1
Comac

Микрорайдеры – конец эпохи «толкаемых» поломоек?

Автор: Александр БЕССАРАБОВ,
коммерческий директор компании «Интерпроект».
Журнал Cleaning №1, 2013 год

Еще лет десять назад поломоечные машины были откровенной экзотикой, а машины с местом оператора, работающие в не менее экзотических гипермаркетах, привлекали зевак. В настоящее время сложно представить объект площадью свыше 20 тыс. кв. м, убираемый без райдера. Эти машины, несмотря на сложность конструкции и дефицит квалифицированных операторов, завоевывают все большую долю рынка техники для уборки помещений. Именно на этом сегменте в настоящее время сконцентрировано внимание инженеров-производителей, которые регулярно радуют нас инновационными и не очень новинками поломоек – райдеров. Новые технологии, более широкое и, соответственно, более доступное предложение комплектующих для напольной техники, а главное – клиентский запрос на повышение производительности труда уборщиков обусловили появление нового класса поломоечных машин, а именно микрорайдеров.

Какие машины можно называть микрорайдерами

Классическая поломоечная машина с местом оператора (райдер), как правило, должна по своим основным характеристикам превышать «топовые» толкаемые машины или хотя бы соответствовать им. Самыми распространенными райдерами являются машины с баками объемом от 100 до 150 л, шириной чистки щетками от 70 до 85 см и оснащаемые мощной батареей, позволяющей работать не менее четырех-пяти часов. Согласитесь, не многие большие машины без места оператора могут похвастать такими характеристиками. Но самой распространенной группой поломоек по-прежнему остается категория небольших машин с приводом на колеса, шириной чистки 50-60 см, объемом 40-70 л и батареей, состоящей из двух (реже трех) 12-вольтных моноблоков емкостью 70-120 Ач5. Доля продаж машин такого класса составляет 70-90% у большинства производителей. Несомненно, что именно этот «большой кусок» и подтолкнул заводы к появлению микрорайдеров – компактных поломоечных машин с местом оператора, производительностью 3-6 тыс. кв. м на одной зарядке стандартных аккумуляторов и, самое главное, с ценой, не превышающей цену «толкаемых» моделей.

К слову, суперкомпактные машины для уборки помещений с местом оператора существовали и ранее. Практически у любого крупного завода-изготовителя в линейке подметальщиков давно появились модели с местом оператора, с шириной подметания основной щеткой 60 см и батареей, состоящей из двух 12-вольтных моноблоков. Они использовались, как правило, не в клининговых компаниях, а для самостоятельной уборки на заводах, фабриках или в складских помещениях (где более распространена подметающая, а не поломоечная техника). Такая уборка зачастую осуществляется самими кладовщиками или рабочими цеха, а условия труда такого квалифицированного персонала – предмет особой заботы руководства. Согласитесь, что довольно сложно оператора погрузчика или штабелера заставить ходить за подметальной или поломоечной машиной, а вот покататься по складу на райдере – да, с удовольствием!

Преимущества микрорайдеров

Преимуществами микрорайдеров, несомненно, являются их компактность, маневренность и скорость уборки. Такие машины должны проходить в любые дверные проемы, помещаться в небольших лифтах, убирать заставленные производственные и офисные помещения. По маневренности любой микрорайдер оставляет толкаемые модели далеко позади, ведь длина такой машины уменьшается на габариты оператора. Также важным требованием к ним является возможность залива и слива воды в не приспособленных специально для этого помещениях (санузлах). Для этого такие машины оборудуют специальными длинными шлангами слива грязной воды, которые можно дотянуть до кабинки с унитазом.

Но, несомненно, главным достоинством машин этого класса, является уровень отношения к вверенной технике операторов-уборщиков. Согласитесь: роль водителя-наездника (причем неважно, стоит оператор или сидит) гораздо предпочтительней, чем роль пешего «погонщика». Управление микрорайдером повышает статус и самооценку оператора и, соответственно, усиливает мотивацию добросовестного отношения к своим обязанностям. К тому же микрорайдеры благодаря своим компактным размерам и небольшой скорости не требуют серьезной «водительской» подготовки оператора. Практически любой обученный сотрудник за несколько минут легко осваивает эту, на первый взгляд, сложную технику, и не последнюю роль тут играет желание работать в более комфортных условиях. А вот тут кроется, на мой взгляд, одна интересная проблема, на которую стоит обратить внимание потенциальным заказчикам. Как только на объекте появляется машина с местом оператора, остальные «толкачи» тут же перестают работать. На одном из объектов единственным микрорайдером за первый месяц было «наработано» (согласно счетчикам рабочих часов) больше времени, чем тремя остальными толкаемыми поломойками. Батарея этого микрорайдера ни разу не заряжалось полностью, то есть операторы просто игнорировали остальные машины.

Означает ли вышеизложенное, что райдеры рано или поздно окончательно заменят хотя бы поломоечные машины с приводом на колеса среднего класса? Мне кажется, что произойдет это только в том случае, если цена на них будет уменьшаться благодаря массовости производства. Ведь большую часть (до 70%) себестоимости машин занимает изготовление уникальных алюминиевых пресс-форм для производства полиэтиленовых баков, а остальная начинка (моторы, электроника, колеса), как правило, у большинства моделей изготавливается на одних и тех же заводах и благодаря серийности относительно недорога. По собственному опыту продаж я наблюдаю явную тенденцию к увеличению доли этой, пока еще редкой, категории машин на российском рынке.

В заключение приведу пример успешной конкуренции микрорайдера с его «толкаемым» аналогом (см. таблицу). Надеюсь, что представители других производителей внесут свои дополнения. Таблица построена в алфавитном порядке.

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO