Автор: Людмила ТРОИЦКАЯ,
генеральный директор ООО «центр профессионального клининга «ГРАНД».
Журнал Cleaning №1, 2014 год
В этом номере мы поговорим о технологии уборки салона воздушного судна и мойке фюзеляжа самолетов.
Внешний вид самолета и его санитарное состояние – визитная карточка и репутация авиакомпании. Комфортный полет в чистом салоне – залог того, что пассажир еще и еще раз обратится к ее услугам.
Любая уборка – тяжелый и неблагодарный труд. А уборка воздушного судна – это еще и очень большая ответственность. Думаю, стоит лишний раз напомнить, что необученный персонал, поверхностные знания основ клининга, подчас даже малейшее нарушение клинерами специальной технологии уборки самолетов, незнание внутреннего устройства салонов самолетов всех типов, невнимательность в проведении работ и другие, на первый взгляд незначительные, недоработки могут привести к аварийной ситуации во время взлета-посадки или разрушению самолета во время полета.
Технология обслуживания воздушных судов технически достаточно проста, и из-за этой кажущейся простоты кому-то может показаться, что она доступна любому. И если вам так показалось, закройте журнал и не читайте дальше. Эта статья не для тех, кто считает, что уже все знает про клининг.
Суть метода заключается в использовании минимального количества воды в сочетании с такими моющими средствами, которые не вредят поверхностям, не вступают в химическую реакцию с покрытиями всех видов и, таким образом, не способствуют разрушению элементов обшивки, не имеют неприятных запахов, не выделяют токсичных паров в соединении между собой. В то же время они способны удалять самые стойкие загрязнения: продукты сгорания топлива, остатки смазки после технического обслуживания (ТО), в салонах – глубокие загрязнения ковровых и текстильных покрытий, нагары в шкафах для разогрева пищи, налет водного камня и, конечно, последствия воздушной болезни.
Пенный метод отвечает абсолютно всем этим требованиям, и поэтому его использование является приоритетным при уборке воздушного судна. Его можно применять на всех видах покрытий – как пластиковых, так и текстильных.
Внутренняя уборка (уборка салона) самолета
Помещения воздушного судна (ВС) имеют разные назначения, они разделяются на служебные, пассажирские зоны и зоны общего пользования. Качество и типы покрытий, обшивки и отделки зон тоже разнообразны. Существует несколько видов внутренних уборок и наружных моек, удовлетворяющих требованиям эксплуатации воздушного судна. Виды уборок определяются в основном продолжительностью пребывания воздушного судна на стоянке и причиной простоя (как правило, это техническое обслуживание (ТО), ремонт, переоснащение ВС и пр.).
Время, отводимое на проведение уборки салона, также напрямую зависит от размера самолета, типа требуемой уборки (полная, частичная), реже – от степени загрязнения. Тип уборки определяется графиком работ. Часто для устранения загрязнений спонтанного характера требуются внеплановые частичные уборки салона самолета. В целом частичная уборка допускается почти во всех видах уборок, но используется в основном при выполнении вида уборки Weekly, о котором мы расскажем ниже.
Виды внутренней уборки. Различают 4 вида уборки салонов ВС.
Уборка Transit – межрейсовая уборка салона воздушного судна. На ее выполнение отпускается от 20 минут до 1 часа. Во многом качество и своевременность обслуживания зависят от технической поддержки заказчика.
Уборка Weekly – еженедельная уборка салона ВС; на эту операцию требуется от 3 до 12 часов (в зависимости от типа ВС).
Уборка А-сheck – генеральная уборка салона. Выполняется каждый раз после технического обслуживания и ремонта (Р) воздушного судна. Может совмещаться с наружной мойкой, как полной, так и частичной. Требуемое время – от 6 до 24 часов (в зависимости от типа и времени планового простоя ВС).
Уборка C-сheck – генеральная уборка салона. Выполняется параллельно с ТО и Р, совмещается с полной наружной мойкой. Особенность этого типа обслуживания заключается в двукратном (повторном) проведении некоторых уборочных операций в зависимости от загрязнений салона либо фюзеляжа, полученных в процессе ТО и Р. Требуемое время регламентами конкретно не определяется, так как ВС стоит на C-сheck от 2 недель до 2 месяцев.
Как видно из описания, на каждый вид уборки отводится разное количество времени, а соответственно, требуется и разное количество персонала, расходных материалов. Отсюда формируется и стоимость услуги.
Для каждого вида уборки существует определенный перечень работ (табл. 1). Нарушение перечня и очередности операций влечет за собой сбой графика стоянки воздушного судна – проще говоря, простой. Это недопустимо.
Таблица 1. Виды и перечень работ при выполнении внутренних уборок ВС.
Организация работ по внутренней уборке
Подготовительный этап. На предварительном этапе каждый объект уборки (и салон самолета не исключение) делится на участки, чтобы нагрузка на персонал была равномерной, а также оценивается объем работ. Итак:
- Определяются участки для уборки салона самолета:
- пассажирский салон;
- кабина пилотов;
- бортовые буфеты и кухни;
- вестибюли, гардеробы;
- туалетные комнаты;
- грузовое и багажное отделение.
- Проводится оценка объема предстоящих работ, определяемого степенью специфических загрязнений поверхностей: жевательная резинка на ткани и ковровом покрытии, загрязнения на раковинах и унитазах, нагары в духовых шкафах, водный камень в кофейниках, следы от наклеек, загрязнения, вызванные воздушной болезнью.
- Проводится классификация работ и систематизация по участкам ВС (табл. 2), видам поверхностей, подлежащих уборке и мойке (вертикальные и горизонтальные поверхности), и по материалам: металл, пластик, ткань, поликарбонат, кожа, овчина, пленка PVF, поливинилхлорид, лакокрасочное покрытие.
Таблица 2. Перечень работ по выполнению внутренней уборки для каждого участка салона самолета.
Требования к материалам и растворам. В качестве средств для мойки используются:
- ветошь, которая должна быть мягкой, обладать высокой гигроскопичностью, не содержать абразивных или синтетических нитей или вкраплений: х/б фланель, марля, мадаполам, вафельное полотно, микрофибра, микроспан;
- мелкопористый полиэтилен (губка) без абразива;
- рабочий раствор моющего средства.
К рабочим растворам моющих средств при использовании метода сухой мойки предъявляются следующие требования:
- использование средств, имеющих сертификацию Boeing, AMS, Росавиации;
- высокое пенообразование;
- эффективные моющие качества;
- исключение коррозии алюминия, магния и других металлов;
- безопасность для работы со сталью высокой закалки, алюминием, магнием, поликарбонатом, пленкой PVF, поливинилхлоридом, лакокрасочным покрытием, то есть безопасность для конструкционных материалов ВС;
- негорючесть (горючие средства применяются только под наблюдением представителя технической службы);
- содержание дезинфицирующих добавок (для средств, предназначенных для внутренней уборки); способность нейтрализовать пищевые и прочие кислоты (для средств, предназначенных для внутренней уборки); исключение выделения токсичных паров;
- содержание биоразлагаемых поверхностно активных добавок.
Выполнение работ. Технологический процесс уборки салона ВС заключается в следующем:
- Готовится рабочий раствор в примерных пропорциях 1:1, 1:3, 1:10 (в зависимости от уровня загрязнений);
- Губкой взбивается густая стойкая пена, способная удержаться на вертикальной поверхности;
- Хорошо отжатой губкой пена наносится на поверхность;
- Пена оставляется на несколько минут для того, чтобы загрязнение вступило в реакцию с пеной и «поднялось» от обрабатываемой поверхности;
- Мягкой ветошью грязная пена снимается с поверхности по направлению сверху вниз;
- Поверхность протирается чистой смоченной в воде ветошью;
- Если есть необходимость, обрабатываемая поверхность натирается до блеска.
Примечание. Если требуется чистка текстильных покрытий, пена также наносится на загрязнения, выдерживается и снимается, начиная от периферии загрязнения к центру, после этого поверхность покрытия вытирается сухой ветошью и, если необходимо, обрабатывается пылесосом или экстрактором.
Все операции по уборке салона прописаны в технологических картах уборки (табл. 3). Четкость их выполнения, как и неукоснительное соблюдение технологии, уберегут вас от трагических последствий уборки. Они же являются гарантией безопасности предстоящего полета.
Таблица 3. Технологические карты уборки ВС.
Внимание! Уборка начинается со сбора крупного и мелкого мусора в пакеты. Все поверхности после обработки должны быть насухо протерты.
Наружная мойка (мойка фюзеляжа) самолета
При наружной мойке ВС используются простые и в то же время очень эффективные технологии очистки: от глубокой мойки с полировкой, мойки со смывом поверхности водой до «сухой» внешней мойки.
Типы мойки фюзеляжа. Существует два типа мойки фюзеляжа, условно обозначенные «А» и «В». Оба типа предполагают осуществление частичных моек, позволяющих авиакомпании-заказчику значительно экономить средства на уборку и мойку ВС (см. рисунок).
Мойка по типу А осуществляется на специализированной стоянке с использованием специализированного оборудования для мойки. Проводится два раза в год: весной и осенью. Применяется при температуре окружающей среды не ниже +5C при отсутствии обильных осадков. Мойка производится с применением АВД большим количеством воды.
Внешняя мойка с полировкой позволяет не только качественно удалить все виды загрязнений, но и существенно обновить внешний вид самолета за счет закрытия микротрещин в лакокрасочном покрытии.
Мойка со смывом водой выполняется неполирующими моющими средствами, которые должны соответствовать, как и препараты для любых других видов клининговых работ на воздушном судне, следующим требованиям:
- для российской авиатехники – быть исследованными в ГосНИИ ГА и внесенными в распоряжение Росавиации, которое переиздается каждые два года;
- для западной авиатехники – иметь соответствующую спецификацию:
- для Boeing – спецификацию Boeing D6-17487 с указанием вида работ;
- для Airbus и других – спецификацию AMS (Airspace Material Specification), указанную в руководстве по эксплуатации для конкретного вида работ.
Мойка по типу В осуществляется в ангаре вручную (без использования специализированного оборудования для мойки). Предусматривает использование метода сухой мойки и отличается от мойки по типу А тем, что при удалении загрязнений и моющего раствора с планера вместо промывки поверхности струей воды применяется протирка тканевыми салфетками. Верхняя часть фюзеляжа (от иллюминаторов) мойке не подлежит. Выполняется во время или после A-сheck и C-сheck. Требуемое время – от 4 часов.
Использование технологии сухой мойки имеет ряд преимуществ относительно прочих способов в случае, если соблюдены основные требования к наружной мойке фюзеляжа самолета. Метод позволяет осуществлять мойку самолетов в ангарах, в местах, где не допускается большой разлив воды, что является самым главным преимуществом данной технологии. Такая технология позволяет авиакомпаниям не нарушать запланированный график моек и содержать свой парк самолетов в чистоте круглый год независимо от температуры воздуха и погодных условий. В летний период во время мойки на перроне рабочая пена не высыхает так быстро, как нанесенный водный раствор.
Пенный метод предполагает только ручной труд без использования швабр и щеток с длинными рукоятками, что исключает повреждения поверхности фюзеляжа, антенн, датчиков углов атаки, приемников температуры и т.д. Он исключает попадание жидкости и моющих средств в открытые полости, агрегаты систем, подшипники, винтовые механизмы, подвижные соединения, компоненты электрических и гидравлических систем, а также на колеса, тормоза шасси, что сводит к нулю вероятность снижения силы торможения либо выведения тормоза из строя. Не нарушается смазка механизмов, а следовательно, исключены коррозия, образование льда во время полета. За счет образования защитного слоя на корпусе фюзеляжа облегчается полировка. Поверхность, обработанная таким методом, повышает свои водо- и грязеотталкивающие свойства. Регулярная мойка и тщательная полировка фюзеляжа, которые, как показывает практика, должны проводиться не реже двух раз в месяц, обеспечивают улучшение аэродинамики самолета и позволяют экономить тонны топлива. По данным корпорации «Боинг», экономия топлива при этом достигает 1,5–2%.
Моющие средства, одобренные для внешней мойки ВС, могут применяться для обоих видов мойки – как для обычной, так и для сухой.
Перечень работ на мойке фюзеляжа по типу В:
- наружная мойка окон кабины пилотов;
- мойка стоек шасси, барабанов колес;
- мойка дна фюзеляжа, хвостовой части;
- мойка киля, стабилизаторов;
- мойка мотогондол и пилонов;
- мойка фюзеляжа сбоку до иллюминаторов, мойка иллюминаторов;
- мойка крыльев снизу (закрылки, предкрылки, элероны, обтекатели балок).
Организация работ по наружной мойке
Подготовительный этап.
- Перед началом работ (ВСЕГДА!) производится осмотр самолета с начальником смены для обнаружения повреждений обшивки фюзеляжа снизу, сбоку (включая иллюминаторы), левого и правого полукрыла (закрылок, предкрылок, элеронов, обтекателей балок), гондол шасси, барабанов колес, мотогондол, пилонов, хвостового оперения (киля, стабилизаторов);
- Уточняется (ВСЕГДА) время, отведенное на мойку;
- Фюзеляж самолета условно делится на участки:
- боковая часть фюзеляжа;
- иллюминаторы;
- передняя нижняя часть;
- хвостовая нижняя часть;
- хвостовая часть: киль, стабилизатор;
- левое полукрыло, сверху и снизу: закрылки, предкрылки, элероны, обтекатели балок;
- правое полукрыло, сверху и снизу: закрылки, предкрылки, элероны, обтекатели балок;
- двигатели: пилоны, капоты;
- шасси: ниши, стойки, барабаны колес, створки, тележки;
- грузовые отсеки.
- Производится классификация работ в соответствии с временным и количественным объемом и степенью специфических загрязнений поверхностей, это участки в разной степени, загрязненные маслом, выхлопными газами, продуктами сгорания топлива.
- Определение в зависимости от этих показателей количества средств мойки и моющих веществ. В качестве средств для мойки используются, как и в наружной уборке:
- ветошь-ткань, которая должна быть мягкой, обладать высокой гигроскопичностью, не содержать абразивных или синтетических нитей или вкраплений, такая, как х/б фланель, марля, мадаполам, вафельное полотно, микрофибра, микроспан;
- мелкопористый полиэтилен (губка) без абразива;
- рабочий раствор моющего средства.
Требования к материалам и растворам. При использовании метода сухой мойки к средствам для мойки предъявляются следующие требования:
- наличие сертификата Boeing, AMS или Росавиации;
- высокое пенообразование;
- эффективные моющие качества;
- исключение коррозии алюминия, магния и других металлов;
- безопасность для работы со сталью высокой закалки, алюминием, магнием, поликарбонатом, пленкой PVF, поливинилхлоридом, лакокрасочным покрытием, то есть безопасность для конструкционных материалов ВС;
- негорючесть (горючие средства применяются только под наблюдением представителя технической службы);
- содержание дезинфицирующих добавок (для средств, предназначенных для внутренней уборки);
- способность нейтрализовать пищевые и прочие кислоты (для средств, предназначенных для внутренней уборки);
- исключение выделения токсичных паров;
- содержание биоразлагаемых поверхностно активных добавок.
Таблица 4. Технологические карты наружной мойки по типу В.
Выполнение работ. Технологический процесс уборки фюзеляжа ВС заключается в следующем:
- Готовится рабочий раствор; примерные пропорции – 1:1; 1:3; 1:10 (в зависимости от уровня загрязнений);
- Губкой взбивается густая стойкая пена, способная удержаться на вертикальной и округлой поверхности;
- Хорошо отжатой губкой пена наносится на поверхность;
- Оставляется на несколько минут для того, чтобы загрязнение вступило в реакцию с пеной и «поднялось» от обрабатываемой поверхности;
- Сухой мягкой ветошью грязная пена снимается с поверхности по направлению от передней части фюзеляжа к хвостовой.
Примечание. В местах особо устойчивых загрязнений операции 3-5 можно повторить. - Сухой мягкой ветошью полируется до блеска.
Примечание. В зимний период, при температуре, близкой к нулю, во избежание замерзания рабочего раствора на фюзеляже допускается приготовление рабочего раствора на основе средств, содержащих антифриз или метанол.
Все операции по наружной мойке ВС прописаны в технологических картах (табл. 4). Пусть кажущаяся простота операций не вводит вас в заблуждение! Четкость выполнения операций, прописанных в картах, как и неукоснительное соблюдение техники безопасности, технологии, требований Росавиации, спецификаций Boeing уберегут вас от трагических последствий ошибок при мойке фюзеляжа. Мойщики воздушных средств должны быть обучены работам на высоте, иметь удостоверения и работать в соответствии с разработанными технологическими картами мойки фюзеляжа.
Внимание! Перед началом мойки необходимо убедиться в наличии технологического оборудования и его исправности (табл. 5).
Таблица 5. Перечень технологического оборудования для наружной сухой мойки ВС.
Четкость выполнения всех этапов организации и начала работ позволит качественно выполнить мойку, уложиться в отведенное для мойки время и не отправить в рейс самолет, помытый только с одного бока.
По окончании работ и перед подписанием акта приемки-сдачи работ (ВСЕГДА!) производится осмотр самолета с начальником смены для обнаружения повреждений обшивки фюзеляжа на отмытых участках.
Заключение
Уважаемые коллеги и начинающие клинеры! Эта статья не дает полную картину запуска и организации работ такого необычного клининга, как уборка и мойка ВС. В этой зоне обслуживания немало тонкостей. Клининг на объектах недвижимости и клининг на воздушных судах – это небо и земля!
К вышеизложенному добавим перечень того, что нужно для организации услуги по мойке и уборке ВС.
Первое – наличие постоянного места для хранения инвентаря, химии, оборудования и расходных материалов и помещения для персонала.
Для работ в ангаре потребуются:
- точка набора воды;
- технологический слив;
- оборудование: стремянки, подъемники (см. табл. 5);
- место утилизации мусора.
Для работ на специализированной стоянке ВС во время мойки по типу В необходимы:
- прожекторы (в ночное время);
- свободная силовая точка 380 В.
Для работ на специализированной стоянке во время мойки по типу А (с применением АВД) к вышеуказанному добавляются:
- емкость на 200 л ;
- технический кран для наполнения емкости.
Стоянка должна быть оснащена дренажной системой.
А еще необходимо организовать правильный учет рабочего времени в режиме круглосуточной сдельной работы на воздушных судах разных типов; анализ и учет выполненных работ; учет расходования материалов.
Необходимо произвести примерный расчет стоимости каждой операции на каждом виде ВС, расчет оптимальной численности бригады, бюджетирование каждой мойки на каждом виде ВС. Все это прописывается в договоре с отдельно взятой компанией, а потом объединяется в общую базу. Но это уже отдельная тема.
Будьте осторожны и предусмотрительны, предлагая свои услуги! Помните о том, что безопасность полетов зависит и от того, насколько правильно помыт фюзеляж, почищены панель приборов в кабине экипажа или ковровое покрытие в салоне самолета!