Автор: Герхард МОРИЦ,
директор Adrett Gebaudereinigungs-Service (Германия).
Журнал Cleaning №2, 2012 год
Наша компания, которая насчитывает 200 сотрудников, относится к категории средних. Она работает в небольшом провинциальном городке с населением 80 тыс. человек (всего в городе трудятся еще четыре клининговые компании). При указанной численности административный аппарат состоит всего из четырех человек. Это директор, управляющий, бухгалтер и технолог. На балансе компании находятся восемь автомобилей для оперативной переброски техники и инвентаря с объекта на объект. Тем не менее у нас 250 различных клиентов – от дома престарелых до промышленных предприятий. Оборот компании – 2,5 млн евро в год.
Распределение объектов уборки в нашей компании такое же, как и в России, то есть 70% средств мы получаем от постоянной уборки и 30% – от разовых или специализированных работ типа послестроя, уборки после праздников, уборки мусора, мытья лестниц в жилом фонде и проч. Как в России, так и в Германии специализированные работы стоят дороже. Так же как и в России, 85% стоимости контракта приходится на ФОТ.
В условиях кризиса компании, как и многим другим, пришлось перейти на разреженный график, а именно убирать объекты не ежедневно, а три-четыре раза в неделю. Но в отличие от российских условий, нам не пришлось отказываться от качественной профессиональной химии, инвентаря и расходников. Немецкие владельцы зданий очень заботятся о продлении срока службы помещения.
Есть и другие моменты, которые отличают условия работы клининговых компаний в наших странах. Например, 87% клининговых компаний Германии являются членами ассоциаций. Это необходимо, поскольку значительно облегчает заключение договоров, дает доступ к новым технологиям, к различной информации, организации обучения и повышения квалификации персонала. Кроме того, профсоюзы жестко контролируют размер заработной платы, которая с 2012 года не может составлять менее 8,82 евро в час «чистыми» (9 евро начиная с 2013 года). Работа с 22.00 до 5.00, сверхурочные, а также работа в выходные и праздничные дни оплачивается с повышающим коэффициентом от 25 до 100% в зависимости от различных факторов.
Второй заработок
Для большинства немецких уборщиков клининг является второй работой. Законодательством Германии предусмотрено, что работник, имеющий второй заработок не выше 400 евро в месяц, не платит с этой дополнительной суммы никаких налогов, что привлекает людей для побочного заработка. Однако эта система очень невыгодна работодателю, поскольку налог на постоянных штатных работников составляет ориентировочно 40%, а на вторичный заработок – около 50%. Тем не менее компании с этим мирятся.
Расчет стоимости объекта
Важным моментом на этапе заключения договора является правильный расчет стоимости уборки объекта. Для этого составляются таблицы с указанием основных видов убираемых помещений, и при расчетах принимается во внимание ФОТ, амортизация оборудования и инвентаря, стоимость химии и расходников. На примере одного объекта выделяются зоны (туалет, офис, холл, лестницы и т.д.) и нормативы уборки в час. К примеру, для туалета он равен 120 кв. м, для офиса – 230 кв. м, для холла при машинной уборке – 360. (Интересная деталь: столы в офисе протираются только в том случае, если на них абсолютно ничего не лежит.) На основании этих данных определяется, какую сумму заказчик готов платить за каждое помещение. Затем составляется смета уборки на месяц по каждому помещению в отдельности. Это вызвано тем, что договор может предусматривать различную периодичность уборки. Общая сумма, а также административные затраты, налоги и риски в результате составят цену контракта.
Организация труда
Понятие бригады довольно абстрактно. За каждым уборщиком на объекте закреплены определенные помещения, исходя из его квалификации, а также личного графика работы в месяц. После выполнения своей задачи на данном объекте он связывается с офисом, где получает следующее задание.
Оптимизация расходов достигается исключительно путем рационального использования как трудовых, так и материальных ресурсов. Простой, но очень наглядный пример: тряпка для мопа сначала используется при уборке дома престарелых, где ее необходимо часто стирать и дезинфицировать, затем ее передают на уборку офисов, где не столь жесткие требования к дезинфекции, а тряпка еще вполне пригодна, а на последнем этапе ее жизни она применяется для уборки на промышленных предприятиях. Так простенько и наглядно демонстрируется, как на мелочах понижается себестоимость всего процесса. Вы говорите о педантичности немцев, но ведь «копейка рубль бережет» – это русская поговорка.