Автор: Александр КОМАРОВ,
коммерческий директор компании «Эколайф».
Журнал Cleaning №3, 2015 год
Хотелось бы поговорить о технических новинках, производимых для профессиональной уборки: как они сейчас воспринимаются конечными потребителями, что о них думают поставщики техники?
Возвращаясь на несколько лет назад, с удовольствием вспоминаю, как впервые в жизни столкнулся с профессиональной техникой для уборки. Это были ковромоечная машина, экстрактор и пылеводосос, привезенные «контрабандой» из Штатов, и купленные уже в России дисковая машина и фен. Я с интересом изучал, для чего они нужны и как работает техника, и наслаждался полученным результатом после ее применения, ведь отмывали мы тогда ею вековую грязь, и это было видно с первого взгляда. Так была укомплектована клининговая компания. Это было в 1997 году.
С тех пор в России определился целый список техники для различных видов уборки. Попробуем разобраться: инвентарь, тележки, ведра, мопы, тряпочки и много всякой мелочевки, связанной с ручным применением, пылесосы и все, что с ними связано, дисковые машины и их разновидности и обвес, подметальные машины, поломоечные машины, мойки высокого давления, огромное количество техники для уборки улиц и различных территорий в летний и зимний периоды, специфическая техника для мытья окон, фасадов, брусчатки, удаления граффити, сбора листвы, техника для удаления различных типов загрязнений при помощи сухого льда на предприятиях химчистки и в прачечных, и это не весь список.
В России технология уборки, техника уборки, использование и применение машин всегда были доморощенными, потому что толковых переводов инструкций не было, да и обучающих пособий тоже. Поэтому все добивались результатов путем проб и ошибок, и практически всем это удавалось.
В первые годы развития клининга на российском рынке была представлена техника с большой линейкой; это значит, что у одного поставщика можно было приобрести технику на все случаи жизни. Заказчики привыкли к этим машинам и технологиям и использовать что-то новое не торопятся, ожидая, что кто-то купит, освоит и потом расскажет, но с каждым годом таких первопроходцев все меньше и меньше. Из-за сложившейся ситуации на российском рынке многие затаились и перешли в режим ожидания, поэтому сейчас никого не интересуют новинки, только визуально. Есть случаи приобретения техники б/у. Те, кто убирается у себя на предприятиях, тоже затянули ремни потуже и стараются использовать более дешевую технику и ручной труд, а порой берут машины в аренду. Все стараются вкладывать средства до копейки в ту технику и оборудование, которое себя уже зарекомендовало.
К чему сейчас сводятся все новинки с точки зрения особенностей?
- Судя по запросам потребителей, они хотели бы, чтобы у них работала техника, представляющая собой комбайн: чтобы и пол мыла, и ковер пылесосила, да еще и от сети или аккумуляторов, одним словом, чтобы в одной машине сочеталось все для удобства при уборке. С одной стороны, это понятно: очень приятно иметь в хозяйстве одну такую штуковину, чем держать целую кучу техники, и если нужно, всю ее еще и перемещать. Но с другой стороны, если она выйдет из строя, то и уборки не будет.
- Раньше стремились максимально напичкать технику электроникой, программируемыми блоками, электроприводами. С одной стороны, это сильно: нажал кнопку – и все само включилось, заработало. Но если поломка, то это – время на выяснение причин неисправности, обязательный вызов сервисного сотрудника поставщика, дорогой ремонт из-за высокой стоимости плат и узлов – ведь их необходимо менять полностью. Сейчас стараются делать машины полностью механическими с ремонтопригодными узлами и легкой заменой расходных материалов без какого-либо инструмента, чтобы оператор мог без проблем устранить легкую неисправность и заменить расходные материалы.
- За рубежом создают технику, отвечающую принципу многоуровневой уборки: сначала делают предварительное подметание, удаляя крупный мусор, потом используют поломоечные машины, и технику применяют согласно указанным характеристикам и убираемым площадям, считая экономическую выгоду. Поэтому машины у них выглядят всегда как новые. Очень много экспериментируют с мойками высокого давления, меняя различные насадки: это и насадки, работающие как пескоструйные, для промывки труб, бордюров и дорожек, фасадов и др.
- Много новинок в области отмывки окон, стеклянных крыш, витрин, наклонного остекления, фасадов. Для этого используются специальная техника, штанги, деминерализованная вода.
- В части обеспечения электропитания старые батареи огромных размеров заменяют на новые, меньшего размера, с более долгим разрядом и подходящие к любой марке машины. Зарядные устройства тоже стали меньшего размера, интегрированные, встраиваемые.
- В области инвентаря все производители разрабатывают новые технологии с целью увеличения его прочности, снижения массы, улучшения эргономичности, снижения стоимости.
- В области химии идет разработка экологичных детергентов.
Это основные сведения о новинках в области клининга, на самом деле их гораздо больше. Только дело в том, что не все новинки доходят до нас. Во-первых, это связано с тем, что большая часть оборудования и техники производится не в России. Огромное количество поставщиков и оборудования – иностранцы, и вся нужная информация – на неизвестных нам сайтах на других языках. Про новинки мы обычно узнаем на выставках, и то если поставщикам это будет интересно, и цены на новинки намного выше, чем на более простые и уже проверенные временем образцы техники.
Новинки необходимо продвигать. Думаю, их нужно давать на долгое тестирование, чтобы можно было оценить их преимущества: ведь это не просто новая машина, а новое решение в технологии уборки. Его нужно исследовать и проверять в наших условиях, и только убедившись в том, что оно подходит для российского рынка, внедрять и использовать.