Автор: Ирина ЛЕБЕДЕВА.
Журнал Cleaning №4, 2008 год
Исторический приоритет на общественные туалеты оспаривают несколько стран. По одной версии, они впервые появились на Востоке, в Древнем Китае, около 2000 лет назад. С другой стороны, все мы с детства хорошо знаем слова Веспасиана «деньги не пахнут», сказанные им в 70-х годах н.э. при введении налога на общественные туалеты. Известно, что уже в I в. н.э. римские «мочевые», наряду с термами, представляли собой шикарные мраморные строения, которые посещали не только по прямой надобности, но и для встреч и бесед.
Оставим, однако, археологам ломать голову над пальмой первенства в этом вопросе. Ясно одно: в истории человечества данная физиологическая потребность наравне с голодом и жаждой всегда имела первостепенное значение. Кстати, 19 ноября — «Всемирный день туалета».
Как это делают «у них»...
Уже с конца ХХ века в мире к вопросу об общественных туалетах стали подходить не только как к удовлетворению физиологических надобностей. Туалеты стали воплощением полета фантазии дизайнеров и инженеров. Самые экстремальные кабинки предлагает Италия: ее внешне обыкновенные стены изнутри прозрачны и создают впечатление, что вы справляете нужду прямо на глазах у изумленной публики. Процесс явно не для слабонервных! В Японии создание новых моделей унитазов — почти национальное развлечение. Они варьируются от самых простых, с подогревом стульчака, до мини-лабораторий, делающих экспресс-анализы, которые можно тут же направить лечащему врачу. В Бразилии в помещении туалетов можно одновременно поиграть в электронную версию национальной забавы — футбол. В Германии, в Берлине, к прошедшему чемпионату мира по футболу открылся самый дорогостоящий в Европе публичный туалет. Внутри помещение освещено мягким светом, на стены проецируется изображение пузырьков воздуха в воде, играет успокаивающая музыка, на каждом писсуаре установлен флажок для гольфа, помогающий, по замыслу дизайнера, «лучше целиться». Разумеется, есть обязательный в странах, уважающих своих граждан, лифт для инвалидов. При стоимости оформления 750 тыс. € посещение этого туалета обходится всего в 50 евроцентов.
В той же Германии существует и правовое регулирование этого вопроса. Так, например, гражданин, который не смог в течение двух часов пути воспользоваться туалетом в поезде из-за его неисправности, получил в судебном порядке компенсацию с железнодорожной компании в размере 300 € за моральные страдания. В Англии проводится весьма престижный ежегодный конкурс «туалет года». Однако я бы отдала главный приз Австралии. Не за фантазии, а за адресное внимание к каждому ее гражданину. Именно там впервые была выпущена национальная карта общественных туалетов по всей стране. На ней указано более 14 тыс. общественных и частных заведений с полной информацией не только о месторасположении, но и о часах работы, наличии кабинок для детей и инвалидов и наиболее удобных способах доступа. И это отнюдь не роскошь, а забота о здоровье нации. Такая информация необходима не только людям, страдающим недержанием мочи, инвалидам, беременным женщинам и др., но и абсолютно здоровым людям. Любой врач подтвердит, что вынужденное сдерживание справления естественных нужд со временем может спровоцировать целую гамму заболеваний от энуреза до злокачественной опухоли. Вслед за Австралией в преддверии Олимпиады такую же карту создали в Китае.
...и как у нас
Почему же в нашей стране эта тема считается неудобной? Может, из-за состояния наших общественных туалетов? Вы замечали, что фразу «А где у вас тут туалет?» всегда произносят полушепотом? Мы можем спокойно поголодать денек-другой. А попробуйте-ка денек-другой не пользоваться отхожим местом! Вот, видимо, наше чиновничество и считает, что, ежели приспичит, побежишь куда угодно, не думая об удобствах.
Впрочем, нельзя сказать, что этот вопрос вообще не обсуждается. Напротив, вот уже более 10 лет почти во всех крупных субъектах Федерации активно дискутируется проблема общественных туалетов, но, увы, дискутируется по принципу иллюстрации басни Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Вот несколько свежих примеров по городам и весям.
В чем же проблемы?
Прежде всего, большинство стационарных общественных туалетов построено по проектам 1930–1950-х годов, в которых, разумеется, не учтены мировые достижения последних 50 лет. Например, старейший из ныне действующих московских туалетов на Ленинградском шоссе был построен аж в 1937 году.
Многие туалеты расположены вдали от мест массового скопления людей, поскольку произошли изменения в направлениях людских потоков.
Как правило, отсутствуют современное оборудование и расходные материалы, санитарная обработка зачастую проводится с использованием хлорной извести, создающей постоянный резкий запах. Почему-то бытует мнение, что наши люди не умеют пользоваться современными туалетами, а они просто адекватно отвечают на неуважение к ним.
Строительство новых объектов сопряжено с большими трудностями. Многочисленные согласования резко повышают себестоимость и делают их низкорентабельными.
Действующие нормативы
До сего дня основным документом, определяющим санитарные требования к общественным туалетам, является СанПиН №983-72 от 19 июня 1972 года «Санитарные правила устройства и содержания общественных уборных», который безусловно и безнадежно устарел. Но даже и его требования как не соблюдались, так и не соблюдаются по сей день. Например, согласно этому документу радиус обслуживания общественных уборных в городах не должен превышать 500-700 м. Поскольку в этом вопросе мы не Австралия и даже не Китай и карт туалетов у нас нет, мы располагаем только собственным опытом, который нам подсказывает, что сети общедоступных туалетов на максимальном расстоянии 1,4 км друг от друга у нас не существует. Кроме того, СанПиН гласит, что во всех общественных уборных должны быть предусмотрены устройства унитазов, удобных для пользования детьми. Этого тоже как не было, так и нет. Об инвалидах даже не упоминается, поскольку в СССР такой проблемы не существовало. Вот уже 35 лет соответствующие контролирующие органы ничего не видят.
Настоящая проблема, однако, не в этом. Главное, что в начале ХХI века у нас действуют санитарные нормы, которые в развитых странах устарели уже к середине века ХХ. Вот конкретные примеры: все еще разрешается устройство общественных уборных в виде люфт-клозетов. Что это такое? Это дыра в полу со спуском по принципу свободного падения. Хорошо смотрится в одном ряду с нанотехнологиями, не правда ли? Или другой пример: полы допускается делать из цемента, который определяется как «легко моющийся материал». Не надо быть клинером, чтобы понимать, что цемент легко впитывает влагу и надолго сохраняет запахи. Таких огрехов в этом документе немало, но другого документа нет.
А пока суть да дело, пока власти городов занимались другими проблемами, махровым цветом распустились «синие цветы». Коммерческие структуры быстренько прибрали туалетный бизнес к своим рукам и разукрасили города ужасающе антисанитарными синими кабинками, конструкция которых устарела еще до начала их проектирования. В них нет ни обязательной вентиляции, ни освещения. Непонятно, каким образом они прошли санитарно-эпидемиологический контроль. Весь ужас в том, что они заполонили и Москву и бодро шагают по всей стране.
Но не все так уж безрадостно. Стоит зайти в хорошую гостиницу, кафе или ресторан, чтобы убедиться, что есть в городах места, где уважают граждан. Да и в современных офисах уже не встретишь допотопных вечно сломанных унитазов. Там нормой стала качественная сантехника, дезодоранты, дозаторы с жидким мылом, рычажные краны в умывальниках, полотенца для рук и многое другое, что само собой разумеется. Кое-где появились даже одноразовые бумажные стульчаки. Во многих отелях есть специальные туалеты для инвалидов.
Уборка современных туалетов, особенно в больших комплексах, таких как спортивные сооружения, выставочные помещения, крупные торгово-развлекательные центры, имеет свою специфику, и производят ее клининговые компании, у каждой из которых есть свой подход к выбору моющих средств, расходных материалов и техники.