Автор: Сергей ПРИБЫТКОВ,
старший менеджер компании «Аквасила».
Журнал Cleaning №1, 2012 год
В многоуровневых и высотных зданиях современных мегаполисов мы постоянно сталкиваемся с различными механизмами и устройствами, которые упрощают наше перемещение и передвижение с одного этажа (уровня) на другой. Наиболее часто для спуска и подъема мы пользуемся лифтами, эскалаторами и траволаторами. В данной статье рассматриваются некоторые особенности эксплуатации эскалаторов и траволаторов, в частности механизированная уборка данных устройств с помощью специализированного клинингового оборудования.
Всем достаточно знакомо слово и понятие «эскалатор» (от лат. scala – лестница). Это подъемно-транспортная машина в виде наклоненной на 30–35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор. Эскалаторы применяются на станциях метрополитена, на вокзалах, в крупных торговых предприятих, в подземных переходах. Иногда их используют на склонах в городах со сложным рельефом как альтернативу фуникулеру.
15 марта 1892 года американский изобретатель Джесс Рено (Jesse Reno) запатентовал это устройство. Первый в мире эскалатор появился в 1894 году в парке Кони-Айленд (Нью-Йорк) как аттракцион для туристов. Первые эскалаторы представляли собой гладкие движущиеся дорожки без ступеней. Несколько позже их снабдили поручнями, а современный вид эскалатор приобрел к 1921 году. В СССР первые эскалаторы появились в Москве. Они были установлены при строительстве первой очереди Московского метрополитена на четырех станциях глубокого заложения. Пассажиры метро стали называть новинку «лестницей-чудесницей».
Обычно эскалатор движется со скоростью 45 м/мин и в состоянии перевезти за час до 10 000 пассажиров.
Повсеместное использование эскалаторов в зданиях и сооружениях обусловлено рядом их преимуществ перед лифтами:
- эскалаторы обладают большей пропускной способностью, чем лифты и фуникулеры;
- остановленный эскалатор можно использовать в качестве лестницы;
- эскалаторы являются транспортными машинами непрерывного действия, то есть пассажиру не приходится ожидать прибытия транспортного средства (кабины).
К недостаткам эскалаторов можно отнести то, что они:
- дороже лифтов и фуникулеров (но не всегда);
- требуют большего пространства для установки, чем лифт;
- при перемещениях в здании сразу на несколько этажей требуют пересадки на каждом промежуточном этаже;
- в отличие от лифта не могут развивать большую скорость, нужную для вертикальных перемещений в многоэтажных зданиях;
- неудобны для перемещения пассажиров с тележками.
Но последний пункт можно вычеркнуть из минусов эскалаторов, ведь одна из разновидностей эскалатора – пассажирский конвейер, или траволатор (от англ. travоlator), – движущаяся бесступенчатая дорожка, которая позволяет ускорить или облегчить передвижение пешеходов.
Траволаторами обычно оборудуют крупные торговые комплексы, аэропорты, вокзалы, выставочные комплексы. Траволаторы могут быть как наклонные (как замена эскалаторам), так и горизонтальные (из-за этого возможности применения траволаторов шире, чем эскалаторов). Причем у наклонного траволатора есть существенный плюс перед эскалатором: из-за отсутствия ступеней на нем гораздо удобнее и легче перемещаться с детской и инвалидной колясками или продуктовой тележкой. С другой стороны, отсутствие ступеней порождает и недостаток траволатора – его наклон не может быть достаточно крутым, в отличие от эскалатора.
Эскалаторы и траволаторы – довольно дорогостоящие, громоздкие и технически сложные механизмы, которые требуют особых навыков и знаний при эксплуатации. Стоит напомнить, что они – источники повышенной опасности. В то же время из-за высокой пропускной способности и большого человекопотока их контактная рабочая поверхность, которая еще и непрерывно движется, подвержена интенсивному загрязнению.
Собственники ТЦ инвестируют большие средства в каждый эскалатор (800 тыс. – 1 млн. рублей) ради того, чтобы обеспечить пассажиропоток на другие этажи и тем самым окупаемость своего предприятия. Проведены исследования, которые показали, что в ТЦ, в которых нет эскалаторов и траволаторов, а есть только лестницы и лифты, большая часть посетителей не идет на верхние этажи; это затрудняет поиск арендаторов, и инвестиции в такие ТЦ не окупаются. Собственники не должны скупиться на поддержание чистоты и внешнего вида эскалаторов, обеспечивая не только безопасность, но и хорошее настроение покупателей.
Особенности уборки эскалаторов и траволаторов
На российском рынке клинингового оборудования на данный момент представлено не так уж и много уборочной техники для чистки и мытья эскалаторов. Но независимо от типа применяемой уборки, а также вида техники, ее размеров и стоимости основным элементом для чистки и мытья эскалаторов выступают цилиндрические щетки.
Поверхность движущегося полотна любого современного эскалатора представляет собой многочисленные продольные канавки. Это сделано из соображений технологии (проще конструкция подающего механизма, движущаяся лента имеет строгое направление – она никуда не съезжает и ее не надо часто регулировать) и безопасности (ноги не скользят на ступеньках). Таким образом, рабочая поверхность эскалатора имеет характерную ребристую структуру с многочисленными углублениями. Для чистки структурированных поверхностей наиболее подходят цилиндрические щетки, так как во время их работы используется «принцип заметания» – вся грязь, даже глубоко залегающая, поднимается наверх вращением валика и попадает в мусоросборник. Использование технологии цилиндрических щеток позволяет значительно повысить производительность благодаря шестикратному увеличению давления прижима на поверхность (по сравнению с дисковыми щетками), а также позволяет с высоким качеством очищать структурированные поверхности и производить полировку на высоких оборотах вращения щеток (до 1500 об./мин). Так и достигаются высокие результаты в механизированной уборке.
Что касается самого типа уборки, то чистить эскалатор (траволатор) можно двумя способами: сухим или влажным. Сразу хочется отметить, что нет ни малых, ни больших поломоечных машин, которые позволяли бы чистить эскалатор сразу по всей ширине его полотна за один прием. Это обусловлено недостаточной маневренностью поломоечных машин, необходимостью их постоянной транспортировки между различными зонами обслуживания и местом хранения, их значительным суммарным весом с наполненными емкостями, условиями работы оператора, а также конструктивными особенностями (шириной) полотна эскалатора у различных моделей. В любом случае при уборке всей ширины полотна эскалатора машину во время работы придется несколько раз переставлять.
Сухая уборка эскалатора
Принцип уборки состоит в подметании канавок-дорожек цилиндрическими щетками и сборе сухого мусора, пыли и грязи в мусоросборный мешок всасывающими шлангами, которые расположены сразу за щетками. Необходимое для такой операции разрежение воздуха (всасывание) создает всасывающая турбина. По сути дела, такой уборочный механизм представляет собой щеточный пылесос для сухой уборки, конструкция которого «адаптирована» под подвижное полотно эскалатора путем удлинения корпуса с рабочей поверхностью и ручек-держателей. Уборка производится непосредственно на движущемся эскалаторе, при этом очищается только проступь – горизонтальная часть ступеней эскалатора, а подступенок (высота ступени) почистить никак нельзя. Поскольку на практике эффективность сухой чистки невелика, данный класс оборудования представлен на рынке всего двумя однотипными моделями: немецкая машина Karcher («Керхер») цвета «антрацит» и абсолютно идентичная ей машина других цветов – ChaoBao («ЧаоБао», сокращенно «СиБи») из Китая. Разница между ними только в цене (по доступности – в пользу последней) и качестве деталей (не в пользу последней).
Влажная уборка эскалатора
Процесс уборки выглядит примерно так: на ребристую поверхность эскалатора подается моющий раствор, поверхность обрабатывается вращающимися щетками, и вся грязь вместе с жидкостью собирается в мусоросборную емкость (бак для грязного раствора) для ее последующей утилизации (слива через гибкий шланг в канализацию).
Поскольку влажная уборка – это один из наиболее эффективных способов чистки поверхности, то для нее можно найти достаточно много различных моделей техники, которые различаются внешне, технологически и существенно варьируются по стоимости. Чтобы не запутаться в этом многообразии, разделим их на несколько групп.
Первая группа – это универсальные машины, конструктивно состоящие из двух цилиндрических щеток и размещенного между ними резинового барабана, на который щетками переносится грязь и затем собирается в бак (емкость). Принцип работы данных машин изобретен в 1971 году компанией Rotowash (отсюда название компании: roto – ротация, wash – мыть) и впоследствии, как наиболее эффективный, принят на вооружение многими производителями в мире. Он основан на встречном вращении двух цилиндрических щеток, между которыми расположен собирающий грязь барабан. Процесс чистки пола осуществляется в первую очередь за счет механического воздействия щеток, эффективность которого усиливается благодаря нанесению чистой воды или раствора на очищаемую поверхность. Вода выполняет в данном случае функцию растворителя грязи и одновременно средства, связующего грязь. Грязная вода собирается щетками и выбрасывается на крутящийся барабан, переносящий ее в специальную емкость. Такой принцип позволяет достичь прекрасного эффекта при большой экономии ресурсов и трудозатрат. По сравнению с обычными методами уборки, экономия химических средств и воды может достигать 90%.
Данные машины могут использоваться для чистки ковров, пола, а для уборки эскалаторов на них устанавливаются специальные щетки, где ряды щетины совпадают с канавками эскалатора. Такие модели есть у Rotowash («Ротоваш»), Duplex («Дюплекс»), Nilfisk («Нилфиск»), Truvox («Трувокс»), Allclean («Оллклин»), Multiwash («Мультивош»), Wizzard («Визард»), Roots Multiclean («Рутс Мультиклин») и др.
Процесс уборки осуществляется на движущихся эскалаторах и траволаторах. Стоимость этих машин варьируется в зависимости от модели, характеризующейся шириной захвата, емкостью бака, наличием или отсутствием помпы для подачи моющего раствора и другими опциями, и составляет от 90 тыс. до 250 тыс. рублей.
Австрийцы из «Ротоваш» вкладываются в развитие и постоянно улучшают свою машину, сразу все патентуя. Так, принципиальной особенностью конструкции австрийской «Ротоваш» является износостойкий барабан из ПВХ. Преимущество такого решения состоит в том, что к барабану из ПВХ можно плотно прижать металлический скребок лотка для сбора грязи. Таким образом, вся собранная и закинутая щетками на барабан грязь прямиком отправляется в грязесборник. В машинах некоторых производителей грязь закидывается на резиновую поверхность (барабана или ленты), и к ней невозможно прижать скребок для съема грязи – резина просто порвется. Это существенно снижает эффективность машины, так как грязь, не попавшая в лоток, прокручивается и может вновь оказаться на очищаемой поверхности.
Универсальные машины для эскалаторов неплохо себя зарекомендовали, и если с ними правильно обращаться и следить за щетками, то испортить поверхность не получится. Испортить эскалатор можно, если оставлять влагу или использовать неприемлемую химию. Любой мало-мальски грамотный и обученный персонал отлично справляется с работой на этих машинах.
Работать можно и на верхней площадке, и на нижней; эскалатор должен двигаться на оператора. Не забывайте, что после прохода с подачей раствора надо обязательно сделать два круга, не подавая его, чтобы собрать остаточную влагу с поверхности. Щетки собирают ровно столько влаги, сколько было распылено на поверхность эскалатора. Полотно эскалатора остается, как протертое влажной тряпкой. Если в работе использовались химические моющие средства, лучше сразу после уборки не ходить по поверхности – останутся следы. А еще лучше – смыть остатки химии чистой водой.
Вторая группа поломоечных машин для мытья эскалатора – это более дорогостоящее оборудование. В этой группе можно выделить две модели производителей из Германии: Karcher («Керхер») BR 47/35 Esc и относительно недавно появившуюся на российском рынке Rotofast 560 («Ротофаст 560»), которая осуществляет как сухую, так и мокрую чистку. Стоимость подобных машин колеблется в диапазоне от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Принцип их работы описан выше: это влажная уборка с применением технологии цилиндрических щеток, подачей моющего раствора и последующим сбором в бак жидкой грязи. Отличительной особенностью данных моделей, по сравнению с первой группой машин, является сочетание увеличенных веса и рабочей ширины, больших накопительных емкостей и сложной конструкции щеточной головки. Рабочая головка имеет дополнительные цилиндрические щетки разных размеров, а также оснащена рядом приспособлений для лучшей фиксации на движущемся полотне эскалатора.
Безусловно, увеличение конечного веса поломоечной машины положительно сказывается на силе прижатия щеток к рабочей поверхности, обеспечивая надежное крепление в рабочем положении, а также более тщательную и глубокую уборку. А благодаря увеличенной рабочей ширине (470 мм у «Керхера» и 560 мм у «Ротофаста») и большим емкостям баков для чистой/грязной воды повышаются производительность и продолжительность непрерывной работы.
Но не надо думать, что это громоздкие машины, ведь по сравнению с аналогичными поломоечными машинами за ту же стоимость это достаточно маневренные и компактные модели, с которыми справится даже женщина-оператор.
Из «минусов» всех подобных поломоечных машин можно отметить то, что уборка производится непосредственно на движущемся эскалаторе, при этом, как и в случае с сухой чисткой, очищается только горизонтальная поверхность ступеней эскалатора, а вертикальные поверхности даже в его неподвижном состоянии почистить никак нельзя.
Третья группа поломоечных машин для мытья эскалаторов представлена двумя универсальными моделями: Hefter RF 40 («Хефтер РФ-40») за 600 тыс. рублей и Rotomac 360 («Ротомак-360») за 900 тыс. Родина данных машин – Германия. Каждая из них, обладая рядом уникальных характеристик, позволяет мыть все поверхности эскалаторов – и проступь, и подступенок. Принципиальное различие у данных машин в одном: «Ротомак-360» предназначен только для мытья неподвижного эскалатора, а с помощью «Хефтер РФ-40» можно убирать и подвижное полотно траволотаров. То есть при решении схожих задач в уборке «Хефтер РФ-40» проявляет себя в качестве более универсального оборудования.
Rotomac 360 – единственный в мире автомат, который позволяет производить влажную чистку одновременно вертикальной и горизонтальной поверхностей ступеней эскалатора (на остановленном полотне). И это благодаря особой конструкции щеточной головки, которая выполнена в виде ступенек. Rotomac 360 чистит быстро и основательно всю поверхность ступени, не оставляя непромытых зазоров по краям. Машина оборудована мощной системой вакуумного всасывания, которая предотвращает попадание моющего раствора в шахту и обеспечивает надежную защиту механических и электрических деталей эскалатора. Она поставляется с тремя предустановленными программами чистки, что делает ее эксплуатацию предельно простой и легкой. Для удобства перемещения машины по остановленному полотну эскалатора она оснащена уникальным самоподъемным устройством. Rotomac 360 способна подниматься вверх по ступенькам эскалатора благодаря мощным выдвижным упорам по периметру машины, при этом сохраняется стабильная устойчивость даже при полных баках.
Hefter RF 40 представляет собой своеобразный «автоматизированный гибрид» водопылесоса с поломоечной машиной. Есть возможность как предварительной сухой, так и влажной уборки. Машина моет поверхность самодвижущейся щеткой (специальный робот), ее нужно только включить, настроить режим чистки, а потом можно заниматься другими делами. Можно работать и вручную. Данное оборудование эффективно промывает и так называемые «подходы» эскалаторов. Цилиндрические щетки машины специально предназначены для мойки ребристых поверхностей. Для удобства работы оператора есть электронные устройства-помощники – это техника для профессионалов. Горизонтальная поверхность ступеней чистится роботом. Вертикальная поверхность – на остановленном эскалаторе с прогоном по 10 ступеней. Все делает один оператор.
За одну рабочую смену при поддерживающей комплексной уборке (горизонтальные и вертикальные поверхности) производительность составляет до 10 эскалаторов. Если убирать только горизонтальные поверхности – до 20 шт. На данный момент в России работает около 10 машин.
Единственным минусом подобного оборудования является его высокая стоимость и соответственно долгий период окупаемости. Также важна высокая квалификация и подготовленность эксплуатирующего персонала, ответственное обращение с данным оборудованием.
Сколько людей – столько мнений
Пока писалась данная статья, на форуме клинингового сайта www.cleannow.ru разгорелась нешуточная баталия на тему «Как правильно убирать эскалаторы и какое оборудование при этом использовать». А все из-за того, что на сегодняшний день нет однозначно эффективного решения для одновременной чистки горизонтальных и вертикальных поверхностей ступеней эскалатора. Факт в том, что ни одна машина не моет вертикали на движущемся эскалаторе. Вообще, есть мнение, что если регулярно ухаживать за горизонталью, то вертикальные поверхности надо будет чистить всего один-два раза в год. Они просто не пачкаются, если ступени чистые. А один-два раза в год можно почистить и вручную. А как же «черкаши» от обуви, подтеки пролитой колы, кофе, смазки и т.д. и т.п.? Именно состояние подступенка влияет на общий «товарный» вид эскалатора. Да и по санитарным правилам (их мало кто знает) эскалатор должен мыться 1 раз в неделю. Но этот вопрос решает только сам заказчик.
Если нужно быстро и качественно убрать все поверхности эскалаторов, то есть несколько вариантов решения:
- купить сравнительно недорогую машину типа «Ротоваш», а испачканные вертикальные поверхности оттирать вручную;
- купить дорогую машину (типа «Хефтер РФ-40» или «Ротомак-360») и делать высококачественную, полностью механизированную уборку всех поверхностей эскалатора.
Каким путем пойти в решении данной проблемы? На конечный выбор влияют требования заказчика, объемы заказов, вопросы себестоимости, вообще экономическая целесообразность применения того или иного оборудования вместе со способом уборки. Некоторые пытаются мыть поверхности маленькими роторами со специальными насадками.
Еще один факт: в нашей стране большая часть клининговых компаний работает машинами из первой ценовой группы (до 250 тыс. рублей). Цена вопроса, как всегда, актуальна. В нашей стране люди не готовы платить большие деньги даже за действительно стоящее оборудование. Ведь все то, что не сможет убрать машина, всегда можно вытереть руками.
Выводы. Что в итоге?
- Только влажная уборка. Профессионалы едины в одном: одна сухая уборка на эскалаторе совершенно ничего не дает (бесполезная трата времени), влажная уборка с распылением моющего раствора – единственно эффективная. Просто всасывание, хоть и с помощью щеток, не помогает ни растворить, ни отделить грязь. Влажная уборка помогает собирать грязь с поверхности эскалатора одинаково эффективно как с предварительной сухой уборкой, так и без нее. К тому же увлажнение поверхности и использование специализированных моющих средств заметно щадит щетки, а они являются основным рабочим элементом уборки.
- Оборудование по потребностям. Если нужно убирать ОДИН объект с десятью эскалаторами, конечно, нет никакого смысла брать высокопроизводительное оборудование.
- Себестоимость уборки. Понимание себестоимости начинается не с цены машины (амортизация оборудования как прямая, так и косвенная ничтожны в общей структуре затрат), а с понимания, из чего она (себестоимость) складывается, с учетом продолжительности эксплуатации и затрат не только на приобретение самого оборудования, но и расходных материалов, запасных частей. Учитывается без НДС.
- Умение решать любые задачи в уборке. Если заниматься уборкой профессионально, то важна универсальность или многофункциональность оборудования (возможность сухой и влажной уборки ВСЕХ поверхностей, включая крышку приямка). Если допустить, что подступенки эскалатора моются 1 раз в квартал вручную, то на «постоянном» объекте это сложно: требуется много персонала, дополнительные расходы... Тем более острая потребность в подобном оборудовании возникает, если приходится делать «генеральную уборку» эскалатора.
- Качество предоставленной услуги, хоть отдельно представленной, хоть в структуре контракта на общую уборку объекта. Услуга, предоставленная с низким качеством, – риск со всеми вытекающими последствиями.
- Кадры решают все. Залить и испортить эскалатор можно, если лить моющий раствор и совершенно не собирать его, и не важно, используется для этого «Трувокс», «Керхер» или ведро воды. Человеческий фактор при уборке технически сложного оборудования, такого как эскалатор или траволатор, – определяющий, как и в любой другой отрасли.
- Знание законодательства и нормативно-правовых актов при оказании услуг или проведении работ по уборке эскалатора. Важно правильно оформить документы при строгой регламентации процедур уборки. Отсутствие документов наказуемо штрафом. Несчастный случай уголовно наказуем для ответственных лиц.