Автор: Ольга НЯМИНА,
корпоративный адвокат.
Журнал Cleaning №1, 2011 год
Так сложилось, что одной из самых актуальных тем для клинеров является тема привлечения иностранной рабочей силы. Каждый новый год наши законодатели готовят нам сюрпризы разной степени приятности. И этот год не стал исключением. Другое дело, что большинство изменений в миграционном законодательстве, вступивших в силу в феврале 2011 года, мало коснутся клининговых компаний, поскольку регулируют вопросы привлечения высококвалифицированных специалистов, доход которых составляет не менее 1 млн рублей в год, что уборщикам, конечно, не грозит.
Поскольку все заинтересованные лица прекрасно осведомлены об основных аспектах привлечения иностранной рабочей силы, кратко остановимся на новостях в сфере миграционного законодательства.
Общее количество разрешений на работу иностранным гражданам по РФ в русле тенденции последних лет уменьшено с 1 944 356 до 1 745 584. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.12.2010 №1080н «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2011 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу» утвердил квоту для Москвы в размере 128 803 разрешений, из них для неквалифицированных рабочих – 27 000, для Московской области – 108 090 разрешений, из них для неквалифицированных рабочих – 41 410. Резерв квоты по Российской Федерации снижен с 526 807 до 523 751 разрешения. Думаю, что клининговым компаниям Москвы и Московской области такого количества персонала с разрешениями на работу будет явно недостаточно.
Что касается количества приглашений, то в целом по Российской Федерации оно составит 499 650 единиц (в 2010 году – 611 080). Учитывая специфику бизнеса, компании индустрии чистоты не прибегают к приглашению иностранных работников, а предпочитают заключать договоры с иностранцами, уже имеющими разрешение на работу.
С 15 февраля 2011 года вступают в силу изменения в ФЗ от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».
Принимающая сторона
Теперь под местом пребывания понимается исключительно жилое помещение или иное место, используемое иностранным гражданином для проживания. Раньше к месту пребывания относились также учреждения, организации, в которых находился иностранный гражданин и по адресу которых он подлежал постановке на учет.
Работодатели исключены из понятия «принимающая сторона». Принимающей стороной может быть только лицо или организация, у которой иностранный гражданин фактически проживает (п. 7 ч. 1 ст. 2 109-ФЗ).
Изменены основания и порядок снятия с учета по месту пребывания иностранного гражданина. Если раньше он подлежал снятию с учета в случае убытия из места пребывания, смены места пребывания, выезда из РФ и смерти, то теперь первые два основания заменены другим: в случае постановки на учет по новому месту пребывания (ст. 23 109-ФЗ).
В Федеральном Законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержались не работающие на практике нормы, согласно которым разрешение на работу выдавалось при условии внесения работодателем на специальный счет средств в размере стоимости проездных документов, что гарантировало выезд из РФ иностранных работников. С января 2011 года нормы, регламентирующие порядок внесения работодателем средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников из РФ, и возврата таких средств, прекратили свое действие.
В январе 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2010 №417-ФЗ, согласно которому иностранным гражданам, совершившим преступление или административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотиков, может быть не разрешен въезд в РФ, а совершившие такое преступление или административное правонарушение лица подлежат административному выдворению. Это также является основанием для отказа в выдаче разрешения на работу.
Есть у нас Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающий порядок организации и проведения проверок со стороны государственных органов, а также права и обязанности этих органов и проверяемых юридических лиц, а также меры по защите их прав и законных интересов. В отношении миграционного контроля положения этого Закона в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применялись до 1 января 2011 года. Теперь этот срок продлен до 1 июля 2011 года, что, на мой взгляд, является негативной новостью.
С натяжкой, но все-таки можно отнести к новостям миграционного законодательства внесение в КоАП РФ ст. 29.12.1, которая определяет порядок исправления описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении по делу об административном правонарушении. Лицо, вынесшее постановление или определение по делу об административном правонарушении, по заявлению заинтересованного лица или по своей инициативе вправе исправить допущенные описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления. Исправление производится в виде определения.
Ошибки зачастую закрадываются в размеры штрафов, которые за нарушения миграционного законодательства остаются на прежнем, очень высоком уровне – от 250 тыс. до 1 млн рублей в зависимости от состава правонарушения. В такой ситуации многие предпочитают просить суд вынести постановление о приостановлении деятельности взамен наложения штрафа, однако такие ходатайства остаются без удовлетворения, так как выбор меры административной ответственности целиком в компетенции суда. Суды хоть и независимы, но финансируются из бюджета, поэтому рассчитывать на то, что суд приостановит деятельность предприятия взамен пополнения бюджета, не стоит.
Краткий обзор изменений в сфере миграционного законодательства свидетельствует о том, что клининговым компаниям не приходится рассчитывать на улучшение ситуации с привлечением иностранной рабочей силы, поскольку государство если и идет навстречу иностранному персоналу, то только высококвалифицированному, полагая, что с уборкой вполне справятся и местные кадры.