Автор: Ольга НЯМИНА,
корпоративный адвокат.
Журнал Cleaning №4, 2013 год
Уже долгое время «хорошим тоном» было обсуждение недостатков Закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ №94), заявления о его несовершенстве, недовольство тем, что он не выполняет основных своих задач, среди которых и борьба с коррупцией. По сути это процедурный закон, который описывает процесс размещения заказов, но не регулирует вопросы, связанные с установлением стартовой цены закупки и исполнения контрактов. Поэтому единственным показателем эффективности закупок было точное следование процедуре, а вот конечный результат был уже не важен.
И вот весной 2013 года мы увидели результат законотворчества, направленный на совершенствование системы госзакупок, – Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ №44). Эксперты прогнозируют, что вступление в силу ФЗ №44 приведет к экономии бюджетных средств только за 2014 год в размере более 1 трлн рублей.
Основные положения ФЗ №44 начнут действовать 1 января 2014 года, полностью он вступит в силу с 1 января 2017 года. Новый порядок уже тестируется в нескольких регионах, правда, результаты пока не блестящие. С вступлением в силу ФЗ №44 прекратится действие ФЗ №94. Но чтобы контрактная система заработала, только в этом году к ФЗ №44 необходимо принять (внимание!) 37 подзаконных актов! А всего до конца 2015 года – 53 акта правительства. Вас эти цифры не пугают? Меня – очень...
Заживем ли мы по-новому?
Поскольку Минэкономразвития опаздывает с разработкой этих документов, то вполне здравая идея отложить вступление в силу ФЗ №44 уже обсуждается в правительственных кругах. Например, руководитель ФАС РФ Игорь Артемьев считает, что вступление в силу закона следует перенести на год.
Честно говоря, лично у меня уверенности, что с 1 января 2014 года мы заживем по ФЗ №44, нет, поэтому подробный анализ положений закона я оставляю на потом, сегодня же кратко изложу основные нововведения.
Цели у ФЗ №44 самые благородные: повысить эффективность расходования бюджетных средств, способствовать развитию конкуренции и раскрытию информации благодаря Единой информационной системе (ЕИС), в которой будут собраны информация о планах закупок, реестр контрактов и сведения об их исполнении, реестр жалоб, проверок и другие сведения. ЕИС должна стать не только инструментом сбора информации в сфере госзакупок, но и инструментом контроля за соответствием сведений в различных документах закупочных процедур. Мы и сейчас на сайте zakupki.gov.ru можем бесплатно получить сведения о размещении заказа и заключении госконтракта, но не о ходе его исполнения.
Расширится список органов, обладающих функциями контроля в сфере госзакупок, к органам ФАС РФ добавятся органы Росфиннадзора, Казначейство России, Счетная палата.
С 1 января 2015 года заказчики будут обязаны утверждать, кроме плана-графика, еще и план закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете. Оба эти документа должны содержать обоснования:
- в плане закупки нужно обосновать, каким именно образом объект госзакупки служит достижению целей закупки, при этом объекты, приобретаемые для государственных нужд, не должны иметь избыточных потребительских свойств и являться предметами роскоши;
- в плане-графике нужно обосновать начальную (максимальную) цену контракта и способ определения поставщика. В ФЗ №44 прописаны методы обоснования начальной цены контракта. Приоритетным является метод сопоставления рыночных цен. Осуществление закупок только в соответствии с утвержденными планами-графиками будет обязательным с 1 января 2016 года.
В целом основная часть положений ФЗ №94 в той или иной форме перекочевала в ФЗ №44. Например, требования к участникам торгов если и дополнились, то незначительно. Теперь заказчик должен будет проверять отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков не только участника закупки, но и его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, руководителя. Новым требованием является отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки – юридического лица судимости за преступления в сфере экономики.
С 2014 года вступит в силу норма, согласно которой общественному обсуждению подлежат закупки, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд руб. Понятно, что клининговые услуги столько не стоят.
Новыми способами определения поставщиков, введенными ФЗ №44, являются конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытый конкурс с ограниченным участием, а также закрытый двухэтапный конкурс. Открытый аукцион будет проводиться только в виде электронного аукциона. Изменятся правила определения начальной цены госконтракта, правила оценки заявок на участие в госзакупках, правила изменения и расторжения госконтракта, установлены особенности исполнения заключенных контрактов.
По ФЗ №44 заказчик будет обязан устанавливать требование к обеспечению заявок, в то время как по ФЗ №94 это является его правом. Размер обеспечения должен составлять от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта, а при проведении аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта не выше 3 млн рублей – 1%. Несмотря на то что установлены два способа обеспечения заявок: внесение денежных средств и предоставление банковской гарантии, – для участия в электронном аукционе обеспечение может предоставляться только путем внесения денежных средств. Если участник закупки уклоняется или отказывается от заключения контракта, не предоставляет обеспечение исполнения контракта заказчику до заключения контракта, изменяет или отзывает заявку на участие в определении поставщика после истечения срока окончания подачи таких заявок, то обеспечение заявки такому участнику не возвращается.
За что боремся?
Также станет обязательным требование об обеспечении исполнения госконтрактов. Исключение сделано для некоторых видов госконтрактов, заключаемых по результатам закупки у единственного поставщика. Способы обеспечения исполнения контракта такие же, как и способы обеспечения заявок. А теперь я приведу размеры обеспечения, которые вполне могут шокировать: от 5 до 30% от начальной цены контракта, если начальная цена контракта равна или менее 50 млн рублей, от 10 до 30% от начальной цены контракта, если начальная цена контракта превышает 50 млн рублей. Не знаю, как у вас, а у меня такое ощущение, что это больше похоже на борьбу с конкуренцией, а не на ее защиту, ведь подобная «заморозка» денежных средств доступна только крупнейшим игрокам, а средним и мелким компаниям придется навсегда попрощаться с мечтой поучаствовать в разделе лакомого пирога госзакупок.
Законодатель решил бороться с демпингом установлением повышенного размера обеспечения в случае, когда при начальной цене контракта более 15 млн рублей участник закупки снижает ее на 25% и более. В этом случае победитель закупки должен предоставить обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер обеспечения, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса, если его выплата предусмотрена контрактом. Если участник конкурса или аукциона снизит начальную цену контракта, не превышающую 15 млн рублей, на 25% и более, то он обязан предоставить по выбору либо повышенное обеспечение, либо информацию, подтверждающую его добросовестность, к которой относится информация о госконтрактах, которые были им исполнены в полном объеме без применения санкций. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) любым способом, кроме аукциона, будет обязан применять минимум два критерия оценки, один из которых – ценовой. Другими критериями могут быть: расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок, квалификация участников закупки, включая наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и иных необходимых для исполнения контракта материальных ресурсов, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. А вот такие критерии оценки, как срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, из Закона ФЗ №44 исключили.
Предлагаю дождаться 1 января 2014 года и уже тогда разобрать закон «по косточкам» в контексте нормативных актов, которые должны быть приняты для запуска механизма контрактной системы закупок.