1
ProMop

1
3
2
4
5
6
7
9
10
RX-500
рек
рек1
cleanpro 2
Новости миграционного законодательства

Автор: Ольга НЯМИНА,
корпоративный адвокат.
Журнал Cleaning №5, 2012 год

По традиции раз в год мы возвращаемся к одной из самых актуальных тем для клинеров – теме привлечения иностранной рабочей силы. Законодатели не знают покоя и регулярно радуют нас «совершенствованиями» законодательства в этой сфере.
Кратко остановимся на новостях в сфере миграционного законодательства, которые непосредственно затронут клининговые компании.

Потребность в привлечении иностранных работников на следующий год определена на уровне 2012 года – в размере 1 745 584 человек, из них неквалифицированных рабочих – 366 000 (Постановление от 3 ноября 2012 гда. №1137 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2013 год»).

Что касается Москвы, то мэр столицы при подписании трехстороннего соглашения между правительством Москвы, Московским объединением профсоюзов и Московским объединением работодателей подчеркнул, что ограничение на привлечение иностранной рабочей силы сохраняется и в 2013–2015 годах доля иностранных работников не должна превышать 3,2% от общего числа занятых в городе – это те же 200 тыс. человек, что и в настоящее время.

Однако Приказ Минтруда России №566н от 30 ноября 2012 г. «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2013 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу» содержит иное распределение, а именно: 101 546 разрешений, что в два раза меньше озвученной мэром Москвы цифры.

1 декабря 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статью 131 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 272 Закона Российской Федерации "Об образовании"», устанавливающий требование об обязательном знании русского языка трудовыми мигрантами, которые работают в сфере ЖКХ, торговле и сфере бытового обслуживания. Иностранные граждане, желающие получить разрешение на работу в этих сферах или продлить срок действия такого разрешения, должны будут документально подтвердить знание русского языка. Таким документом может быть сертификат о прохождении гостестирования по русскому языку или документ об образовании в объеме не ниже основного общего образования. Он может быть выдан на территории иностранного государства при условии, что такой документ признается в России. К таким документам, в частности, относятся документы государственного образца, выданные до 1 сентября 1991 года образовательными учреждениями на территории государств, входивших в состав СССР, или выданные на территории России после 1 сентября 1991 года. Для граждан стран, где русский язык является государственным, подтверждений не требуется.

Сейчас при российских вузах и зарубежных образовательных учреждениях действуют 160 центров, получивших право проводить государственное тестирование иностранных граждан по русскому языку как иностранному.

Нужно отметить, что с 1 января 2015 года сдавать экзамен на знание русского языка, истории и законодательства России должны будут уже все въезжающие к нам трудовые мигранты, а также иностранцы, желающие получить вид на жительство в РФ.

Компаниям, сотрудничающим с крупными ритейлерами, будет интересно узнать, что Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 года №1243 с 0 до 25% увеличена допустимая доля иностранных работников в сфере розничной торговли алкогольными напитками, что свидетельствует о сильнейшем лобби данной категории предпринимателей. Полагаю, что на самом деле при действующей нулевой доле иностранных работников в розничной торговле уже гораздо больше 25%.

Интересная справка с сайта ФМС: всего за 2011 год было оштрафовано 18 240 должностных и 25 440 юридических лиц на общую сумму 2 098 267 900 рублей. Административному приостановлению деятельности подверглись 12 192 организации.

Есть подозрение, что в 2012 году эти цифры окажутся еще больше. Особой популярностью у УФМС, наряду со статьей 18.15 КРФоАП «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства», стала пользоваться статья 18.9 КРФоАП «Нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации». Штраф, предусмотренный частью 4 указанной статьи, хоть и ограничен 500 000 рублей, но зато неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета достаточно просто доказать, ведь многие работодатели, приняв на работу иностранца с разрешением и уведомив об этом УФМС и Центр занятости, полагают, что на этом их обязанности исполнены, а вот сотрудники УФМС так не считают и видят в каждом работодателе принимающую сторону с соответствующими обязанностями, установленными Федеральным законом от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Краткий обзор новостей в сфере миграционного законодательства наглядно показывает, что клининговые компании упорно подталкивают к тому, чтобы сокращать долю иностранных работников и активнее привлекать граждан РФ.

7
8
2020 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPROduction