Автор: Юрий РЯБИЧЕВ,
президент НО «АРУК», президент НОСОО,
Журнал Cleaning №4, 2017 год
Банальность – она потому и банальность, что является прописной истиной, которую нужно знать и всегда помнить. Что бюджет – это основа государства, конечно же, банальность, и что главная задача фискальных органов – его наполнение, тоже банальность. А вот как именно собирать налоги – это уже стратегия и тактика государства. По оценкам ФНС, от клининга вместо расчетных 40 млрд руб. в казну поступает всего 8 млрд. В 2017 году определена новая задача ФНС – повысить прозрачность бизнеса, увеличить поступление налогов, но при этом не убить курицу, несущую золотые яйца. Провести этот процесс относительно безболезненно для добросовестных предприятий отрасли можно только при тесном сотрудничестве ФНС с профессиональными объединениями, и не просто локальными ассоциациями, а с крупнейшим объединением «ОПОРА РОССИИ», встроенным в структуру государственной власти и созданным для защиты и поддержки малого и среднего бизнеса.
Запуск в 2015 году автоматизированной системы контроля за уплатой НДС (АСК НДС) уже принес налоговой службе положительные результаты. Система проводит поверку деклараций по НДС и сопоставление счетов-фактур контрагентов. Это позволяет отслеживать денежные потоки и находить разрывы, что сразу становится предметом пристального внимания налоговиков.
В 2018 году внедряется усовершенствованная программа АСК НДС-3, которая автоматически выявляет компании, уклоняющиеся от уплаты налогов с помощью таких схем, как дробление фирмы, создание/привлечение фирм-однодневок, создание цепочек посредников и проч.
Уже сейчас отчеты, которые формирует вторая версия программы АСК НДС-2, служат основанием для возбуждения уголовного дела, если в них выявляются серьезные нарушения. АСК НДС-3 повысит продуктивность процесса до 100%, что сильно упростит работу следственных органов.
Помимо прочих преимуществ, АСК НДС-3 работает по экстерриториальному принципу, что полностью исключает возможность сговора между компанией и налоговым инспектором. Таким образом, она обеспечивает большую собираемость налогов и снижает до минимума количество нарушителей. Теперь проверки смещаются с отдельных налогоплательщиков на целые отрасли. Внедрение АСК НДС-3 в 2018 году совпало по времени с «обелением» клининговой отрасли. Как известно, в нашей отрасли собираемость налогов низкая из-за серых и даже черных схем. Причин тому много. Первая причина – это высокий налоговый пресс на отрасль с большим количеством занятых, где зарплаты составляют 80% себестоимости, а налоговая нагрузка – более 60%. Вторая причина – это действие закона 44-ФЗ, который устанавливает при выборе подрядчика единственный критерий «цена». Этим воспользовались недобросовестные компании-дискаунтеры, и вся конкуренция постепенно перешла в сферу налоговой «оптимизации».
Как видим, в сложившейся ситуации далеко не всегда есть вина клининговых компаний. И если клининговый бизнес практически перестал приносить прибыль, виноваты в значительной степени заказчики, выбирающие тех, кто предлагает самую низкую цену, не задумываясь о том, что необоснованная дешевизна им дорого обойдется: исполнитель будет либо оказывать некачественную услугу, либо незаконно использовать гастарбайтеров, за которых не платит налоги. Есть заказчики, которые предпочитают за гроши услуги аутстаффинга. И хотя предоставлять персонал на аутстаффинг в 2017 году могут исключительно кадровые агентства, получившие аккредитацию в качестве частного агентства занятости и имеющие соответствующую лицензию, большинство агентств продолжают работать без всякой разрешительной документации.
Но заказчик таков, каков он есть. Другого нам не дали. Тем не менее воздействовать на него можно, в том числе и через отраслевые ассоциации.
Итак, всем понятно, что порядок наводить нужно, но наводить его нужно комплексно. Именно на это и нацелена АСК НДС-3. Отныне привлечение заказчиком компании, применяющей серые схемы, чревато серьезными последствиями от штрафов до уголовного преследования.
Теперь, прежде чем заключить договор, заказчик должен убедиться в добросовестности не только подрядчика, но и всех его контрагентов (если таковые имеются).
Все это здорово, но в нашей отрасли столько нарушений, что, если в одночасье ввести в действие АСК НДС-3 и вытащить на белый свет всех «оптимизаторов» налогов, то мы просто обрушим весь российский клининг.
Доказывать проверяющим, что ты нарушаешь закон «не корысти ради», что толкает тебя на это заказчик и другие объективные факторы – дело не только бесполезное, но теперь и невозможное. Машина к диалогу не приспособлена. А ФНС все подобные доводы уже оскомину набили. Пытаться быть «белым и пушистым» и вести бой за чистый бизнес в одиночку тоже дело бесперспективное. Один в поле не воин.
Именно поэтому АРУК при поддержке Комиссии по клинингу и обращению с отходами ОПОРЫ РОССИИ начали взаимодействовать с ФНС и ФАС для того, чтобы разработать такие механизмы «обеления» отрасли, которые, с одной стороны, позволят обеспечить собираемость налогов в соответствии с действующим законодательством, а с другой – дадут возможность и время клининговым компаниям упорядочить ранее заключенные договоры и довести до сведения заказчиков малоприятную для них новость, что они тоже несут свою долю ответственности. 10 ноября 2017 года ФНС провела совещание с клининговыми компаниями и уже приступила к проверке первых 8000 предприятий отрасли и их заказчиков.
Куда бедному клинеру податься? АРУК разработала Хартию клининговой деятельности, подписанты которой берут на себя обязательства по добросовестному и законопослушному ведению бизнеса. При проведении проверок ФНС в первую очередь будет обращать внимание на те компании, которые к Хартии не присоединились. Конечно, Хартия не является государственным законодательным актом или индульгенцией, но как внутриотраслевой документ имеет большое значение для выявления добросовестных членов клинингового сообщества. Хартия АРУК – это документ, закрепляющий обязательства подписантов. Выход из сообщества подписантов автоматически означает отказ от законопослушания со всеми вытекающими из этого последствиями.
Но есть и еще одна Хартия. Несколько наиболее крупных клининговых компаний решили, что им хватит ресурса возглавить процесс и идти своим путем, и в конце 2017 года зарегистрировали свою ассоциацию – НАФО (Национальная ассоциация фасилити-операторов), а также разработали свою Хартию. Если сравнивать оба документа, то становится очевидно, что Хартия АРУК и ОПОРЫ РОССИИ носит характер обязательств и содержит в себе механизм работы с ФНС и другими государственными органами через ОПОРУ РОССИИ на базе консолидации всей отрасли. Хартию ОПОРЫ РОССИИ поддержала и ФАС, что дает хорошую основу для работы с госзаказчиками и крупнейшими компаниями. Хартия же НАФО в большей степени является декларацией.
P.S. Как видно, разум восторжествовал, и недавно НАФО подала заявку на вступление в ОПОРУ РОССИИ.
Хартия клининговой деятельности
Сложившаяся в последние годы ситуация, когда действия отдельных игроков рынка ставят под удар практически весь клининговый рынок, становится неприемлемой. Участникам клинингового рынка выгодно, чтобы все добросовестно несли налоговое бремя согласно законодательству РФ, осуществляли предпринимательскую деятельность в сфере профессиональной уборки прозрачными методами, избегая незаконного занижения налоговой нагрузки, соблюдая миграционное и трудовое законодательство.
Для неблагополучного рынка, на котором присутствует недобросовестная конкуренция, необходимы дополнительные элементы профессионального и общественного контроля, а также внесение в установленном порядке изменений в законодательство с целью поддержки добросовестных участников рынка как в переходный период, так и на постоянной основе.
Считаем более эффективным проводить консолидацию добросовестных участников рынка на добровольной основе при непосредственной поддержке и контроле Общероссийской общественной организации поддержки малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» с участием Минпромторга, ФАС, ФНС, Минэкономразвития и других заинтересованных государственных организаций.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 30.12.2015 №2776-р для осуществления дополнительного профессионального и общественного контроля предлагается привлечь профильные саморегулируемые организации (на клининговом рынке это действующая на федеральном уровне саморегулируемая организация «Ассоциация региональных уборочных компаний») в соответствии с законодательно возложенными на них функциями регулирования рынка на добровольной основе.
Являясь законопослушными и социально ответственными участниками рынка, компании, подписавшие настоящую Хартию, придерживаются следующего принципа ведения деятельности:
- не получают конкурентное преимущество за счет неуплаты налоговых платежей или участия в схемах организации незаконного возмещения НДС, а также препятствуют вовлечению себя в такие схемы, соблюдая действующее миграционное и трудовое законодательство;
- в ходе своей деятельности следуют принятым национальным стандартам деятельности, а также профильным профессиональным стандартам, в том числе: ГОСТ Р 51870-2014 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Общие технические условия», ГОСТ Р 57582-2017 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Система оценки качества организаций профессиональной уборки», ГОСТ Р 57595-2017 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Термины и определения», профессиональный стандарт «Специалист профессиональной уборки» рег. №857;
- стремятся приобретать продукцию, необходимую для оказания качественных услуг, у добросовестных поставщиков;
- привлекая субподрядные организации, участники Хартии обязуются проявлять должную осмотрительность и добросовестность при выборе контрагента;
- сотрудничают с Общероссийской общественной организацией поддержки малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» по подготовке предложений для улучшения ситуации на рынке, развития добросовестной конкуренции и решения спорных вопросов;
- прилагают усилия, направленные на расширение списка участников, подписавших данную Хартию.
В целях повышения эффективности работы на рынке при соблюдении настоящей Хартии важно активно пропагандировать ее принципы среди всех участников рынка, а также потенциальных заказчиков и потребителей услуг.
Любой из участников, действующих в соответствии с настоящей Хартией, может через Комиссию по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потребления ОПОРЫ РОССИИ и ее региональные отделения предложить обсуждение различных вопросов, связанных как с реализацией данной Хартии, так и с ситуацией на рынке клининговых услуг.
Любой из участников, действующих в соответствии с настоящей Хартией, вправе рекомендовать другому юридическому лицу присоединиться к Хартии. В случае согласия новый участник подписывает Хартию на совещании Комиссии либо присоединяется предложенным ниже способом.
В случае возникновения желания по любым причинам прекратить соблюдение принципов данной Хартии участник, ранее ее подписавший, обязан проинформировать всех участников о своем решении.
Участники, подписавшие Хартию, совместно с саморегулируемой организацией «Ассоциация региональных уборочных компаний» осуществляют общественный контроль за соблюдением вышеуказанных принципов на рынке клининговых услуг России.
Информация о нарушениях принципов Хартии со стороны любого участника рынка профессиональной уборки России должна передаваться участником – подписантом Хартии, выявившим данный факт, в адрес отраслевого объединения, в котором он состоит, либо в Комиссию для последующего принятия мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшем.
Подписание Хартии участниками означает принятие обязательства следовать в своей деятельности принципам Хартии с момента ее подписания. Срок присоединения к Хартии новых участников не ограничен.
ИНН _____________________________________Наименование _____________________________
ФИО руководителя __________________________
Должность руководителя ____________________
Подпись _______________
Дата ______________
Сканированная копия направляется по электронной почте aruk-maria@mail.ru (в письме указать название компании, ИНН, регион, контактную информацию, исполнителя), оригинал – курьерской службой по адресу: 125009, г. Москва, Большая Дмитровка, 15, получатель – АРУК.