Автор: Александр КОМАРОВ,
специалист в области клининга, профессиональной уборочной техники, тяговых батарей с 1997 года
Журнал Cleaning №4, 2017 год
Сегодня рынок насыщен огромным количеством аккумуляторных батарей для уборочной техники, отличающихся технологией изготовления, областями применения, производителями. Из этого количества порой тяжело выбрать и купить новый комплект батарей. Предлагаю разобраться, что такое аккумуляторы и зарядные устройства.
Эволюция батарей глубокого цикла
Самыми первыми аккумуляторными батареями, которые начали использовать в уборочной технике, стали свинцово-кислотные (классические) с жидким электролитом.
После батарей с жидким электролитом появились популярные сегодня гелевые батареи. Это тоже свинцово-кислотные аккумуляторы, только электролит в них при помощи специальных добавок доводится до состояния геля и находится в таком виде.
После гелевых аккумуляторов появились аккумуляторы AGM (Absorbent in Glass Mat – технология абсорбирующего стекловолокна). Между пластинами находится стекловолокно, пропитанное электролитом, и удерживает его в материале, что исключает вытекание. Батареи предназначены для работы во флотирующем режиме, например в системах бесперебойного питания. Отключили свет – сработала система и подключила потребитель к источнику питания, аккумулятору. Свет включили – система отключила источник, а батарея перешла в режим заряда.
Производство батарей по новейшей технологии Dry Cell (сухой элемент) схоже с производством батарей по технологии AGM, но есть значительные изменения, доработки. Эти батареи самые востребованные на сегодняшний день. Они дешевле гелевых по технологии производства и более выносливы при правильной их эксплуатации.
Литий-железофосфатные (LiFePO4) аккумуляторы – новейшая серия литиевых аккумуляторов. Данная технология предлагает усовершенствованный процесс цикличности, сокращение времени заряда в случаях стационарного и мобильного применения, аккумуляторы имеют более низкую скорость разряда, чем свинцово-кислотные батареи. Сегодня это самые лучшие батареи. Но их высокая стоимость мешает внедрению на уборочной технике.
Плюсы и минусы
Батареи с жидким электролитом самые дешевые на рынке, но следует учитывать стоимость их обслуживания в течение срока эксплуатации. Их необходимо доливать дистиллированной водой, следить за ее уровнем. Заряжать нужно в специально оборудованном помещении, соответствующем нормам противопожарной охраны. Особое внимание прошу обратить на то, что их нельзя переворачивать. Они выделяют огромное количество водорода. Если в машине контрольные платы и разъемы находятся вблизи аккумуляторного отсека, то они чаще выходят из строя по причине коррозии, потому что при кипении электролита (жидкости, находящейся в аккумуляторе) пары попадают на контакты и платы и разъедают их.
Из положительных качеств, помимо дешевизны, отмечу большое количество циклов, возможность работы при низких температурах, применения в местах большого скопления людей и продажи продуктов питания. Эти батареи нормально переносят различные нагрузки. Их чаще всего применяют на складах, где присутствует подъемная техника, работающая на батареях с жидким электролитом.
Гелевые батареи, несмотря на огромное количество их модификаций и различных технологий изготовления, остаются самыми популярными. Вся техника настроена на использование этих батарей, поэтому они являются долгожителями среди других технологий. Из минусов отмечу то, что они очень дорогие из-за особенностей их производства. Необходимо соблюдать правила эксплуатации таких батарей: их необходимо полностью заряжать и полностью разряжать одним циклом, нельзя держать разряженными и хранить долгое время без подзаряда; они боятся низких и высоких температур, их нельзя использовать с зарядными устройствами, настроенными на другие технологии. Нельзя подзаряжать во время рабочей смены. Плюсы в том, что они полностью необслуживаемые, герметичные.
AGM-технология, предназначенная для работы на источниках бесперебойного питания, не подходит для применения в технике, где необходимо производить частые циклы и меняются нагрузки.
Мнения об аккумуляторах AGM Dry Cell разделились. Вопрос в их правильной эксплуатации. Если их неправильно эксплуатировать, то срок их работы резко снижается. Большая часть техники, которая продается на российском рынке, настроена на другие типы батарей, это надо учитывать при приобретении данных батарей. Если машина и зарядное устройство будут настроены на тип этих батарей и будут соблюдаться правила эксплуатации, то они будут работать очень хорошо даже при сильнейших нагрузках. Время работы увеличивается, есть возможность дозаряжать батареи во время смены, они полностью необслуживаемые, нормально переносят низкие температуры, количество циклов примерно как у гелевых – это плюсы. Из минусов отмечу то, что их нельзя хранить в разряженном состоянии, так же как и гелевые.
Литиевые батареи – это новый продукт. Должно пройти 5-7 лет, чтобы можно было делать выводы о работе этих батарей. Главное – не стать жертвой обмана при их приобретении. Важно знать, в каких условиях производят эти батареи; можно просто попросить показать фото батареи без крышки, на нем сразу будет видно, как была изготовлена батарея: если болтаются провода, видны места их пайки, то можно сказать, что батарею собирали на «коленках», а не на заводе. Можно попросить сертификаты на батарею, не поленитесь их изучить. Если они европейские, то эти заслуживают высокой оценки. Конечно, батареи не могут стоить дешево. И обязательно поинтересуйтесь, из чего сделаны элементы батареи. Если они литий-железофосфатные (LiFePO4), эти элементы как раз и применяются в батареях глубокого цикла. Если элементы LiCoO (литий-кобальт оксидные) или LiMn2O4 (литий-марганцевая шпинель), то характеристики будут другие, и они не будут соответствовать требованиям.
Существует мнение, что при жестких условиях уборки машинами на объектах операторы быстро убивают комплекты гелевых батарей, порой за 3-4 месяца. Руководство принимает решение приобретать самые дешевые батареи с жидким электролитом со словами: все равно убьют. Логика здесь присутствует, но не здравый смысл. Я был на объектах, где обученный персонал работает на машине, заряжая по три раза в день батареи, и они работают по два-три года. И видел, где оператор мечется от розетки к розетке, чтобы зарядить машину, потому что боится, что руководство его накажет за простой техники, в итоге батарей при таком режиме работы хватает на 4-6 месяцев максимум. Подумайте, что лучше. Замотивировать персонал и знать, что на объекте полный порядок, либо из-за неправильного отношения не только получить большой штраф, но и потерять объект.