1
ProMop

1
3
2
4
5
6
7
9
10
RX-500
рек
рек1
cleanpro 2
НАФО

Автор: Юрий БОГДАНОВ,
руководитель рабочей группы НАФО,
Журнал Cleaning №2, 2017 год

НАФО – так называется недавно зарегистрированная Национальная ассоциация фасилити-операторов. Почему мы выбрали термин «фасилити» (от лат. facilitas – удобный, благоприятный)? Развитие служб профессиональной уборки постепенно приводит к увеличению количества оказываемых услуг либо собственными силами, либо с привлечением субподрядчиков. Заказчику уже недостаточно просто уборки. В договор включаются работы по содержанию инженерных систем, уборке и озеленению прилегающей территории, аутстаффинг и еще целый ряд сопутствующих услуг. Это и есть фасилити-менеджмент.

Мы начали с клининга, поскольку это наиболее сложная и уязвимая составляющая фасилити-услуг. Кроме того, хотя фасилити-менеджмент уже сформировался и его ждет, бесспорно, большое будущее, он пока не имеет широкого распространения и нехарактерен для средних и малых клининговых компаний.

ФНС и ФАС наступают

Что же касается клининга, то ни для кого не секрет, в каком сложном финансовом положении он сегодня находится. Хорошо известно, что без серых субподрядчиков бизнес уже не может работать, а потому с точки зрения рисков оказался близок к наркобизнесу. И хотя объективно рынок созрел для кардинальных изменений, он практически до настоящего времени был абсолютно беспомощен в силу своей разобщенности. Но поскольку понимание необходимости изменений осознают все, то в апреле этого года крупнейшие компании федерального уровня собрались для выработки совместной политики. Вызван был этот шаг отнюдь не сознательностью. Всё просто как дважды два – четыре: возрастающая эффективность налоговых органов стала объективной угрозой существованию клининга как отрасли. Надо отдать должное нашим налоговикам: служба признана наиболее эффективной на мировом уровне. В 2016 году в условиях падающего рынка они на 20% повысили собираемость за счет внедрения технологичных решений. И хотя исторически у нас (справедливости ради стоит заметить, не только у нас) и в полном объеме платить налоги не любит никто, Федеральная налоговая служба (ФНС) постепенно, шаг за шагом нас к этому принуждает. При этом в последние годы ФНС развивает идею работы не с отдельно взятыми юридическими лицами, а с целыми отраслями. И отдельно взятая отрасль, по которой проводится работа, под давлением фискальных органов полностью перестраивается. У Службы есть своя система приоритетов, но мы решили не ждать, когда очередь дойдет до нас, грянет гром и перестройка отрасли начнется добровольно-принудительным силовым методом. Промедление явно неразумно в данной ситуации.

И все же ФНС – это только одна сторона медали. Другая сторона – это Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Эти ребята тоже не сидят сложа руки. Они весьма эффективно контролируют рыночные цены, но только по верхней планке. Снизу уровень цены не контролирует никто, отсюда и произрастает демпинг, а как его следствие – «серые» компании, которые занижают налоговые выплаты и снижают качество оказываемых услуг.

Рождение Ассоциации

Как я уже сказал, мы решили не ждать, когда до нас доберется карающая длань фискальных органов, и весной владельцы 23 крупнейших клининговых компаний страны провели предварительную встречу, где постарались поставить задачу оздоровления отрасли и наметить основные пути решения данного вопроса. Так родилась идея создания НАФО. Прежде всего было решено, что учредителями Ассоциации станут ведущие игроки отрасли. Была также создана рабочая группа, в задачи которой входила разработка первоначальных планов развития проекта и регистрация НАФО в соответствующих органах. Также была составлена Хартия, подписанты которой берут на себя обязательства быть добросовестными налогоплательщиками, что автоматически влечет за собой «обеление» бизнеса.

Конечно, определенное недоверие и скептицизм сохраняются. Позиции типа «мне и так хорошо» и «я сам с усам» никуда не делись. Но мы насильно никого в Ассоциацию не тащим. Мы пришли не на один день, и со временем все поймут необходимость игры по общим правилам. В октябре мы проведем серию поездок по крупным городам страны, где будут организованы встречи с представителями регионального клинингового бизнеса, на которых мы будем разъяснять нашу позицию и цели создания НАФО. Мы хотим довести до всех и каждого, что в наших общих интересах – изменить рынок так, чтобы конкуренция заключалась в качестве оказываемых услуг, а не в том, кто больше и успешнее украл.

Первым шагом в согласии на ведение честного бизнеса, отказ от серых схем и принятие статуса добросовестного налогоплательщика является подписание Хартии, что явится фактическим отказом от непрозрачных схем ведения бизнеса с привлечением серых субподрядчиков, уклоняющихся от уплаты налогов. Желающие в дальнейшем получать квалифицированную поддержку Ассоциации могут стать ее членами.

Вступать или не вступать

Вступление в НАФО – дело сугубо добровольное. Мы предлагаем компаниям идти проторенным развитыми странами путем. Такие ассоциации есть во всех европейских странах. Но если им понадобились годы и годы на выработку стратегии и тактики ведения фасилити-бизнеса, то мы, основываясь на их опыте, предлагаем этот путь сократить.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction