установлена механиком за спиной своей компании. Да еще оплачивается и работа механика. В сговоре с заказчиком замена запасных частей производится, конечно, не по тем ценам, которые выставляет компания. Сколько списывается и продается не тех машин, которые должны быть на самом деле списаны, и сколько материальных средств проходит через руки механика! В итоге никто не знает, что же конкретно и в каком количестве списано и отремонтировано. Практически все механики имеют доход от заказчиков компании.
4. Руководитель сервисных центров (руководитель механиков).
Если компания небольшая, то он обычно вместе с механиками занимается выгодными для себя сделками. В крупной же компании все очень секретно и сложно. Например, руководитель сервисного центра одной из компаний при постоянной закупке запчастей-аналогов, расходных материалов-аналогов, производимых в России, аккумуляторных батарей (вот где суммы-то!), раз в квартал выезжает к людям, у которых производит закупки в течение этого периода, чтобы получить накопившиеся проценты с закупок. Похоже на сбор дани.
5. Особое внимание к отделу закупок.
Сотрудники, долго работающие на этой должности, прокручивают такие схемы, что очень нелегко их разгадать. Есть случаи, когда оборудование и техника закупались через свои же компании-дочки. Что же касается откатов, то тут сама должность обо всем говорит. Это уже не просто хищения, такие действия тормозят развитие и рост компании. Привыкшие получать откаты за одни и те же материалы, расходники и прочие закупки компании согласно ранее достигнутым договоренностям, они прекрасно себя чувствуют, регулярно стригут купоны и живут себе спокойно. «Зачем пробовать покупать что-то новое и лучшее, а вдруг там не получится получить откат и я останусь без доходов?» А другие поставщики, у которых, возможно, лучшие условия, меньше стоимость, не могут пробиться на рынок.
6. В тендерных отделах все сложнее.
Там приходится пробивать свои услуги через финансовые схемы откатов, и чаще всего и сотрудники тендерных отделов, и сотрудники компаний, которые объявляют тендер, состоят в сговоре.
7. Технологи.
Здесь очень многое зависит от профессионализма человека и его авторитета внутри компании. В его обязанности входит подбор средств, техники на объекты. К его мнению прислушиваются и бригадиры, и руководство, особенно если он умело аргументирует свои решения. Соответственно, те, кому что-то нужно продать с учетом всех интересов, идут именно к технологу.
8. Руководящий состав.
Здесь все индивидуально. Есть умельцы, которые подстроили под себя весь коллектив, а сотрудники и не подозревают, что работают на «чужого дядю». Все зависит от должности и профессионализма каждого конкретного руководителя. Иное доверенное лицо умудряется преподнести директору компании искаженную информацию, создающую ложную положительную оценку ситуации.
А напоследок я скажу...
...что каждому хозяину, директору нужно немного отвлечься от собственных забот и проверить, отследить всю цепочку работы и взаимодействия в своей компании: от заказчика, оператора или уборщицы до своего административного персонала. Возможно, много средств будет сэкономлено и направлено в нужное дело, да и с персоналом все станет на место. И уж тогда можно будет подумать об оптимизации технологических процессов, снижении затрат и прочих часто упоминаемых в клининге проблемах.
* Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 2003.