1

3
5
4
6
9
10
2
дударь
Можно ли учить тому, чего нет?

Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА,
журнал «Клининг».
Журнал Cleaning №1, 2011 год

Осмелюсь вызвать бурное возмущение клинингового сообщества, заявив, что КЛИНИНГА в России НЕТ! Его не существует de jure. НЕТ такой отрасли, НЕТ такой профессии, НЕТ единых нормативных требований, и далее НЕТ, НЕТ, НЕТ по нисходящей. Клининг фактически существует, но развивается снизу, стихийно. С конкретным заказчиком согласовываются конкретные виды и объемы работ, которые заказчик и оплачивает согласно своим требованиям. что из этого следует? А следует из этого то, что клининговые компании решают текущие задачи и нуждаются в тех знаниях, которые из них вытекают. Соответственно, учебные центры (УЦ) составляют свои программы с учетом наиболее востребованных пожеланий слушателей, а необходимый уровень знаний определяют в силу своих профессиональных возможностей.

Прежде чем перейти к сути проблемы, хочу определиться с понятийным аппаратом. Говоря об обучении, я имею в виду предоставление слушателям теоретических и практических знаний в области химии, механики, материаловедения, техники безопасности, экономики, юриспруденции и проч., позволяющих самостоятельно проводить оценку состояния объектов, материалов и поверхностей и осуществлять выбор технологий, технических, химических, расходных и других средств для заключения договоров и выполнения работ.

Как идет процесс

Поскольку, как сказано, не существует единых требований, то нет и единых программ, которые предполагали бы конкретный объем знаний по определенным тематикам. Поэтому на вопрос «как учить» у каждого УЦ есть свой взгляд, который зависит от профессионализма преподавательского состава. Практически все наиболее известные УЦ применяют систему одно-, двухдневных семинаров общей продолжительностью 8-16 часов, где примерно в равных пропорциях совмещаются теоретические и практические занятия. При этом каждый семинар посвящен одной-двум узким задачам. На примере УЦ АРУК видим, что годовая программа состоит из 13 семинаров и охватывает практически все основные проблемы организации и развития клинингового бизнеса. Если это вполне приемлемо для московских компаний, то 13-кратное командирование своего специалиста для иногородних нереально. Прослушивание одного-двух семинаров сложно назвать обучением, это скорее «затыкание дыр». Как профессиональный преподаватель с опытом работы, в том числе и в высшей школе, могу сказать, что с точки зрения методики и психологии обучения двухнедельный курс может быть более эффективным для обучающихся, так как слушатели сосредоточиваются на учебном процессе и воспринимают получение знаний как комплексную программу, а не отрывочные познания тут и там. Помимо профессиональных знаний в клининге, обучающим неплохо обладать и знаниями в такой области, как педагогика, которая гласит, что процесс обучения основан на трех «китах»: знание – умение – навык, а результат достигается непрерывностью процесса на каждом конкретном этапе. Что же касается чисто методологических приемов, то и здесь не все зависит от объема знаний преподавателя. Кто учился в вузе, помнит, что некоторые лекции слушаешь как песню и запоминаешь сразу, а у кого-то на занятиях уже через несколько минут начинаешь клевать носом и добираешь в учебнике то, что проспал. А учебника-то у нас и нет! Преподаватель должен быть немножко актером, и в этой связи он сам выбирает тот способ, который ему ближе, исходя из его личностных особенностей.

Чему учим?

Ну как – чему? Клинингу! А что это такое?

Ознакомившись с программами восьми основных УЦ, представленных на сайте cleannow, отмечаем, что практически все они разбиваются на три основных этапа:

  • организация работы клининговой компании, куда входят общие вопросы, правовые вопросы, вопросы кадровой политики, сертификации и проч.;
  • оптимизация клинингового бизнеса, включающая расчет стоимости объектов, менеджмент продаж, способы сокращения расходов и т.п.;
  • технологии уборки как по видам объектов (ТЦ, БЦ, ...), так и по видам объектов и покрытий (различные полы, стены, окна, фасады...).

Иначе говоря, мы можем констатировать, что в большинстве случаев это напоминает процесс дрессировки, когда слушатель осваивает определенный набор приемов с применением некоего набора определенных учебным центром средств для достижения определенного результата. Без серьезной теоретической базы это означает, что в случае возникновения внештатной ситуации такой «специалист» не сможет самостоятельно найти из нее выход. Наиболее ярким доказательством этому может служить готовность одного из клинеров заплатить за таблицу, содержащую сведения обо всех профессиональных химических средствах по основным показателям и назначениям. Что-то вроде наших школьных таблиц логарифмов. Вот только таблицы логарифмов – это константа. А химические средства? Одни больше не производятся, но зато появились другие, а третьи стали выпускаться в другой концентрации...

В результате мы приходим к выводу, что при отсутствии четких понятий о том, какой объем знаний на каком уровне подготовки специалиста необходим в клининге, процесс обучения превращается в натаскивание.

Как справедливо сказал генеральный директор ООО «Центр подготовки персонала «Фрагра» Николай Володин, «в основном все мы плаваем по верхам, потому что считаем, что нам не надо разбираться в строительном и текстильном материаловедении (кстати, «химчисточники» серьезно изучают и текстильное материаловедение, и химию), основах машиностроения, электротехнике, основах экономики и т.д.».

Кому-нибудь придет в голову взять на должность начальника цеха завода по производству самолетов, например, электрика? А в клининге кого только нет! Конечно, нельзя сравнивать наукоемкость авиастроения с клинингом, но не до такой же степени. Считается, что создать клининговую компанию может кто угодно. Какой-то бизнес не получился, попробуем этот, ведь все так просто! При этом часто, пусть и безотчетно, руководствуются столь любимой Лениным фразой Наполеона: On s’engage et puis on voit («Сначала надо ввязаться в битву, а там видно будет»). Вот только при этом забывается, что эту фразу Наполеон сказал после победы под Лейпцигом, когда он уже был великим полководцем. А ввязаться в битву, не будучи даже рядовым, – это либо глупость, либо авантюризм. Увы, ситуация характерная. А в результате мы имеем то, что имеем:

  • неграмотных руководителей, не умеющих вести переговоры с заказчиком, поскольку они сами толком не знают, какие услуги и как должны оказывать;
  • неграмотных технологов и бригадиров, которые посетили два-три (пусть пять) бесплатных семинаров поставщиков, где им показали несколько видов техники и химии, убедили в их качестве, но не научили сравнивать и анализировать (поставщики этому и не должны обучать);
  • неумех-исполнителей, потому что их учили неграмотные технологи и бригадиры и умеют они делать только те операции, которые им, как собачкам в цирке, показали.

Это сладкое слово «халява»

Большим спросом начало пользоваться так называемое бесплатное обучение, которое проводят крупные поставщики химии и оборудования. Названия их курсов, как правило, совпадают с названиями семинаров профессиональных УЦ, но БЕСПЛАТНО! Нет бы задуматься, что глубокие знания от людей, имеющих обширный опыт и теоретическую основу, не могут быть бесплатными по определению. Раз бесплатно, значит стоимость заложена в чем-то другом, а именно в стоимости той химии или техники, на базе которых будет проходить обучение. Только в какой степени это можно назвать обучением? Фактически это всего-навсего тренинг по работе и пользованию небольшим набором специальных средств, и не более.

Вот тут мы плавно подгребаем к извечному русскому вопросу:

Так что же делать?

Очевидно, что нужно разрабатывать учебные программы для всех уровней работников клининга – от руководителей до уборщиц. Под каждую программу должны существовать учебные пособия, поскольку устная речь, не дополненная визуальным рядом, быстро канет в Лету. Из наиболее квалифицированных специалистов (а они есть) следует сформировать преподавательский корпус, способный обеспечить отрасль грамотными кадрами. Пропагандировать необходимость профессионального подхода к клинингу всеми доступными средствами. Создать условия для добросовестной конкуренции, чтобы неучам не было места на рынке, а значит принять за аксиому необходимость наличия аттестатов и дипломов у работников клининговых компаний.

А кто будет делать и как?

Существующие УЦ – не в силу своей компетентности, а просто физически – не способны решить эту задачу. Это уже доказано временем. Увы, но придется прибегнуть к помощи государства для того, чтобы клининг перестал быть чем-то существующим «сам по себе». Только признание клининга как отрасли, формирование требований к чистоте, определение четких нормативов позволит создать программы подготовки кадров, а это все находится только в компетенции государственных органов. И вот уже после этого можно реализовывать практические задачи.

На текущий момент некоторые УЦ пытаются объединить свои усилия, организуя на базе одного из них семинары с привлечением лучших сил своих коллег. Но объединение при сохранении самостоятельного бизнеса невозможно. Эту функцию может взять на себя какая-нибудь ассоциация, саморегулируемая организация (СРО) – не важно, как будет называться организатор, – то есть тот, кто сможет финансировать разработку программ и написание учебных пособий, а также привлечь (или обязать, как во Франции) клининговые компании к отчислению средств на обязательное обучение.

Вопрос об обучении в клининге стоит очень остро. Мы ни в коей мере не считаем, что предлагаемый нашим журналом способ решения проблемы есть истина в последней инстанции. Скорее, это приглашение к серьезному обсуждению и поиску оптимального решения.

В заключение хочу сказать, что с огромным пиететом отношусь к деятельности УЦ АРУК, «Фрагра», «Клининг Мастер», «Радник», «Центра Тараса Дударя» и иже с ними. В существующей атмосфере неопределенности и сумятицы мало кто способен на откровенное подвижничество, поездки по городам и весям с единственной целью – поделиться (часто бесплатно) своими знаниями и опытом. Низкий вам поклон!

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction