Автор: Михаил ХАРЛАМОВ,
директор по развитию компании «Сервис Престиж».
Журнал Cleaning №5, 2013 год
«Нужны рабочие руки» – вроде бы обычное объявление по поиску рабочей силы. Но есть нюансы в свете последних изменений в миграционном законодательстве. Если поставить в конце вопросительный знак, это потенциальное предупреждение от сотрудников миграционной службы, а восклицательный – крик о помощи большинства клининговых и строительных компаний. Действительно, нам всем ОЧЕНЬ нужны рабочие руки! С октября 2013 года наметился резкий дефицит низкооплачиваемых линейных сотрудников. Сейчас, в декабре 2013 года, дефицит персонала в нашей компании – более 10% от общего количества сотрудников. В нашей компании еще не было такого окончания года! Мы, как и все на рынке, думаем: что делать?
В чем причина нехватки неквалифицированной рабочей силы? Затянувшаяся на 4-5 лет ситуация с фиксированным уровнем заработной платы линейного персонала? – Отчасти. На рынке с 2008 до 2013 года ее уровень был неизменным. Это не означает, что персонал был стабилен и держался за рабочие места с низкой оплатой труда. Большинство людей воспринимали этот уровень оплаты как стартап. С 2011 года эти места все чаще стали занимать менее грамотные, а иногда и совсем безграмотные жители сельской местности стран ближнего зарубежья. Они не знают русский язык и поэтому не могут прочитать инструкцию к химическим средствам; они не ведают, как рассчитать пропорцию для приготовления рабочего раствора; с менеджерами компаний и представителями заказчика они общаются через переводчика – бригадира (супервайзера). Этих малообразованных людей устраивала оплата в минимально возможном на нашем рынке размере. Конфликт в Бирюлево или подобный ему когда-то должен был случиться, пусть не в этом месте, а в каком-нибудь другом, но это было дело времени. После него произошли «зачистки» основных мест скопления мигрантов сотрудниками силовых ведомств. С одной стороны, разогнали нелегалов, которые готовы были работать на нашем рынке за минимальные деньги. С другой – силовики уничтожили развивающиеся криминальные очаги. Да, нам сейчас стало сложнее найти сотрудников. Потому как «жители плодоовощных баз», которые были готовы на любую непрестижную работу, были выдворены из РФ. Многие мигранты попали под ужесточенные поправки к миграционному законодательству и не смогли въехать обратно на территорию нашей страны. А тем, кто остался в России, нужна минимальная оплата в 25 тыс. рублей, плюс оплата проезда (если жилье не предоставляется) и питания, плюс жилье (в идеале). Это означает повышение заработной оплаты почти на 100%! Заказчик к этому не готов. Мы к этому не готовы. Этому вопросу, я уверен, будет посвящен весь 2014 год. Компании, которые смогут убедить клиентов не экономить на рабочей силе и найдут возможность привлекать рабочие руки не за баснословные гонорары, будут развиваться и далее. Компании, которые выстраивали свой бизнес на привлечении дешевого труда нелегалов и платили в конвертах, – вот этим компаниям будет очень тяжело. Если такие компании еще останутся уже к январю 2014 года. Борьба с «прачечными комбинатами» будет усилена до такой степени, что им выгоднее будет не работать совсем. Это мы увидим буквально через пару-тройку месяцев.
В течение последних 6 месяцев было принято много изменений в области миграционного законодательства. Не все еще о них знают. Давайте рассмотрим их более детально и попытаемся разобраться, как эти поправки отразятся на нашем секторе экономики. Что именно было изменено?
1. Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. №248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Изменен, в частности, пункт 26 ст. 1 Закона, который вступает в силу с 1 января 2014 г.:
«Органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о факте выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства, состоящему на миграционном учете по месту пребывания, разрешения на работу или патента в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации физических лиц (постановки на миграционный учет иностранного работника, дня выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства, состоящему на миграционном учете по месту пребывания, разрешения на работу или патента, снятия с миграционного учета иностранного работника), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, обязаны сообщать сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее дня, следующего за днем принятия указанных документов».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. №204-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Трудовой кодекс Российской Федерации».
Федеральный закон направлен на совершенствование миграционного и трудового законодательства в части, касающейся установления дополнительного основания для отказа иностранному гражданину в выдаче либо для аннулирования ранее выданного разрешения на работу или патента в случае, если иностранный гражданин не достиг 18-летнего возраста. В этих целях Федеральным законом вносятся соответствующие изменения, предусматривающие фиксацию возрастного критерия – 18-летнего возраста, по достижении которого в Российской Федерации допускается заключение трудового договора с иностранным гражданином.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. №203-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства».
Федеральный закон направлен на установление льготных условий для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации иностранными учащимися и студентами, а также на создание дополнительных благоприятных возможностей для обучения в Российской Федерации иностранных трудящихся-мигрантов. В этих целях Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» дополнен новой статьей, устанавливающей правила выдачи и продления иностранному гражданину, обучающемуся в РФ, разрешения на работу, обязательность выдачи такого разрешения без каких-либо не предусмотренных российским законодательством требований, при условии, что иностранный гражданин представил все необходимые для этого документы. При этом минимизирован перечень документов, которые необходимо представить в соответствующий территориальный орган ФМС России обучающемуся в РФ иностранному гражданину для получения разрешения на работу. Разрешения на работу предусматривается выдавать без учета квот и в ускоренном порядке.
Также предоставляется возможность получения или продления разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на срок его обучения в соответствующем образовательном учреждении на территории РФ, если данный иностранный гражданин совмещает работу с обучением. Прекращение обучения в данном учебном заведении является основанием для аннулирования такого разрешения. При этом предусматривается обеспечение непрерывности обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации в случае его перехода в установленном порядке в другое учебное заведение на территории РФ.
В Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» вносятся изменения, предусматривающие возможность для иностранных граждан совмещать в Российской Федерации работу с учебой. Иностранным гражданам, пребывающим в Российской Федерации на основании обыкновенной учебной визы, предоставляется возможность осуществления трудовой деятельности, а иностранным гражданам, пребывающим в Российской Федерации на основании обыкновенной трудовой визы, – возможность осуществления обучения в образовательном учреждении на территории РФ без оформления в установленном порядке изменения цели въезда в Российскую Федерацию. Кроме того, предусматривается закрепить норму, согласно которой федеральными законами или международными договорами РФ может устанавливаться более благоприятный режим въезда в Российскую Федерацию, пребывания на ее территории и выезда из нее иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на учебу в российские образовательные учреждения.
В Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» вносится изменение, предусматривающее в соответствии с международными договорами РФ возможность обучения соотечественников в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новой статьей, предусматривающей административную ответственность российской образовательной организации за нарушение правил уведомления уполномоченных государственных органов об обучении или о прекращении обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательных организациях.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. №207-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение».
Вводится безусловный запрет на въезд в Россию иностранцам и апатридам, если они представили подложные документы, а также в период предыдущего визита не заплатили налоги, штрафы или не возместили расходы по их выдворению. В последнем случае запрет на въезд снимается с момента полного погашения задолженности.
Согласно поправкам не могут получить разрешение на работу в нашей стране иностранцы, которые в течение 10 предшествующих лет неоднократно выдворялись из России.
Усилена административная ответственность за правонарушения в области миграции. Расширяется перечень нарушений, за которые иностранцев будут безоговорочно выдворять из России. Причем трудовых мигрантов, повторно пойманных на осуществлении трудовой деятельности без разрешения на работу, станут выдворять принудительно. Процедура контролируемого самостоятельного выезда из страны к ним не применяется.
Вводятся повышенные штрафы за повторные нарушения миграционного законодательства и за те, что совершены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.
Установлен минимальный срок административного приостановления деятельности для работодателей, нарушающих миграционное законодательство. Вводится ответственность работодателей (заказчиков), привлекающих высококвалифицированных специалистов, за неуведомление и нарушение порядка уведомления миграционных органов о работе указанных лиц.
О привлечении работодателей в сфере строительства к ответственности за нарушения миграционного законодательства будут информировать СРО, членом которой они являются. Неоднократное привлечение к такой ответственности в течение года является основанием для исключения из членов СРО.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. №224-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Не разрешается въезд в Россию иностранцам и лицам без гражданства, если в отношении них неоднократно выносились решения об административном выдворении, о депортации либо о передаче другому государству в соответствии с международным договором о реадмиссии (на 10 лет), а также если они неоднократно в течение 1 года привлекались к ответственности за административные правонарушения в сфере общественного порядка и безопасности, обеспечения режима пребывания иностранцев (лиц без гражданства) или их трудовой деятельности (на 5 лет). Въезд не разрешается иностранцам и лицам без гражданства, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление. Въезд могут не разрешить также иностранцу (лицу без гражданства), который неоднократно в течение 3 лет привлекался к ответственности за совершение административного правонарушения в России. Предусматривается, что в данном случае такое ограничение действует в течение 3 лет. Уточняются основания для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание, а также вида на жительство.
Определены правовые последствия, наступающие, если в отношении иностранца (лица без гражданства) принято решение о неразрешении въезда в Россию. В этом случае сокращается срок временного пребывания, разрешение на временное проживание не выдается, а ранее предоставленное разрешение аннулируется. Также не выдается вид на жительство. Срок ранее полученного вида на жительство не продлевается либо ранее предоставленный вид на жительство аннулируется.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. №169-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и статьи 7 и 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"».
Федеральный закон направлен на совершенствование миграционного законодательства РФ в части, касающейся аннулирования выдаваемого иностранному гражданину, являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи разрешения на временное проживание или вида на жительство. Закон устанавливает основания для аннулирования такого разрешения.
7. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. №82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"».
Установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли.
Также установлено, что квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, разрешений на работу, установленная Правительством Российской Федерации, не распространяется на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.
8. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"».
Определена процедура установления личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность. Установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности. Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца.
9. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. №49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Внесены изменения в ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в абзац 1 в части увеличения срока уплаты административного штрафа с 30 дней до 60 дней и в абзац 5 в части увеличения срока направления постановления о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения с 3 суток до 10 суток.
Принята еще 31 поправка в миграционное законодательство. Эти изменения мало относятся к нашему сектору экономики, но о них не лишне будет узнать и гражданам Российской Федерации. Ознакомиться с ними можно на сайте ФМС России www.fms.gov.ru. Для чего вводились эти поправки? Цели были следующие:
- защита национального рынка труда;
- создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;
- содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
- противодействие незаконной миграции и пр.
Все эти цели были подробно описаны в утвержденной Президентом РФ Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Лично меня это все радует, но в длительной перспективе. А сегодня заказчик звонит в клининговую компанию, которая в декабре выиграла по ФЗ №94 конкурс на уборку на 2014-2015 годы и спрашивает: «Где люди?!» Расходы на этот персонал компания рассчитывала еще летом 2013 года, когда подавала котировочные заявки. А если она не сможет найти дефицитный персонал? Мы же не можем объяснить заказчику, что 5 лет мы находили людей на заработные платы до 18 000 рублей, а сейчас не можем. И что уже в декабре 2013 года нужно поднять заработную плату минимум на 25%. Госконтракт, увы, этого не предусматривает. У заказчика останется один вариант: расторгнуть договор с компанией, победившей в конкурсе, и подать сведения о ней для внесения в «черный список» государственных поставщиков. Но это будет сделано уже в 2014 году, когда будут внесены изменения в законодательство по государственным закупкам. А это уже совсем другая история...
Как обычно, я уверен, что история не будет грустной. Мы же – уборщики. Без нас нельзя сделать мир чище. Значит, еще поработаем, причем все больше в правовом поле, и станем на несколько шагов ближе к цивилизованному рынку. А кто обещал, что путь будет легким?